Ролевая дилогия «Castle of the Winds» – первый и последний игровой проект американского программиста по имени Рик Саада. В конце 1980-х годов, будучи сотрудником небольшой на то время компании Microsoft, он, дабы отвлечься от работы над DOS-версией текстового редактора Word, увлёкся программированием под Windows – и решил создать для этой графической среды компьютерную игру. Разработанная в 1989–1992 годах (финальная и наиболее распространённая версия, 1.1А, появилась в 1993 году), «Castle of the Winds» была несколько искусственным образом разделена на две части: первая из них, «A Question of Vengeance», распространялась на различных BBS в качестве Shareware-продукта. Испытав его в деле, можно было отослать издателю – известной компании Epic MegaGames – 25 долларов, получив за это не только чувство морального удовлетворения от очистившейся совести, но и дискету с обеими частями игры, включая продолжение – «Lifthransir’s Bane». К немалому удивлению автора, число зарегистрированных пользователей достигло 13,5 тысяч, а в 1994 году было выпущено даже редкое как для Shareware-проектов полноценное коробочное издание от The B&N Companies под её торговой маркой Monkey Business, Inc. К счастью, в 2003 году Рик Саада предоставил обе главы игры в свободное пользование, так что теперь в их достоинствах может убедиться каждый.
По определению автора, «Castle of the Winds» является графической адвенчурой, вдохновлённой ролевыми играми в стиле фэнтези, такими как его любимая D&D; однако на деле перед нами оказывается именно что ролевая компьютерная игра с несколько облегчённой системой, относящаяся к классу последователей «Rogue». Внешний вид никогда не был сильной стороной «рогаликов», и данный проект, с его крайне простой графической составляющей, исключением не является; однако от подавляющего большинства DOS-игр своего времени детище SaadaSoft отличается – как можно догадаться – светлыми тонами палитры и удобным мышино-оконным интерфейсом. При этом, увы, здесь начисто отсутствует что музыка, что звуковые эффекты. Да и анимации, мягко говоря, почти что нет: и герой, и все разнообразные представители местной фауны, разумной и неразумной, отображаются в виде стандартных для Windows иконок, просто перемещающихся с одного места на другое, – разве что мини-картинки с летящими стрелами или брошенными заклинаниями огненных или ледяных шаров немного разнообразят статичные интерьеры местных бело-серых подземелий.
Зато интересной особенностью «Castle of the Winds» оказывается сеттинг: махать мечом нам предстоит не в реальном Средневековье, но и не в надуманном мире каких-нибудь «эльфов» и «орков», а в довольно строго выдержанной стилистике скандинавской мифологии. Соответственно, найдётся здесь место и для волшебства, и для храма Одина, и для троллей, кобольдов и йотунов. Сюжет отнюдь не замысловат и подаётся исключительно в виде изредка находимых тут и сям записок: герой наш – или героиня, ибо пол можно выбрать при начале игры, – является приёмным ребёнком бедных фермеров; отлучившись раз по делу в близлежащую деревеньку, мы застаём по возвращении свой дом сожжённым, а названных родителей убитыми. В дальнейшем нас ждёт посещение находящейся неподалёку шахты о пяти этажах – и тщательное её исследование на предмет методичной зачистки от вредителей и прочей живности. Затем мы отправимся в более людное селение под названием Бьярнархавен; стоит ли сомневаться, что поблизости обнаружится ещё и крепость с одиннадцатью уровнями подземелий, где можно будет совершить вынесенную в заголовок игры кровную месть за погибших близких – а попутно и выяснить все детали своей настоящей родословной.
Помимо указания имени и пола (и соответствующего этому последнему внешнего вида: кроме предоставляемых по умолчанию двух иконок можно также и задать для своего протагониста любую другую иконку стандартного для Windows типа, включая созданные собственноручно) в начале новой игры нужно также выбрать уровень сложности и распределить основные характеристики героя. Таковых всего четыре: сила (отвечающая, прежде всего, за способность наносить тяжкие телесные повреждения встречным монстрам), интеллект (влияющий на запас маны), телосложение (определяющее как количество очков здоровья, так и объём переносимых тяжестей) и ловкость (воплощающаяся в скорости – не столько передвижения, ибо всё действо происходит в походовом режиме, сколько упражнений с мечом или топором). Пополнить эти характеристики можно из доступного общего запаса; в дальнейшем же их увеличение (а то и уменьшение) возможно лишь при помощи особых предметов.
