Калифорнийская компания Altor Systems, основанная в 1995 году, разработала за всё время только одну собственноручно изданную игру, да и то лишь на платформе Macintosh. Зато игра эта вовсю рекламировалась как первая в мире адвенчура от первого лица со свободным перемещением, с трёхмерной графикой, визуализирующейся в реальном времени, и даже с некоторым подобием «физики» – выпущенная в начале января 1999 года, то есть почти за два года до realMYST. Эксперимент, вне всякого сомнения, смелый – но можно ли назвать его хотя бы относительно успешным? Увы, скорее нет, чем да.
Действие Nightfall разворачивается внутри египетской пирамиды – однако о том, как мы туда попали, да и вообще о личности того, за кого нам предстоит играть, мы узнаём скорее из руководства пользователя, чем из самой игры, включая её вступительный ролик. Некий безымянный (и безликий) археолог оказывается запертым на объекте по причине внезапного землетрясения – и ему не остаётся ничего другого, кроме как заняться исследованием помещений древней гробницы (в надежде найти если не запасной выход, то хотя бы несметные сокровища). Этой информацией вся сюжетная линия игры практически исчерпывается – до тех пор, пока намного позднее, почти в самом конце прохождения, мы не обнаружим некоторые объяснения, даже вкупе с сюрпризами. А до этого приходится довольствоваться записками, оставленными на стене предыдущими искателями приключений (побывавшими в этой пирамиде в 1828 году), – и своим собственным дневником, в котором излагается история путешествия бога Ра по подземному миру, чётко разделённого на двенадцать часов сообразно продолжительности ночи – и соответственно уровням пирамиды и этапам игры (которых здесь насчитывается четырнадцать, с учётом первого – вступительного – и последнего – «сюжетно-секретного»).
Внешне игровой мир действительно реализован в трёхмерном пространстве со свободным, а не дискретным перемещением, – хотя вышедшая несколькими месяцами ранее Mission Soleil могла похвастаться тем же, будучи при этом намного скромнее (и намного интереснее – но это уже другой разговор). Зато Nightfall действительно щеголяет не пререндеренными картинками, а графикой, визуализирующейся в реальном времени, – в разрешении 640x480, с поддержкой как hardware-, так и software-метода, между которыми можно переключаться в настройках (как и между различными уровнями качества, от «Low» до «Amazing», отличающимися детализацией и размерами основного игрового окна). Последнее, в случае включения опции «Fine» и выше, занимает около двух третей экрана – широкая чёрная полоса снизу отведена под иконки интерфейса, которых здесь насчитывается четыре: вещмешок, упомянутый дневник, загадочный диск для взаимодействия с некоторыми особыми предметами и компас, нажатие на который вызывает полноэкранную карту с динамически отображающимся положением игрока.
К сожалению, в художественном отношении визуальная составляющая игры особо благоприятного впечатления не производит. Интерьеры пирамиды, которыми нам приходится любоваться по ходу путешествия, по большей части сводятся к прямым и однотипным тёмным коридорам и не намного менее прямоугольным и крупнополигональным залам, лишь некоторые из которых украшены красочными фресками в древнеегипетском стиле. Других персонажей здесь, понятное дело, не водится, а потому вся возможная анимация исчерпывается, не считая открывающихся дверей, разве что потоками воды, языками пламени да мышами, которые назойливо вертятся у нас под ногами, – и те, и другие, и третьи выглядят не слишком изящно. Несколько улучшается внешний вид в случае запуска опционального режима «Nightfall MEGA», отличающегося разрешением 800х600, – однако авторы не зря поместили соответствующую иконку в папку под названием «Unsupported Goodies»: этот вариант официально не поддерживается и может оказаться нестабильным.
Управление игры заслуживает похвалы даже в меньшей степени. Передвижение возможно как при помощи мышки – нажатие и удерживание кнопки (левой, разумеется, – других у Mac-грызунов отродясь не вырастало) означает движение вперёд, а то же самое в сочетании с нажатием клавиши Shift – назад, – так и посредством стрелок клавиатуры. Однако осматриваться, в том числе смотреть вниз и вверх, можно лишь мышью. То же самое касается использования предметов: чтобы взять в руки, скажем, вазу или отвалившуюся со стены плитку, в изобилии встречающиеся в местных погребальных камерах, необходимо нажать и удерживать кнопку мыши (так что перемещаться в это время целесообразнее при помощи клавиатуры, а вот осматриваться становится немного сложно). Несмотря на наличие в инвентаре мешка, в лучших традициях Myst поместить туда можно лишь один-единственный предмет, – и хотя при этом вполне можно прогуливаться по пирамиде со вторым предметом в руке, делать это не совсем удобно, да и предметов для прохождения нам понадобится явно не два, – так что будьте готовы к длительным забегам туда и обратно (ускоренное перемещение происходит при включённом CapsLock). Стоит упомянуть ещё один довольно интересный момент управления, основанный на реализации законов физики в трёхмерном пространстве: зажимать кнопкой мыши можно не только движимые, но и недвижимые объекты – таким образом мы можем, например, перескочить через невысокий барьер, зацепившись за какой-нибудь выступ в стене.
