Star Trek: Klingon Academy

Star Trek: Klingon Academy
Жанр: Simulation
Разработчик: 14 Degrees East
Издатель: Interplay
Год выхода: 2000
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 3
  • 2
  • 19
В вымышленной вселенной "Звёздного пути" (англ. Star Trek), давно уже перешагнувшей границы телесериала-первоисточника и ставшей неотъемлемой частью западной массовой культуры, имеется некоторое количество "традиционно плохих" рас: борг - которые даже не совсем раса, а словно бы единый киберорганизм; ференги - но от этих вреда немного, ибо они только и делают, что торгуют да воруют; а также клингоны и ромуланцы. Но если вторые из последней упомянутой пары, в чертах которых критики некогда находили и "нацистское наследие", и "страх перед азиатским коммунизмом", представляют собой нечто вроде абсолютного зла, с которым нельзя договориться, то первые - то есть клингоны, иногда почему-то называемые "пародией на Советский Союз", - это просто очень воинственные и суровые товарищи, способные, однако, и к диалогу, и к верности однажды данному слову (причём как родному императору, так и противникам). И именно эти в самом прямом смысле слова крутолобые ребята - несмотря на то, что вообще инопланетян в Star Trek десятки видов, если не сотни, - обрели наибольшую популярность: чего стоит один только созданный совместно авторами сериала и поклонниками клингонский язык с "острыми" изогнутыми буквами, отдалённо напоминающими руны, или бат-лех, известнейшее клингонское холодное оружие в виде закруглённого зубчатого лезвия, относительно законности хранения "реплик" которого в некоторых странах ведутся споры в самых что ни на есть реальных судах. Неудивительно, что в играх, созданных по мотивам упомянутой вселенной, "клингонская" тема не могла быть не затронута, причём в том числе в "сольном" исполнении, - последнее впервые произошло в 1996 году, когда свет увидел очень неоднозначный и ориентированный исключительно на "понимающую" аудиторию видеоквест Klingon; спустя два года появился Klingon Honor Guard - довольно трудный action от первого лица, где предстояло сыграть за офицера императорской гвардии. Проходит ещё пара лет - и настаёт черёд "третьего блина" под названием Klingon Academy, исполненного на этот раз в жанре космического симулятора. Причём не абы какого, а разрабатывавшегося и ожидавшегося (причём не только преданными фанатами) на протяжении многих лет, обещавшего самую настоящую революцию в жанре и разместившегося - внимание - на целых шести (!) CD, что в плане занимаемого объёма способно дать фору некоторым FMV-квестам, а самое главное - призванного развеять уже сложившийся к тому времени "миф" о "проклятии игр по Star Trek". Серьёзные амбиции. Но получилось ли?

Вообще говоря, как бы ни хотелось поведать читателям масштабную и проработанную историю мира Star Trek хотя бы в предельно сжатом изложении - увы, в рамках краткого описания это никаким образом не представляется возможным. Поэтому если вы вдруг с ней не знакомы - то либо займитесь изучением, либо, если вы здесь не за наслаждением чьей-то выдумкой, удовольствуйтесь следующей фразой: в не слишком далёком будущем земляне стали активно осваивать космос, встретились с большим количеством разумных рас, с кем-то подружились, создав Объединённую Федерацию Планет, а с кем-то - не подружились, поэтому в космосе идёт война. Среди последних - то есть тех, с кем не подружились, - присутствует как раз Клингонская империя, причём, во-первых, для людей она является едва ли не самым сильным противником (за исключением "их" - см. ниже), во-вторых - по причине "яркости" своих характеров клингоны вообще не склонны к дружбе, а потому воюют вовсе не только с землянами, а ещё со множеством существ. Действие конкретно данной игры - это уже для тех, кто в "теме", - начинается в 2290 году, между пятым и шестым телевизионными фильмами, и ещё до подписания перемирия между Федерацией и клингонами. Сюжетная завязка просто на удивление банальна: клингоны (вероятно, всё же несколько раньше 2290 года) узнали, что у землян существует продвинутая Академия Звёздного Флота, "кузница" лучших космических офицеров; клин решают вышибить клином и создают у себя аналог - Клингонскую академию, работающую по тому же принципу. Наш протагонист - юноша по имени Торлек, ставший курсантом самого престижного факультета упомянутой академии - командного, выпускник которого получает право возглавить целый боевой фрегат. И первая кампания - не формальная обучающая миссия, а, по сути, именно кампания, - посвящена как раз процессу получения знаний - овладению искусством пилотирования того самого фрегата и боями против "виртуальных" кораблей Федерации; наставником главного героя станет сам знаменитый генерал Чан - колоритнейший персонаж "Звёздного пути", который во вступительном ролике своими руками подавляет антиправительственный мятеж, пусть и ценой собственного глаза, потерянного в бою с лидером восставших. Обратите внимание: несмотря на упомянутую "виртуальность" происходящего, "завалить" миссии обучающего этапа очень даже можно - а вместе с этим и проиграть, "вылетев", вот только отнюдь не в открытый космос...

