Вторая половина 1990-х годов была золотой эрой авиасимуляторов на любой вкус. У любителей винтокрылой техники с любыми потребностями были любые предложения. Но верховное место в пантеоне тех лет заслуженно занимал самый продвинутый вертолетный симулятор Jane’s Apache Longbow. Когда потенциальный победитель в номинации "лучший вертолетный симулятор" вышел, уже никто не сомневался в его лидерстве, но вдруг - внезапно - на прилавках магазина появился сильный конкурент - третья часть серии аркадных симуляторов Comanche, с сильным уклоном в реалистичную сторону, от легендарного производителя игр с воксельной графикой компании Novalogic.
Comanche 3 увековечил в программном коде гордость военной промышленности США тех лет, совместную разработку компаний Сикорского и Боинга – вертолет RAH-66. К сожалению для армии США, разработка вертолета (было построено всего 2 летающих прототипа) потерпела крах, унеся за собой свыше 3 миллиардов долларов налогоплательщиков. Суперсовременный разведывательно-боевой вертолет, сделанный по технологии стелс, предназначенный быть основным противоядием против тысяч советских танков, прикрытых многочисленными системами ПВО, после падения железного занавеса, распада СССР и исчезновения угрозы Третьей мировой войны стал попросту не нужен; Конгресс не выделил деньги, так как с второстепенной задачей ударных вертолетов по уничтожению бандформирований и бедных армий стран третьего мира с лихвой хватает стандартного "Апача".
Игра Comanche 3 является первой игрой, сделанной на движке Voxel Space 2. Том самом движке, на котором вышла первая и вторая часть Delta Force. Для тех лет это был громадный прорыв в графическом оформлении. Различные ландшафты - от Сибири до Украины, от Ирака до Кубы, - выглядели потрясающе. Даже на близком расстоянии к объектам качество графики было на уровне 3D-шутеров тех лет! Видно было, как раскрываются люки оружия вашего вертолета, прозрачный фонарь кабины, взрывы, спецэффекты. Звуковое сопровождение (включая голосовые сообщения, оцифрованные с реального "Команча") - 16-битное, с функцией Dolby Surround, - также были в наличии. Не удивительно, что по тем временам игра требовала достаточно мощную игровую систему (для комфортного полета на “ультрах” требовался Pentium-166 с 64 мегабайтами памяти и картой AWE32) - сравнимую с ценой семейного автомобиля.
Физическая симуляция полета также подверглась качественному улучшению по сравнению с предыдущими версиями. Она была создана с участием консультантов – пилотов реальных боевых машин. Усовершенствованные алгоритмы правдиво передают управляемость вертолета будущего - в плане полета Comanche 3 если не перегнал Jane’s Longbow, то уж точно встал с ним на одну ступеньку. Что касается авионики, то в этом плане "Команч" гораздо проще своего старшего собрата. Либо это сделано из-за аркадного упрощения, либо сама авионика у него проще. "Команч" засекречен, и этот аспект история умалчивает. Но управлять сенсорами, навигацией и вооружением в "Команче 3" гораздо проще, чем в "Апаче" от Jane’s, - это факт.
Что касается миссий, то в игре, помимо обучения, есть 4 кампании по 8 миссий каждая (Украина, Сибирь, Ирак и Куба). Странно, но миссии сводятся, как правило, к взлету, полету по маршруту с напарником и уничтожению бронетехники, строений либо ведению воздушного боя против вертолетов противника, а вот разведовательных миссий без стрельбы я не видел. Видимо, разведка - это слишко скучно, посчитали разрабочики. На выбор, как и у реального "Команча", у вас 4 типа вооружения: противотанковые ракеты AGM-114 Hellfire, неуправляемые ракеты Hydra 70, ракеты воздух-воздух FIM-92 Стингер, а также 3-ствольная 20 мм пушка системы Гатлинга, установленная на подвижной турели. Интересная особенность серии игр "Команч" – возможность давать целеуказание не только своему ведомому, но и артилерии, которая накрывает указанный квадрат спустя секунды после подтверждения, - также не исчезла.
Мультиплеер для тех лет стандартен – совместная игра по модему и по локальной сети. К сожалению, нельзя летать вдвоем на одном вертолете (один пилот, другой - стрелок) - так бы игра давала отличный опыт взаимодействия.
"Команч 3" благодаря прекрасной графике, улучшенной физике и относительной доступности являлся, вне сомнения, одной из самых ярких и сочных игр 1997 года. Благодоря этому расширенное Gold-издание с новыми миссиями и косметическими улучшениями не заставило себя долго ждать.
Comanche 3 увековечил в программном коде гордость военной промышленности США тех лет, совместную разработку компаний Сикорского и Боинга – вертолет RAH-66. К сожалению для армии США, разработка вертолета (было построено всего 2 летающих прототипа) потерпела крах, унеся за собой свыше 3 миллиардов долларов налогоплательщиков. Суперсовременный разведывательно-боевой вертолет, сделанный по технологии стелс, предназначенный быть основным противоядием против тысяч советских танков, прикрытых многочисленными системами ПВО, после падения железного занавеса, распада СССР и исчезновения угрозы Третьей мировой войны стал попросту не нужен; Конгресс не выделил деньги, так как с второстепенной задачей ударных вертолетов по уничтожению бандформирований и бедных армий стран третьего мира с лихвой хватает стандартного "Апача".