Кроме четырёх отмеченных показателей, на экране персонажа, вызываемом в любой момент сочетанием клавиш Alt-C или же из меню «Character!» при помощи мыши, можно увидеть также индикаторы уровня, опыта, очков здоровья и маны, текущего и максимально допустимого веса и объёма инвентаря, а также количественных характеристик надетой брони и золотого (серебряного или медного) запаса. Опыт даётся исключительно за истребление монстров, а также за обезвреживание ловушек – привычные для многих ролевых игр «квесты» здесь отсутствуют напрочь, как и вообще любые неигровые персонажи.
Все прочие элементы интерфейса в «Castle of the Winds» столь же наглядны и так же доступны к вызову несколькими альтернативными способами. Перемещение героя по основному экрану удобнее всего осуществляется восемью клавишами малой цифровой клавиатуры (хотя можно передвигаться также и посредством мыши, зажав левой кнопкой иконку своего персонажа). Нажатие правой кнопки выдаёт сообщение о содержимом соответствующей области экрана – таким образом можно, скажем, читать вывески магазинов. В маленьком окне внизу справа помещается краткая информация о наших показателях здоровья, маны и скорости; там же идёт отсчёт времени, прошедшего с начала игры (исключительно для справки), и демонстрируется название текущей локации. Левее, в окне побольше, можно поочерёдно проследить все последние произошедшие с нами события. Наконец, верхняя строка стандартного для Windows интерфейса отведена под основное меню, с возможностью вызова экрана персонажа, инвентаря, карты, книги заклинаний и особых команд – например, для использования размещённых в ячейках быстрого доступа свитков или зелий, для спуска или подъёма по лестницам, для отдыха или для поиска потайных дверей. Практически все такие команды можно выполнить и при помощи клавиатуры – почерпнув знания о соответствующих сочетаниях клавиш из меню помощи; кроме того, основные из них – как и десять самых излюбленных заклинаний – дублируются на введённой в версии игры 1.1 особой панели под верхним меню в виде списка глаголов и настраиваемого набора иконок с изображениями магических трюков из вашего репертуара. В общем – всё предельно наглядно и удобно.
Кроме того, особые команды – такие как сортировка содержимого вещмешка по категориям и примечательная возможность дать собственное имя любому предмету экипировки – доступны в окне инвентаря. Это последнее представляет собой изображение «куклы» героя, окружённого ячейками снаряжения; справа внизу видны открытые контейнеры, такие как надетый на герое рюкзак или пояс с отдельными ячейками, а выше находится собственно окно текущей локации, с изображением того, что лежит в этом месте на полу – или же на прилавках магазина, при посещении такого заведения. Соответственно, купля-продажа происходит простым перемещением мыши из одного окна в другое; подобрать же предмет просто с пола можно и в основном окне игры, нажав клавишу G или команду «Get» (вариант: F / «Free Hand», чтобы взять его в левую руку, – если, конечно, она уже чем-то не занята).
В самой первой деревушке, где мы оказываемся в начале игры, магазинов крайне мало – чуть более богато торгово-развлекательными заведениями следующее селение, Бьярнархавен. Помимо нескольких лавок оружейника, бронника и торговца зачарованными предметами, вы найдёте здесь Храм Одина, предоставляющий самые разнообразные услуги по лечению и восстановлению характеристик – но, как правило, по совершенно безбожным ценам. Практическая польза от такого учреждения как банк сравнительно невелика: обменяв запас наличных на кредитные письма к местным предпринимателям, можно разве что обезопасить себя от возможной встречи с ворами. Зато куда более примечательны два других особых заведения – хижина мудреца, способного точно опознать найденные вами неизвестные предметы (незаменимая услуга, если только вы не обзавелись уже заклинанием или свитками идентификации), и лавочка старьёвщика, задёшево скупающего все совершенно бесполезные предметы вроде рваных ботинок и бутылей с водой – если благодаря оплате труда мудреца вам не посчастливилось установить, что именно такими оказались столь бережно хранимые вами находки, нажитые непосильными трудами в походах по глубинам шахты или крепости.