В случае успешного завершения пути курсанта Торлек получает офицерское звание - и фрегат под своё командование, с тем чтобы начать службу в вооружённых силах Клингонской империи и совершать ратные подвиги во имя его величества императора в сражениях с "гладколобыми" землянами и прочими недругами. В большинстве рецензий на игру вы неизменно будете встречать одну и ту же фразу, сказанную лишь чуть различающимися словами: "Но потом появятся таинственные пришельцы"... Мы же обойдёмся без ореола таинственности и скажем прямо - если вы хоть немного знакомы с первоисточником, то никакого сюрприза не увидите: это снова будут "они" (см. выше). Те самые. Ромуланцы. Запомните: в Star Trek всегда и во всём виноваты ромуланцы. Если не прямо, то хотя бы косвенно. Поэтому много о сюжете говорить не стоит: да, пусть из шести дисков целых пять (а вы как думали, откуда такой размер у космического симулятора?..) занимают довольно-таки "тяжёлые" видеоролики с живыми актёрами (между прочим - снимавшимися в фильмах по "Звёздному пути"), в общей сложности продолжающиеся более полутора часов, - но на деле ничего значительного в плане именно развития истории здесь не произойдёт. Просто будем сражаться сначала с людьми, а потом с ромуланцами, попутно разыскивая предателя. Такие дела. И наличие нескольких "нетипичных" миссий (в виде, скажем, доставки из точки A в точку B важных людей) общей безрадостной картины никак не меняет.

Но, к счастью, в Klingon Academy есть очень много чего интересного из других составляющих - которые для многих игроков наверняка покажутся куда актуальнее "следования канонам саги". Разработчики как минимум частично не обманули: симулятор - для своего года выхода, по крайней мере, - и правда весьма необычный. Взять, к примеру, сам наш корабль: весьма большой (пусть и не гигантский) космический фрегат, чей условный экипаж составляет несколько тысяч человек, - то есть, иными словами, вовсе не одноместный космический истребитель, к которому привыкли любители жанра. На практике это выражается как в необходимости коренным образом изменить свои привычки по управлению фантастической посудиной, так и в появлении таких сторон игрового процесса, о которых - по крайней мере, в рамках подобного симулятора - никто ранее и не помышлял. Разумеется, ждать от всё-таки преимущественно аркадной игры какой-то реалистичной физики, а уж тем более "космической", ни в коей мере не стоит, - однако создатели посчитали возможным придумать физику собственную, пусть и предусматривающую существование некоторых "реальных" явлений - таких, например, как инерция. На практике вышеуказанное обстоятельство может приводить к совершенно неожиданным и способным довести до страшного раздражения и негодования результатам: тут не то что быстро полетать или "искусно" поманеврировать не выйдет, а порой невозможно даже повернуть подконтрольное нам судно или же провести банальную операцию прицеливания для пуска очередной ракеты. Забыли вовремя нажать кнопку, отвечающую за активацию носовых двигателей, - будьте готовы к тому, что торможение произойдёт куда медленнее, чем предполагалось, так что расстояние между желаемыми и фактическими координатами прибытия может различаться по-астрономически значительно. И это вовсе не шутка, - а если подобное произойдёт в бою, то станет точно не до смеха. Порадоваться остаётся лишь тому, что большая часть ваших потенциальных противников примерно схожа по размеру - а следовательно, и по скорости.

"Запас прочности" космического фрегата складывается из двух составляющих: его собственной брони и так называемого "энергетического щита", плотно обволакивающего корабль и защищающего его в течение какого-то времени от различных внешних воздействий, будь то неприятельский огонь, астероиды или лобовое столкновение с другим судном. Упомянутая оболочка, будучи повреждённой, восстанавливается автоматически, а повреждения непосредственно корпуса нашего средства передвижения станут возможными лишь после полного её уничтожения. Обратите также внимание, что бортовые орудия вашей махины вовсе не исчерпываются носовыми - имеются и бортовые, и даже задние.

