Перед вами третья, заключительная часть серии Great Battles. В этой пошаговой стратегии вам предстоит окунуться в события эпохи гражданских войн в Риме и поучаствовать в сражениях того времени. По сравнению с предыдущими двумя частями трилогии изменений здесь немного: на первый взгляд они коснулись лишь некоторых деталей, которые, однако, довольно существенно влияют на весь игровой процесс. И всё-таки, к сожалению, третья часть гораздо меньше отличается от второй, чем вторая от первой.
Как и прежде, вы можете проходить кампанию и вести отдельные сражения (всего их девять: пять произошли в ходе войны Цезаря с Помпеем и его последователями и ещё четыре - в ходе завоевания римлянами Галлии и Греции). В кампанию - в ней вы, разумеется, выступаете в роли Цезаря - входят всего-навсего четыре битвы, а сама она хоть и претерпела некоторые изменения по сравнению с Great Battles of Hannibal, но суть её осталась прежней. Это всё тот же симулятор карты: у вас есть армия, которая должна в течение десяти ходов победить четыре армии противника (по числу сражений) и не позволить Помпею (на карте он обозначен значком с его портретом) войти в Рим; гарнизонов, а также захвата и контроля провинций здесь нет. Армии противника теперь могут двигаться (однако гораздо медленнее вашей), но обычно действуют несогласованно. В общем, свобода ваших действий возросла (в ущерб исторической достоверности, конечно: теперь битвы с врагом вы можете вести в любом порядке), но принципиально ничего не изменилось, да такие изменения здесь не особенно-то и нужны, ведь стратегическая часть в этих играх - только дополнение к тактической. А в последней есть серьёзные новшества.
Самым главным нововведением на поле боя является исчезновение принципа "у каждого генерала свои войска". Теперь отрядами из нескольких частей (легионами, конницей, вспомогательными силами) командуют старшие офицеры, а генералы могут управлять ЛЮБЫМИ частями, расходуя на каждую только по одному приказу. Поскольку первые гораздо менее инициативны, чем вторые, то их лучше использовать для отдачи групповых приказов всему отряду, а генералы пусть корректируют общий ход боя - возвращают в строй бегущих, перебрасывают резервы на опасные направления и так далее (как, собственно, и было в реальности). Такое разделение обязанностей себя полностью оправдывает: ведь вам предстоит управлять большим количеством войсковых частей. Однако всё вышеизложенное относится только к римским войскам - армиям Мария, Суллы, Цезаря и Помпея. Противники Рима (галлы и греки) такого преимущества не имеют и вынуждены командовать своими силами по старой схеме, что - учитывая низкую инициативу их генералов и многочисленность частей - крайне пагубно отражается на маневренности и тактической гибкости армий. И это также соответствует реальности: Рим той эпохи превосходил своих противников в организации, дисциплине и слаженности войск.
Имеется и ещё ряд менее крупных изменений - появилось много новых типов войск, есть альтернативные гипотетические сценарии ряда сражений. Неизменной осталась очень красивая графика. Но, увы, не все нововведения в Great Battles of Caesar положительные. Прежде всего, кампания просто безобразно короткая и не включает в себя битв, проведённых в ходе Галльской войны армией Цезаря (только часть их доступна в виде отдельных сражений). В игре полностью отсутствуют осады (кстати, ведь и главное противоборство войск Цезаря с галлами было осадой крепости Алезия и связанными с ней битвами) и морские сражения - но это уже недостатки всех частей трилогии. Ещё более удручает то, что эта игра является последней в серии. А ведь было бы просто замечательно, если бы на этом движке авторы создали и другие игры, посвящённые поздней античности и средневековым битвам, с добавлением различных новшеств (раннего огнестрельного оружия, метательных машин, укреплений и так далее).
Подводя итог, можно сказать, что игра смотрится вполне достойно и заслуживает не меньше внимания, чем две её предшественницы. И огромное сожаление вызывает тот факт, что серия Great Battles так и осталась трилогией...
Как и прежде, вы можете проходить кампанию и вести отдельные сражения (всего их девять: пять произошли в ходе войны Цезаря с Помпеем и его последователями и ещё четыре - в ходе завоевания римлянами Галлии и Греции). В кампанию - в ней вы, разумеется, выступаете в роли Цезаря - входят всего-навсего четыре битвы, а сама она хоть и претерпела некоторые изменения по сравнению с Great Battles of Hannibal, но суть её осталась прежней. Это всё тот же симулятор карты: у вас есть армия, которая должна в течение десяти ходов победить четыре армии противника (по числу сражений) и не позволить Помпею (на карте он обозначен значком с его портретом) войти в Рим; гарнизонов, а также захвата и контроля провинций здесь нет. Армии противника теперь могут двигаться (однако гораздо медленнее вашей), но обычно действуют несогласованно. В общем, свобода ваших действий возросла (в ущерб исторической достоверности, конечно: теперь битвы с врагом вы можете вести в любом порядке), но принципиально ничего не изменилось, да такие изменения здесь не особенно-то и нужны, ведь стратегическая часть в этих играх - только дополнение к тактической. А в последней есть серьёзные новшества.
Самым главным нововведением на поле боя является исчезновение принципа "у каждого генерала свои войска". Теперь отрядами из нескольких частей (легионами, конницей, вспомогательными силами) командуют старшие офицеры, а генералы могут управлять ЛЮБЫМИ частями, расходуя на каждую только по одному приказу. Поскольку первые гораздо менее инициативны, чем вторые, то их лучше использовать для отдачи групповых приказов всему отряду, а генералы пусть корректируют общий ход боя - возвращают в строй бегущих, перебрасывают резервы на опасные направления и так далее (как, собственно, и было в реальности). Такое разделение обязанностей себя полностью оправдывает: ведь вам предстоит управлять большим количеством войсковых частей. Однако всё вышеизложенное относится только к римским войскам - армиям Мария, Суллы, Цезаря и Помпея. Противники Рима (галлы и греки) такого преимущества не имеют и вынуждены командовать своими силами по старой схеме, что - учитывая низкую инициативу их генералов и многочисленность частей - крайне пагубно отражается на маневренности и тактической гибкости армий. И это также соответствует реальности: Рим той эпохи превосходил своих противников в организации, дисциплине и слаженности войск.
Имеется и ещё ряд менее крупных изменений - появилось много новых типов войск, есть альтернативные гипотетические сценарии ряда сражений. Неизменной осталась очень красивая графика. Но, увы, не все нововведения в Great Battles of Caesar положительные. Прежде всего, кампания просто безобразно короткая и не включает в себя битв, проведённых в ходе Галльской войны армией Цезаря (только часть их доступна в виде отдельных сражений). В игре полностью отсутствуют осады (кстати, ведь и главное противоборство войск Цезаря с галлами было осадой крепости Алезия и связанными с ней битвами) и морские сражения - но это уже недостатки всех частей трилогии. Ещё более удручает то, что эта игра является последней в серии. А ведь было бы просто замечательно, если бы на этом движке авторы создали и другие игры, посвящённые поздней античности и средневековым битвам, с добавлением различных новшеств (раннего огнестрельного оружия, метательных машин, укреплений и так далее).
Подводя итог, можно сказать, что игра смотрится вполне достойно и заслуживает не меньше внимания, чем две её предшественницы. И огромное сожаление вызывает тот факт, что серия Great Battles так и осталась трилогией...
- Время и место:
Античность - Перспектива:
Вид сверху - Происхождение:
Настольные игры - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
CD-audio - Элемент жанра:
Пошаговая
Wargame - Язык:
English