Разумеется, львиную долю времени нам придётся проводить именно в этих отдалённых местах, наведываясь в селения по мере заполнения инвентаря всяческим добром, – разве не за этот процесс мы и любим игры, подобные «Rogue»? Тем более что «Castle of the Winds» предоставляет поклонникам такого рода приключений практически безграничные возможности – благодаря тому, что все уровни подземелий с содержащимися в них сокровищами и с населяющими их фауной генерируются каждый раз случайным образом. Пытливые путешественники могут воспользоваться заклинаниями или свитками обнаружения монстров или предметов – но вполне можно и положиться на волю случая, открывая очередной этаж крепости шаг за шагом, не зная, что встретится вам за поворотом коридора или в следующей комнате (или же просто сохраняя игру перед каждым рискованным действием).
Бои реализованы предельно просто: чтобы атаковать противника оружием ближнего боя, нужно лишь передвинуть иконку героя в его направлении. Использование заклинания потребует лишних телодвижений – нажатия соответствующей кнопки на панели вверху или вызова её из меню, с последующим кликом на изображении врага. Ходы происходят поочерёдно, с той особенностью, что на любой ход нашего персонажа отвечает каждый из присутствующих на уровне монстров; другое дело, что подавляющее большинство таковых нам при этом не видны (и не опасны), однако в случае попадания в комнату с несколькими монстрами вести себя следует чрезвычайно осмотрительно. Впрочем, если битва окажется вам не по силам, и заклинания лечения не помогут продержаться ещё немного, всегда можно попробовать отступить и отдохнуть где-нибудь в безопасном месте: большинство антагонистов не склонны преследовать свою цель, поднимаясь или опускаясь на другой этаж. Для этого последнего действия на любом уровне имеется по две лестницы на каждое из двух направлений; однако - ввиду полной спонтанности расположения местных интерьеров - далеко не весь этаж может быть доступен нам изначально: многие комнаты, включая богатые сокровищами, монстрами или лестницами, могут оказаться скрытыми за потайными дверями – или даже находиться в недоступных извне помещениях. В первом случае нам способна помочь команда поиска, во втором – только особые заклинания вроде телепортации или ясновидения.
Всего же у нас имеется возможность изучить 34 заклинания семи школ магии – или же оснаститься таковыми при помощи одноразовых свитков. Наиболее полезным из них – помимо лечения ранений, идентификации предметов и двух разновидностей телепорта – оказывается «Руна возврата», позволяющая переместиться сразу к выходу из подземелья, без необходимости проделывать весь путь на своих двоих – встречая к тому же и возродившихся на верхних уровнях новых чудовищ. То же самое заклинание позволит вам вернуться из деревни на самый дальний из уже посещённых вами этажей крепости или шахты, – в качестве альтернативы можно заказать соответствующую услугу в Храме Одина за тысячу медных монет. Изучать новые заклинания можно двумя способами – при помощи соответствующих книг, изредка появляющихся в продаже или в составе хранящихся в подземельях сокровищ, или же при повышении уровня героя: каждый раз в случае этого приятного события нам предоставляется возможность выбрать одно из доступных волшебных знаний (очки здоровья и маны повышаются при этом автоматически).