Хорошему «мистоиду» можно простить многое: и неудобство интерфейса, и куцый сюжет, и минимализм в отношении диалогов (ввиду отсутствия собеседников) и инвентаря, – но от игры такого рода мы вправе ожидать, по крайней мере, обилия интересных и сложных загадок. Увы, но и в этом отношении Nightfall также мало чем может похвастаться: упомянутые оригинальные задачки «на физику» здесь крайне немногочисленны, да и к головоломкам их можно отнести лишь с большой натяжкой. В подавляющем большинстве своём местные загадки сводятся к открытию дверей (или включению «лифтов») посредством нажатия соответствующих кнопок – в лучшем случае при помощи размещения нескольких настенных плиток в нужном порядке или их активации в нужной последовательности (которые можно обнаружить по подсказкам в дневнике или в наклеенных на ближайшую стену записках, а можно и подобрать самому). Немало таких кнопок находятся на полу и активируются размещением на них нужного предмета – который часто приходится тащить весьма издалека, что делать не очень приятно в силу упомянутых уже несовершенств интерфейса и скромного объёма вещмешка, при этом в тёмных одинаковых коридорах легко заблудиться, и даже карта выступает здесь далеко не самым удобным подспорьем.
В результате приходится признавать, что Nightfall интересен скорее своей задумкой и технической стороной, нежели их реальным игровым воплощением. Авторы не зря поместили на диске редактор уровней и рекламировали движок как доступную для приобретения другими разработчиками технологию. Помимо самого факта использования трёхмерной графики со свободным перемещением, игра не примечательна ни сюжетом (сама египетская тема употреблена здесь скорее для галочки, не проявляясь почти нигде, кроме упоминания в дневнике истории Ра или оформления некоторых настенных плиток анхами да головами ибисов), ни головоломками (сложность которых пропорциональна скорее неудобству интерфейса, чем интеллектуальной стороне задачи). Правда, некоторые специализированные Мас-сайты в своё время оценили эту адвенчуру на «5 из 5» или даже «100 из 100» баллов, – всё же современному игроку, если только он не интересуется необычными и экспериментальными проектами, стоит скорее порекомендовать знакомство с Riddle of the Sphinx: An Egyptian Adventure.
Действие Nightfall разворачивается внутри египетской пирамиды – однако о том, как мы туда попали, да и вообще о личности того, за кого нам предстоит играть, мы узнаём скорее из руководства пользователя, чем из самой игры, включая её вступительный ролик. Некий безымянный (и безликий) археолог оказывается запертым на объекте по причине внезапного землетрясения – и ему не остаётся ничего другого, кроме как заняться исследованием помещений древней гробницы (в надежде найти если не запасной выход, то хотя бы несметные сокровища). Этой информацией вся сюжетная линия игры практически исчерпывается – до тех пор, пока намного позднее, почти в самом конце прохождения, мы не обнаружим некоторые объяснения, даже вкупе с сюрпризами. А до этого приходится довольствоваться записками, оставленными на стене предыдущими искателями приключений (побывавшими в этой пирамиде в 1828 году), – и своим собственным дневником, в котором излагается история путешествия бога Ра по подземному миру, чётко разделённого на двенадцать часов сообразно продолжительности ночи – и соответственно уровням пирамиды и этапам игры (которых здесь насчитывается четырнадцать, с учётом первого – вступительного – и последнего – «сюжетно-секретного»).
Внешне игровой мир действительно реализован в трёхмерном пространстве со свободным, а не дискретным перемещением, – хотя вышедшая несколькими месяцами ранее Mission Soleil могла похвастаться тем же, будучи при этом намного скромнее (и намного интереснее – но это уже другой разговор). Зато Nightfall действительно щеголяет не пререндеренными картинками, а графикой, визуализирующейся в реальном времени, – в разрешении 640x480, с поддержкой как hardware-, так и software-метода, между которыми можно переключаться в настройках (как и между различными уровнями качества, от «Low» до «Amazing», отличающимися детализацией и размерами основного игрового окна). Последнее, в случае включения опции «Fine» и выше, занимает около двух третей экрана – широкая чёрная полоса снизу отведена под иконки интерфейса, которых здесь насчитывается четыре: вещмешок, упомянутый дневник, загадочный диск для взаимодействия с некоторыми особыми предметами и компас, нажатие на который вызывает полноэкранную карту с динамически отображающимся положением игрока.