Игра Comanche 3 является первой игрой, сделанной на движке Voxel Space 2. Том самом движке, на котором вышла первая и вторая часть Delta Force. Для тех лет это был громадный прорыв в графическом оформлении. Различные ландшафты - от Сибири до Украины, от Ирака до Кубы, - выглядели потрясающе. Даже на близком расстоянии к объектам качество графики было на уровне 3D-шутеров тех лет! Видно было, как раскрываются люки оружия вашего вертолета, прозрачный фонарь кабины, взрывы, спецэффекты. Звуковое сопровождение (включая голосовые сообщения, оцифрованные с реального "Команча") - 16-битное, с функцией Dolby Surround, - также были в наличии. Не удивительно, что по тем временам игра требовала достаточно мощную игровую систему (для комфортного полета на “ультрах” требовался Pentium-166 с 64 мегабайтами памяти и картой AWE32) - сравнимую с ценой семейного автомобиля.
Физическая симуляция полета также подверглась качественному улучшению по сравнению с предыдущими версиями. Она была создана с участием консультантов – пилотов реальных боевых машин. Усовершенствованные алгоритмы правдиво передают управляемость вертолета будущего - в плане полета Comanche 3 если не перегнал Jane’s Longbow, то уж точно встал с ним на одну ступеньку. Что касается авионики, то в этом плане "Команч" гораздо проще своего старшего собрата. Либо это сделано из-за аркадного упрощения, либо сама авионика у него проще. "Команч" засекречен, и этот аспект история умалчивает. Но управлять сенсорами, навигацией и вооружением в "Команче 3" гораздо проще, чем в "Апаче" от Jane’s, - это факт.
Что касается миссий, то в игре, помимо обучения, есть 4 кампании по 8 миссий каждая (Украина, Сибирь, Ирак и Куба). Странно, но миссии сводятся, как правило, к взлету, полету по маршруту с напарником и уничтожению бронетехники, строений либо ведению воздушного боя против вертолетов противника, а вот разведовательных миссий без стрельбы я не видел. Видимо, разведка - это слишко скучно, посчитали разрабочики. На выбор, как и у реального "Команча", у вас 4 типа вооружения: противотанковые ракеты AGM-114 Hellfire, неуправляемые ракеты Hydra 70, ракеты воздух-воздух FIM-92 Стингер, а также 3-ствольная 20 мм пушка системы Гатлинга, установленная на подвижной турели. Интересная особенность серии игр "Команч" – возможность давать целеуказание не только своему ведомому, но и артилерии, которая накрывает указанный квадрат спустя секунды после подтверждения, - также не исчезла.
Мультиплеер для тех лет стандартен – совместная игра по модему и по локальной сети. К сожалению, нельзя летать вдвоем на одном вертолете (один пилот, другой - стрелок) - так бы игра давала отличный опыт взаимодействия.
"Команч 3" благодаря прекрасной графике, улучшенной физике и относительной доступности являлся, вне сомнения, одной из самых ярких и сочных игр 1997 года. Благодоря этому расширенное Gold-издание с новыми миссиями и косметическими улучшениями не заставило себя долго ждать.
- Время и место:
Современность - Игровой движок:
Voxel Space 2 - Многопользовательская игра:
LAN
Модем - Перспектива:
Вид от третьего лица
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Техника:
Вертолёты - Технические детали:
Джойстик
Воксельная графика - Язык:
English
По прошествии стольких лет могу сказать, что именно этот команч был топовейшим. Очень мало игр упираются ему в балансе играбельности и реализма даже сейчас. Самое забавное, что старая графика абсолютно не бросается в глаза даже сейчас. Просто потому, что у игры есть свой стиль и шарм)
Вобщем, офтоплю я.
Комп у меня едва тянул эту игру. Но игра впечатлила. По тем временам графика была очень красивой. У соседа был 486DX помню, у него фпс был совсем никакой - слайдшоу, у меня же кое-как шло под DOS. Винду 95 вроде уже тогда юзал, не помню точно когда с 3.11 перешел. Но игра точно под DOS была, тогда еще конфиг.сис народ ковырял чтоб расширенной памяти выделить побольше, саунд бластер заинить и драйвер от сидирома подгрузить...
Причём, не только во время реплея, а и во время выполнения задания. Например, ракета захватила танк противника, переключаем камеру на него, любуемся (по тем временам весьма достойная графика), пускаем ракету, переключаем камеру на "вид из глаз" ракеты - узнаём расположение зениток, танков и оврагов, по которым к ним можно подобраться (всё это можно сделать и по карте, но так зрелищней).
В общем, играться с камерами в этой игре - отдельное удовольствие.