Ничуть не уступает в ассортименте и местный бестиарий. Чаще всего нам будут встречаться всевозможные представители фауны: крысы, медведи, волки, пауки, муравьи-переростки и так далее, а также змеи и скорпионы. Последние умеют отравлять нас своим ядом: показатель здоровья от этого сразу не уменьшится, но поменяет свой цвет – после чего привычный отдых командой «r» может привести не к восполнению недостающих очков, но к летальному исходу. Поэтому постарайтесь как можно быстрее обзавестись если не заклинанием нейтрализации яда, то хотя бы стратегическим запасом соответствующих зелий. Не менее многочисленной категорией врагов оказываются гуманоиды: гоблины трёх видов, кобольды, огры, тролли, всевозможные бандиты и оборотни, а также – вор, самый неприятный и самый человекоподобный из них, славящийся своей способностью похищать предметы из вашего инвентаря (и тут же быстро исчезать в неизвестном направлении). А вот гиганты-йотуны встречаются редко и скорее на высоких уровнях сложности – за исключением главного (как для первой части игры) злодея, Хрунгнира; что касается нежити, то скелеты или ходячие трупы вряд ли доставят вам особые неприятности, если только вы не станете встречаться с целой их компанией, – но вот с кем нужно держать востро не только меч, но и ухо, так с это с особой разновидностью призраков, способных одним касанием уменьшать ваши основные характеристики (да так, что восстановить их можно будет только в Храме за отдельную плату, или же при помощи соответствующих зелий, крайне редких и дорогих). Наконец, имеется здесь и особая группа ни на что непохожих магических существ, каждое из которых по-своему примечательно: скажем, слизь обладает иммунитетом к холодному оружию и поражается лишь заклинаниями, а мантикора атакует сразу по нескольку раз за ход.
Будучи повержены, монстры – за редким исключением – оставляют нам либо только опыт, либо ещё и денежное довольствие: никаких вам мечей и вилок, выпадающих из распотрошённых крыс. Зато всё снаряжение или покупается в деревнях за накопленные медяки, или подбирается здесь же, в подземельях, прямо на полу. Ассортимент заслуживает уважения: 18 видов оружия, от нулевого («сломанный меч») и первого («дубинка») до двуручного меча двенадцатого класса, и 11 разновидностей основного компонента брони, нагрудника – и это не считая всевозможных модификаций, то есть версий, зачарованных на увеличение какого-либо нашего ролевого показателя. А ведь имеются здесь ещё и щиты, шлемы, накидки, ботинки, перчатки, наручи, кольца и амулеты, волшебные палочки и посохи, обилие разнообразных свитков и зелий – и по нескольку вариантов сумок, рюкзаков, ящиков и поясов для складирования всего вышеперечисленного.
Помимо полезной зачарованности, компоненты снаряжения могут быть также и «проклятыми», то есть уменьшающими наши характеристики: именно этого следует бояться, поднимая с пола неизвестную пока что науке разновидность шлема или перчаток. Самый простой способ идентификации найденного – надеть его на себя, однако если вам не повезло и вы оснастили героя проклятым кольцом или мечом, снять его можно будет только за немалую сумму в Храме, вернувшись в поселение (или же загрузив сохранённую ранее игру). А потому или сами старайтесь побыстрее изучить соответствующее заклинание, или не спешите примерять свежеподобранную вещь, а бережно упакуйте её в вещмешок – и за небольшую плату спросите совета у мудреца при следующем визите в деревню. При этом, единожды распознав какое-либо зелье или свиток, мы будем в дальнейшем находить в наших странствиях только уже чётко подписанные экземпляры того же предмета, – а вот элементы экипировки нужно будет каждый раз изучать заново.
Единственное, на что стоит посетовать в «Castle of the Winds», – так это на невозможность просмотреть характеристики брони и оружия непосредственно из инвентаря: таковые перечисляются лишь в справке из внутриигровой помощи и лишь для стандартных разновидностей предметов. И если показатели зачарованного шлема или нагрудника можно ещё определить опытным путём, снимая и одевая их – и внимательно наблюдая при этом за изменением соответствующего показателя в окне персонажа, то индикаторы наносимого оружием урона или уровня нашего сопротивления какой-либо из магии стихий в игре вообще нигде не указаны! Так что остаётся лишь гадать, что именно имеется в виду под глубокомысленной надписью «очень сильно увеличивает ваш шанс попасть в цель»... Недоработка весьма странная, особенно на фоне всех прочих удобств простейшего по сути своей интерфейса.
