Comanche: Maximum Overkill

Comanche CD
Comanche: Maximum Overkill
Жанр: Simulation
Разработчик: NovaLogic
Издатель: NovaLogic
Год выхода: 1992
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.20 из 10
  • 16
  • 8
  • 28
Говорят, что первый блин комом. Но Comanche Maximum Overkill полностью опровергает эту пословицу. Так что не будет преувеличением сказать, что для некоторых бородатых геймеров, рожденных в СССР, первым блином компании Novalogic стал культовый программный продукт - наравне с такими хитами начала 1990-х, как DOOM или Descent.

Данный аркадный вертолетный проект лучше отнести к 3D-шутерам "с винтом", нежели к авиасимуляторам в классическом понимании этого слова, так как непосредственно стрелять и уничтожать врагов вы будете гораздо дольше, чем делать всё остальное.

Воевать нам предстоит на новейшем, малошумном, напичканном мощными компьютерами и сенсорами разведывательно-ударном RAH-66 Comanche. Данная машина должна была наравне с F-22 Raptor и B-2 Spirit создать новое поколение летательных аппаратов США, сделанных, ко всему прочему, по технологии стелс. Но, так как военный бюджет США не резиновый, а проект постоянно переносился и дорожал, Пентагон решил отменить данную разработку. Ударные функции оставили за "Апачем", а разведку передали набирающим тогда популярность беспилотникам. После постройки 2-х прототипов разработка в 2004 году была заморожена «до лучших времен».

Но в далеком 1992 году никто не предрекал такую судьбу этому действительно красивому аппарату, и многие игровые компании использовали "Команч" по полной в своих проектах - благо компании "Боинг-Сикорский" не скупились на лицензии.

Так вот, в отличие от сделанных по классической схеме вертолетных симуляторов - таких как LHX и Gunship 2000, графика у которых полигональная, а геймплей сводится к взлету, 10-минутному полету по маршрутным точкам, скрываясь от вражеских ПВО, поиску цели в заданном районе, минутой стрельбе или разведке, а далее - возвращение на базу, - вся концепция игры от калифорнийской студии полностью игнорирует все устои классических вертолетных симуляторов, выходивших до этого.

Во-первых - ГРАФИКА! Самое главное отличие "Команча" — это воксельный графический движок Voxel Space, выдающий, в отличие от конкурентов, революционную по меркам 1992 года реализацию земной поверхности. Написан он был очень грамотно, полностью на ассемблере, так что работал очень шустро даже на 386-й машине. А тормозить, по идее, здесь было чему.

Так, рельеф здесь имеет плавные переходы от равнин к оврагам и возвышенностям, в то время как у всех остальных он был изображен просто ровным полотном с отдельно стоящими пирамидами-горами. А вода даже имела отражение неба! Помимо этого, примитивные по тем временам 3D-модели техники Novalogic заменили - как в шутерах - на пререндренные спрайты довольно неплохого качества. В итоге картинка была очень и очень крутая. Также хотел бы отметить вступительную заставку. Когда я впервые увидел её, то после игр на денди у меня реально отпала челюсть. Она хоть и короткая, но зато полноценный CGI.

Во-вторых, это размер карт — они примерно 5 на 5 км, и вы, в большинстве случаев, начинаете свою миссию, когда вражеские юниты уже в поле зрения, либо до них от силы 30 секунд лету. То есть сразу выделяем цели и стреляем. Кстати, интересный момент: карты зациклены — то есть если вы подлетите к южной стороне, то незаметно для себя появитесь с севера, и наоборот; переход плавный и без рывков.

В-третьих, в этой игре вы классический Рэмбо или DooMGuy, поскольку имеет очень большой боекомплект, состоящий из:

  1. 8 противотанковых "хеллфаеров", которые можно перенацеливать прямо в полете. Уничтожаем ими главным образом вражеские ПВО.
  2. 6 "стингеров", которые - неожиданно - хорошо работают не только по вертолетам, но и по бронетехнике (в отличие от AGM-114, "стингер" работает по схеме "выстрелил и забыл" - его не нужно сопровождать до попадания, но и перенацелить нельзя).
  3. Блоков "Гидра" - эти 62 неуправляемые ракеты (этакая «катюша» на подвесках) я рекомендую использовать по второстепенным, неопасным целям, таким как топливные резервуары и прочие строения.
  4. + добавьте к этому 500 снарядов для 20-мм трехствольной турельной пушки XM-301, попадания которых, в отличие от реальной жизни, спокойно разрывают вражеские танки.

(Замечу: у настоящего прототипа RAH-66 в реальности, помимо пушки, было всего 12 мест для ПТУР, и это включая внутренние отсеки и съемные крылья).