К сожалению, в художественном отношении визуальная составляющая игры особо благоприятного впечатления не производит. Интерьеры пирамиды, которыми нам приходится любоваться по ходу путешествия, по большей части сводятся к прямым и однотипным тёмным коридорам и не намного менее прямоугольным и крупнополигональным залам, лишь некоторые из которых украшены красочными фресками в древнеегипетском стиле. Других персонажей здесь, понятное дело, не водится, а потому вся возможная анимация исчерпывается, не считая открывающихся дверей, разве что потоками воды, языками пламени да мышами, которые назойливо вертятся у нас под ногами, – и те, и другие, и третьи выглядят не слишком изящно. Несколько улучшается внешний вид в случае запуска опционального режима «Nightfall MEGA», отличающегося разрешением 800х600, – однако авторы не зря поместили соответствующую иконку в папку под названием «Unsupported Goodies»: этот вариант официально не поддерживается и может оказаться нестабильным.
Управление игры заслуживает похвалы даже в меньшей степени. Передвижение возможно как при помощи мышки – нажатие и удерживание кнопки (левой, разумеется, – других у Mac-грызунов отродясь не вырастало) означает движение вперёд, а то же самое в сочетании с нажатием клавиши Shift – назад, – так и посредством стрелок клавиатуры. Однако осматриваться, в том числе смотреть вниз и вверх, можно лишь мышью. То же самое касается использования предметов: чтобы взять в руки, скажем, вазу или отвалившуюся со стены плитку, в изобилии встречающиеся в местных погребальных камерах, необходимо нажать и удерживать кнопку мыши (так что перемещаться в это время целесообразнее при помощи клавиатуры, а вот осматриваться становится немного сложно). Несмотря на наличие в инвентаре мешка, в лучших традициях Myst поместить туда можно лишь один-единственный предмет, – и хотя при этом вполне можно прогуливаться по пирамиде со вторым предметом в руке, делать это не совсем удобно, да и предметов для прохождения нам понадобится явно не два, – так что будьте готовы к длительным забегам туда и обратно (ускоренное перемещение происходит при включённом CapsLock). Стоит упомянуть ещё один довольно интересный момент управления, основанный на реализации законов физики в трёхмерном пространстве: зажимать кнопкой мыши можно не только движимые, но и недвижимые объекты – таким образом мы можем, например, перескочить через невысокий барьер, зацепившись за какой-нибудь выступ в стене.
Хорошему «мистоиду» можно простить многое: и неудобство интерфейса, и куцый сюжет, и минимализм в отношении диалогов (ввиду отсутствия собеседников) и инвентаря, – но от игры такого рода мы вправе ожидать, по крайней мере, обилия интересных и сложных загадок. Увы, но и в этом отношении Nightfall также мало чем может похвастаться: упомянутые оригинальные задачки «на физику» здесь крайне немногочисленны, да и к головоломкам их можно отнести лишь с большой натяжкой. В подавляющем большинстве своём местные загадки сводятся к открытию дверей (или включению «лифтов») посредством нажатия соответствующих кнопок – в лучшем случае при помощи размещения нескольких настенных плиток в нужном порядке или их активации в нужной последовательности (которые можно обнаружить по подсказкам в дневнике или в наклеенных на ближайшую стену записках, а можно и подобрать самому). Немало таких кнопок находятся на полу и активируются размещением на них нужного предмета – который часто приходится тащить весьма издалека, что делать не очень приятно в силу упомянутых уже несовершенств интерфейса и скромного объёма вещмешка, при этом в тёмных одинаковых коридорах легко заблудиться, и даже карта выступает здесь далеко не самым удобным подспорьем.
В результате приходится признавать, что Nightfall интересен скорее своей задумкой и технической стороной, нежели их реальным игровым воплощением. Авторы не зря поместили на диске редактор уровней и рекламировали движок как доступную для приобретения другими разработчиками технологию. Помимо самого факта использования трёхмерной графики со свободным перемещением, игра не примечательна ни сюжетом (сама египетская тема употреблена здесь скорее для галочки, не проявляясь почти нигде, кроме упоминания в дневнике истории Ра или оформления некоторых настенных плиток анхами да головами ибисов), ни головоломками (сложность которых пропорциональна скорее неудобству интерфейса, чем интеллектуальной стороне задачи). Правда, некоторые специализированные Мас-сайты в своё время оценили эту адвенчуру на «5 из 5» или даже «100 из 100» баллов, – всё же современному игроку, если только он не интересуется необычными и экспериментальными проектами, стоит скорее порекомендовать знакомство с Riddle of the Sphinx: An Egyptian Adventure.
- Время и место:
Египет - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Элемент жанра:
Мистоид - Язык:
English