Всё же, несмотря на этот мелкий недостаток, «Castle of the Winds» оказывается великолепной «RPG-lite», обещающей море удовольствия и огромный интерес в плане повторных прохождений, всегда способных продемонстрировать вам новые архитектурные хитрости в интерьерах крепости, новых монстров и новые модификации полезных и не очень предметов. Можно пройти игру добрый десяток раз, так ни разу и не встретив, к примеру, снежного гиганта или не узнав о существовании специального пояса на десять (!) ячеек, – а можно, вернувшись в очередной раз на побывку в Бьярнархавен, найти весь прилавок магазина одежды заваленным этим редким и чрезвычайно удобным предметом снаряжения...
Рекомендуется всем любителям «рогаликов» – и просто ролевых приключений!
По определению автора, «Castle of the Winds» является графической адвенчурой, вдохновлённой ролевыми играми в стиле фэнтези, такими как его любимая D&D; однако на деле перед нами оказывается именно что ролевая компьютерная игра с несколько облегчённой системой, относящаяся к классу последователей «Rogue». Внешний вид никогда не был сильной стороной «рогаликов», и данный проект, с его крайне простой графической составляющей, исключением не является; однако от подавляющего большинства DOS-игр своего времени детище SaadaSoft отличается – как можно догадаться – светлыми тонами палитры и удобным мышино-оконным интерфейсом. При этом, увы, здесь начисто отсутствует что музыка, что звуковые эффекты. Да и анимации, мягко говоря, почти что нет: и герой, и все разнообразные представители местной фауны, разумной и неразумной, отображаются в виде стандартных для Windows иконок, просто перемещающихся с одного места на другое, – разве что мини-картинки с летящими стрелами или брошенными заклинаниями огненных или ледяных шаров немного разнообразят статичные интерьеры местных бело-серых подземелий.
Зато интересной особенностью «Castle of the Winds» оказывается сеттинг: махать мечом нам предстоит не в реальном Средневековье, но и не в надуманном мире каких-нибудь «эльфов» и «орков», а в довольно строго выдержанной стилистике скандинавской мифологии. Соответственно, найдётся здесь место и для волшебства, и для храма Одина, и для троллей, кобольдов и йотунов. Сюжет отнюдь не замысловат и подаётся исключительно в виде изредка находимых тут и сям записок: герой наш – или героиня, ибо пол можно выбрать при начале игры, – является приёмным ребёнком бедных фермеров; отлучившись раз по делу в близлежащую деревеньку, мы застаём по возвращении свой дом сожжённым, а названных родителей убитыми. В дальнейшем нас ждёт посещение находящейся неподалёку шахты о пяти этажах – и тщательное её исследование на предмет методичной зачистки от вредителей и прочей живности. Затем мы отправимся в более людное селение под названием Бьярнархавен; стоит ли сомневаться, что поблизости обнаружится ещё и крепость с одиннадцатью уровнями подземелий, где можно будет совершить вынесенную в заголовок игры кровную месть за погибших близких – а попутно и выяснить все детали своей настоящей родословной.
Помимо указания имени и пола (и соответствующего этому последнему внешнего вида: кроме предоставляемых по умолчанию двух иконок можно также и задать для своего протагониста любую другую иконку стандартного для Windows типа, включая созданные собственноручно) в начале новой игры нужно также выбрать уровень сложности и распределить основные характеристики героя. Таковых всего четыре: сила (отвечающая, прежде всего, за способность наносить тяжкие телесные повреждения встречным монстрам), интеллект (влияющий на запас маны), телосложение (определяющее как количество очков здоровья, так и объём переносимых тяжестей) и ловкость (воплощающаяся в скорости – не столько передвижения, ибо всё действо происходит в походовом режиме, сколько упражнений с мечом или топором). Пополнить эти характеристики можно из доступного общего запаса; в дальнейшем же их увеличение (а то и уменьшение) возможно лишь при помощи особых предметов.
Кроме четырёх отмеченных показателей, на экране персонажа, вызываемом в любой момент сочетанием клавиш Alt-C или же из меню «Character!» при помощи мыши, можно увидеть также индикаторы уровня, опыта, очков здоровья и маны, текущего и максимально допустимого веса и объёма инвентаря, а также количественных характеристик надетой брони и золотого (серебряного или медного) запаса. Опыт даётся исключительно за истребление монстров, а также за обезвреживание ловушек – привычные для многих ролевых игр «квесты» здесь отсутствуют напрочь, как и вообще любые неигровые персонажи.