Боекомплект будет иногда меняться от миссии к миссии, но, в отличие от классиков жанра, вам, увы, самим выбрать его не дадут.

Практически все задания сводятся просто к уничтожению многочисленных врагов — вы в одиночку спокойно сможете уничтожить десяток Ка-50, два взвода танков, пятерку Тунгусок. И если вам повезет и выдадут напарника, да еще и поддержку артиллерии в придачу, то просто держись вся Красная Армия.

Ваш вертолет хоть и получает повреждения, но всё равно очень живуч, так как вражеские ракеты мажут, а если и попадут, то вас ни первым, ни вторым попаданием не собьют, да и враги здесь не отличаются особой сообразительностью и подвижностью и легко обманываются и уничтожаются.

По-моему, эта игра стремилась сделать игровой процесс для неподготовленного человека максимально комфортным, чтобы он не отвлекался от наслаждения нереально красивой картинкой, качественными спецэффектами и мог, не читая руководство, сразу начать полный и безоговорочный экстерминатус всего живого. На это, помимо простоты управления вооружением, работает очень простая и примитивная физическая модель полета.

В отличие от настоящего вертолета, в этой игре, если вы хотите лететь вперед, то, как в обычном шутере, просто жмете стрелку вверх - и, можете не беспокоиться, "Команч" начнет прямолинейное движение, а не пропашет носом сады да огороды. Да, наш вертолет летает как в каком нибудь консольном Jungle Strike, к которому просто добавили вид от первого лица да возможность менять, правда сильно ограниченно, высоту полета!

Вроде ничего сложного, но в такой физике есть очень существенный минус — вам просто недоступны фигуры вертолетного высшего пилотажа. Про мертвую петлю можете забыть.

Заниматься тотальной очисткой карт от ботов нам предстоит в 10 кампаниях, разбитых на 10 миссий, которые, к сожалению, имеют очень сухую и скучную подачу: краткий текст - и всё. Ни маршрутных точек, ни заставок, ни загрузки вооружения, - ничего. Но - по большому счету - можете даже брифинг не читать, так как Comanche: Maximum Overkill - это такая игра, где сюжет стоит далеко не на первом месте. Здесь важна красота картинки, стрельба, спецэффекты, включая оцифрованную речь, и чувство собственного превосходства над всеми.

Мест для полетов я насчитал около десятка + вариации. Есть даже ночной и снежный варианты. И все они по тем меркам были реализованы очень красиво.

Ну и под конец - пару советов: уничтожайте только те цели, которые мигают на карте многофункционального дисплея. Немигающие уничтожать вовсе не обязательно. Но если это ПВО "Тунгуска" или вражеские вертушки — рекомендую с ними разбираться в первую очередь.

Если кончатся ПТУР, переключайтесь на ведомого и им цельтесь и стреляйте так же, как и обычной ракетой. Артиллерию используйте по скоплениям, но ни в коем случае не по одиночным танкам, за исключением тех моментов, когда он остался один. Если есть на карте площадка с буквой H, то это наша база; если там сядете то вас отремонтируют и перезарядят.

В общем, качайте и пробуйте первый блин Novalogic, настоящую классику аркадного авиационного жанра, на базе которой, помимо танкового симулятора Armored Fist, была сделана и вторая часть под названием "Comanche 2.0 vs Werewolf", которая по сути своей есть просто немного «прокачанная» первая: при таких же графическом движке, физике и звуковых эффектах, разработчики добавили новых карт, противников и заданий, заменили картинки фона интерфейса, немного увеличили количество наземных объектов, появились спецэффекты в виде дымов над руинами, миссии завершают теперь красивые CGI ролики, но самое главное — доступен к управлению наш родной Ка-50 с возможностью игры как в одиночные миссии, сделанные специально под него, так и по сети против "Команчей". Но всё это выглядит как адд-он, но не полноценная следующая часть.

В общем, именно благодаря "Команчу" 1 и 2 компания Novalogic нашла свою нишу аркадных и очень красивых авиасимуляторов. Далее были более серьезный 3.0, в котором отличий уже было намного больше, чем между первой и второй (новый графический движок с поддержкой высоких разрешений, спрайты сменили проработанные модели, нас убивали быстрее, летать в общем стало сложнее, реалистичнее и интереснее), и очень неплохой - даже по сегодняшним меркам - 4-й, а также целый набор самолетных игр.
Автор обзора: SandMartin
Comanche 2, Comanche 3, Comanche Gold, LHX: Attack Chopper, U.S.H.F. Beyond Armageddon
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Великолепный симулятор, в который можно играть очень долго благодаря большому количеству миссий.

Без DOSBox, скорее всего, не заработает.

P.S. Одна из игр моего детства :) Очень обрадовался, когда нашел ее здесь.