Все прочие элементы интерфейса в «Castle of the Winds» столь же наглядны и так же доступны к вызову несколькими альтернативными способами. Перемещение героя по основному экрану удобнее всего осуществляется восемью клавишами малой цифровой клавиатуры (хотя можно передвигаться также и посредством мыши, зажав левой кнопкой иконку своего персонажа). Нажатие правой кнопки выдаёт сообщение о содержимом соответствующей области экрана – таким образом можно, скажем, читать вывески магазинов. В маленьком окне внизу справа помещается краткая информация о наших показателях здоровья, маны и скорости; там же идёт отсчёт времени, прошедшего с начала игры (исключительно для справки), и демонстрируется название текущей локации. Левее, в окне побольше, можно поочерёдно проследить все последние произошедшие с нами события. Наконец, верхняя строка стандартного для Windows интерфейса отведена под основное меню, с возможностью вызова экрана персонажа, инвентаря, карты, книги заклинаний и особых команд – например, для использования размещённых в ячейках быстрого доступа свитков или зелий, для спуска или подъёма по лестницам, для отдыха или для поиска потайных дверей. Практически все такие команды можно выполнить и при помощи клавиатуры – почерпнув знания о соответствующих сочетаниях клавиш из меню помощи; кроме того, основные из них – как и десять самых излюбленных заклинаний – дублируются на введённой в версии игры 1.1 особой панели под верхним меню в виде списка глаголов и настраиваемого набора иконок с изображениями магических трюков из вашего репертуара. В общем – всё предельно наглядно и удобно.
Кроме того, особые команды – такие как сортировка содержимого вещмешка по категориям и примечательная возможность дать собственное имя любому предмету экипировки – доступны в окне инвентаря. Это последнее представляет собой изображение «куклы» героя, окружённого ячейками снаряжения; справа внизу видны открытые контейнеры, такие как надетый на герое рюкзак или пояс с отдельными ячейками, а выше находится собственно окно текущей локации, с изображением того, что лежит в этом месте на полу – или же на прилавках магазина, при посещении такого заведения. Соответственно, купля-продажа происходит простым перемещением мыши из одного окна в другое; подобрать же предмет просто с пола можно и в основном окне игры, нажав клавишу G или команду «Get» (вариант: F / «Free Hand», чтобы взять его в левую руку, – если, конечно, она уже чем-то не занята).
В самой первой деревушке, где мы оказываемся в начале игры, магазинов крайне мало – чуть более богато торгово-развлекательными заведениями следующее селение, Бьярнархавен. Помимо нескольких лавок оружейника, бронника и торговца зачарованными предметами, вы найдёте здесь Храм Одина, предоставляющий самые разнообразные услуги по лечению и восстановлению характеристик – но, как правило, по совершенно безбожным ценам. Практическая польза от такого учреждения как банк сравнительно невелика: обменяв запас наличных на кредитные письма к местным предпринимателям, можно разве что обезопасить себя от возможной встречи с ворами. Зато куда более примечательны два других особых заведения – хижина мудреца, способного точно опознать найденные вами неизвестные предметы (незаменимая услуга, если только вы не обзавелись уже заклинанием или свитками идентификации), и лавочка старьёвщика, задёшево скупающего все совершенно бесполезные предметы вроде рваных ботинок и бутылей с водой – если благодаря оплате труда мудреца вам не посчастливилось установить, что именно такими оказались столь бережно хранимые вами находки, нажитые непосильными трудами в походах по глубинам шахты или крепости.
Разумеется, львиную долю времени нам придётся проводить именно в этих отдалённых местах, наведываясь в селения по мере заполнения инвентаря всяческим добром, – разве не за этот процесс мы и любим игры, подобные «Rogue»? Тем более что «Castle of the Winds» предоставляет поклонникам такого рода приключений практически безграничные возможности – благодаря тому, что все уровни подземелий с содержащимися в них сокровищами и с населяющими их фауной генерируются каждый раз случайным образом. Пытливые путешественники могут воспользоваться заклинаниями или свитками обнаружения монстров или предметов – но вполне можно и положиться на волю случая, открывая очередной этаж крепости шаг за шагом, не зная, что встретится вам за поворотом коридора или в следующей комнате (или же просто сохраняя игру перед каждым рискованным действием).
Бои реализованы предельно просто: чтобы атаковать противника оружием ближнего боя, нужно лишь передвинуть иконку героя в его направлении. Использование заклинания потребует лишних телодвижений – нажатия соответствующей кнопки на панели вверху или вызова её из меню, с последующим кликом на изображении врага. Ходы происходят поочерёдно, с той особенностью, что на любой ход нашего персонажа отвечает каждый из присутствующих на уровне монстров; другое дело, что подавляющее большинство таковых нам при этом не видны (и не опасны), однако в случае попадания в комнату с несколькими монстрами вести себя следует чрезвычайно осмотрительно. Впрочем, если битва окажется вам не по силам, и заклинания лечения не помогут продержаться ещё немного, всегда можно попробовать отступить и отдохнуть где-нибудь в безопасном месте: большинство антагонистов не склонны преследовать свою цель, поднимаясь или опускаясь на другой этаж. Для этого последнего действия на любом уровне имеется по две лестницы на каждое из двух направлений; однако - ввиду полной спонтанности расположения местных интерьеров - далеко не весь этаж может быть доступен нам изначально: многие комнаты, включая богатые сокровищами, монстрами или лестницами, могут оказаться скрытыми за потайными дверями – или даже находиться в недоступных извне помещениях. В первом случае нам способна помочь команда поиска, во втором – только особые заклинания вроде телепортации или ясновидения.
Всего же у нас имеется возможность изучить 34 заклинания семи школ магии – или же оснаститься таковыми при помощи одноразовых свитков. Наиболее полезным из них – помимо лечения ранений, идентификации предметов и двух разновидностей телепорта – оказывается «Руна возврата», позволяющая переместиться сразу к выходу из подземелья, без необходимости проделывать весь путь на своих двоих – встречая к тому же и возродившихся на верхних уровнях новых чудовищ. То же самое заклинание позволит вам вернуться из деревни на самый дальний из уже посещённых вами этажей крепости или шахты, – в качестве альтернативы можно заказать соответствующую услугу в Храме Одина за тысячу медных монет. Изучать новые заклинания можно двумя способами – при помощи соответствующих книг, изредка появляющихся в продаже или в составе хранящихся в подземельях сокровищ, или же при повышении уровня героя: каждый раз в случае этого приятного события нам предоставляется возможность выбрать одно из доступных волшебных знаний (очки здоровья и маны повышаются при этом автоматически).
Ничуть не уступает в ассортименте и местный бестиарий. Чаще всего нам будут встречаться всевозможные представители фауны: крысы, медведи, волки, пауки, муравьи-переростки и так далее, а также змеи и скорпионы. Последние умеют отравлять нас своим ядом: показатель здоровья от этого сразу не уменьшится, но поменяет свой цвет – после чего привычный отдых командой «r» может привести не к восполнению недостающих очков, но к летальному исходу. Поэтому постарайтесь как можно быстрее обзавестись если не заклинанием нейтрализации яда, то хотя бы стратегическим запасом соответствующих зелий. Не менее многочисленной категорией врагов оказываются гуманоиды: гоблины трёх видов, кобольды, огры, тролли, всевозможные бандиты и оборотни, а также – вор, самый неприятный и самый человекоподобный из них, славящийся своей способностью похищать предметы из вашего инвентаря (и тут же быстро исчезать в неизвестном направлении). А вот гиганты-йотуны встречаются редко и скорее на высоких уровнях сложности – за исключением главного (как для первой части игры) злодея, Хрунгнира; что касается нежити, то скелеты или ходячие трупы вряд ли доставят вам особые неприятности, если только вы не станете встречаться с целой их компанией, – но вот с кем нужно держать востро не только меч, но и ухо, так с это с особой разновидностью призраков, способных одним касанием уменьшать ваши основные характеристики (да так, что восстановить их можно будет только в Храме за отдельную плату, или же при помощи соответствующих зелий, крайне редких и дорогих). Наконец, имеется здесь и особая группа ни на что непохожих магических существ, каждое из которых по-своему примечательно: скажем, слизь обладает иммунитетом к холодному оружию и поражается лишь заклинаниями, а мантикора атакует сразу по нескольку раз за ход.
Будучи повержены, монстры – за редким исключением – оставляют нам либо только опыт, либо ещё и денежное довольствие: никаких вам мечей и вилок, выпадающих из распотрошённых крыс. Зато всё снаряжение или покупается в деревнях за накопленные медяки, или подбирается здесь же, в подземельях, прямо на полу. Ассортимент заслуживает уважения: 18 видов оружия, от нулевого («сломанный меч») и первого («дубинка») до двуручного меча двенадцатого класса, и 11 разновидностей основного компонента брони, нагрудника – и это не считая всевозможных модификаций, то есть версий, зачарованных на увеличение какого-либо нашего ролевого показателя. А ведь имеются здесь ещё и щиты, шлемы, накидки, ботинки, перчатки, наручи, кольца и амулеты, волшебные палочки и посохи, обилие разнообразных свитков и зелий – и по нескольку вариантов сумок, рюкзаков, ящиков и поясов для складирования всего вышеперечисленного.
Помимо полезной зачарованности, компоненты снаряжения могут быть также и «проклятыми», то есть уменьшающими наши характеристики: именно этого следует бояться, поднимая с пола неизвестную пока что науке разновидность шлема или перчаток. Самый простой способ идентификации найденного – надеть его на себя, однако если вам не повезло и вы оснастили героя проклятым кольцом или мечом, снять его можно будет только за немалую сумму в Храме, вернувшись в поселение (или же загрузив сохранённую ранее игру). А потому или сами старайтесь побыстрее изучить соответствующее заклинание, или не спешите примерять свежеподобранную вещь, а бережно упакуйте её в вещмешок – и за небольшую плату спросите совета у мудреца при следующем визите в деревню. При этом, единожды распознав какое-либо зелье или свиток, мы будем в дальнейшем находить в наших странствиях только уже чётко подписанные экземпляры того же предмета, – а вот элементы экипировки нужно будет каждый раз изучать заново.
Единственное, на что стоит посетовать в «Castle of the Winds», – так это на невозможность просмотреть характеристики брони и оружия непосредственно из инвентаря: таковые перечисляются лишь в справке из внутриигровой помощи и лишь для стандартных разновидностей предметов. И если показатели зачарованного шлема или нагрудника можно ещё определить опытным путём, снимая и одевая их – и внимательно наблюдая при этом за изменением соответствующего показателя в окне персонажа, то индикаторы наносимого оружием урона или уровня нашего сопротивления какой-либо из магии стихий в игре вообще нигде не указаны! Так что остаётся лишь гадать, что именно имеется в виду под глубокомысленной надписью «очень сильно увеличивает ваш шанс попасть в цель»... Недоработка весьма странная, особенно на фоне всех прочих удобств простейшего по сути своей интерфейса.
Всё же, несмотря на этот мелкий недостаток, «Castle of the Winds» оказывается великолепной «RPG-lite», обещающей море удовольствия и огромный интерес в плане повторных прохождений, всегда способных продемонстрировать вам новые архитектурные хитрости в интерьерах крепости, новых монстров и новые модификации полезных и не очень предметов. Можно пройти игру добрый десяток раз, так ни разу и не встретив, к примеру, снежного гиганта или не узнав о существовании специального пояса на десять (!) ячеек, – а можно, вернувшись в очередной раз на побывку в Бьярнархавен, найти весь прилавок магазина одежды заваленным этим редким и чрезвычайно удобным предметом снаряжения...
Рекомендуется всем любителям «рогаликов» – и просто ролевых приключений!
- Особенность геймплея:
Подобие Rogue
Генерируемые пространства - Перспектива:
Вид сверху - Способ распространения:
Shareware - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Фэнтези
Мифология - Элемент жанра:
Пошаговая - Язык:
English