Следующий важнейший момент - это уже отмеченное выше наличие огромной команды, находящейся под непосредственным руководством протагониста. Впрочем, новоиспечённый капитан - птица слишком большого полёта, водить знакомство с каждым техником ему как будто и не к лицу, - а потому он ограничивает круг общения лишь старшими офицерами, коих присутствует около полутора десятков и каждый из которых отвечает за те или иные сферы жизнедеятельности корабля: от экстренного ремонта, управления гиперпространственными прыжками и наведения тяжёлых орудий до, как ни странно, лечения раненых. При этом в нижней части экрана реализована самая настоящая интерфейсная панель для быстрого доступа ко всем этим "службам", и более того - каждую из них теоретически можно на время возглавить лично (видимо, предполагается, что образование в академии дают очень разностороннее...), что приведёт к переходу игры чуть ли не в особый "менеджерский" режим. Вот только, к сожалению, времени на то, чтобы "вручную" выполнить работу каждого из своих "ключевых" подчинённых, совершенно точно не хватит, - а потому часто полагаться на них, ограничиваясь лишь формулировкой приказа, всё-таки придётся. Часто - но, внимание, не всегда: бывают ситуации, когда "турнуть" офицера с насиженного кресла и занять его самому просто жизненно необходимо, ибо отданный приказ будет наверняка понят и исполнен неверно. В какой ситуации поступать так, а не иначе, - решать вам. Вышеописанное, пожалуй, способно удивить - как собственно задумкой, так и деталями её реализации, - причём смотрится это здорово даже сейчас. А каково смотрелось в 2000 году - за, напомним, целых два года до выхода Star Trek: Bridge Commander?..

Теперь настала пора переходить к едва ли не самому "вкусному" моменту - и тому единственному, который, пожалуй, и правда имеет право претендовать на "революционность". Клингонскому фрегату под нашим доблестным контролем предстоит решать задачи государственной важности в самых разных уголках космоса, - разных не только с географической, но и с "астрофизической" точки зрения. Иными словами, действие будет разворачиваться и в туманностях, и вблизи чёрных дыр, и среди астероидов, образующих планетарные кольца, и даже около не существующих в реальности типов космических объектов. В других играх они наверняка стали бы лишь элементами фона, своего рода красивыми, но пустыми декорациями, служащими исключительно для услады глаз придирчивого игрока. Но в Klingon Academy - вновь внимание! - космос постарались сделать... живым - естественно, насколько это возможно. К примеру, попав под метеоритный дождь, фрегат очень быстро лишится энергетического щита, и восстановиться у последнего практически не будет возможности из-за интенсивности движения маленьких небесных тел; примерно то же самое, только в ещё худшем варианте, случится при контакте с солнечной короной звезды. Ну а стоит приблизиться слишком близко к орбите крупной планеты - как из-за её гравитационного поля корабль, и так-то, говоря словами Высоцкого, "не отмеченный грацией мустанга", станет практически не способным к простейшим манёврам и поворотам. Вот такое, вероятно, уже вполне может озадачить и самых бывалых пилотов...

Ну а выглядят все эти объекты - как "реальные" в плане воздействия на игрока, так и "картонные" (последних-то тут, будем честны, тоже хватает), - всё-таки здорово. Да, графику данного симулятора-"мастодонта" кое-кто позволял себе ругать ещё в год выхода - мол, не хватает разнообразия, в отдельных местах - яркости, а планеты или полигональные модели судов при ближайшем рассмотрении так и вовсе производят отталкивающее впечатление. Согласиться с каждым из этих тезисов - особенно с первыми двумя - категорически невозможно: разнообразие - насколько оно вообще возможно в холодном и чёрном космосе - тут есть, а уж для того, чтобы оценить яркость и, что не менее важно, насыщенность местной палитры - достаточно просто встретиться с первой туманностью, которая манит своей истинно неземной красотой, переливаясь мириадами цветов и оттенков. А взрывы? А удивительная визуальная детализация повреждений, наносимых кораблям противника?.. Это ведь всё тоже на месте! Так что не верьте критикам начала тысячелетия - как минимум пока не увидите это своими глазами. А ещё здесь есть тексты - и порой довольно солидные по объёму, - написанные... нет, к сожалению, не на настоящем клингонском языке (последнее, наверное, было бы чересчур даже для абсолютного большинства самых верных "трековцев"), но шрифтом, весьма удачно стилизованным под острые и размашистые буквы той достойнейшей расы, за представителя которой нам выпал шанс поиграть. Казалось бы, мелочь - но ведь радует же!

Что в итоге? И главное - каков ответ на заданный где-то выше вопрос? Истина, как и всегда, посередине: её так просто, как в юмористической притче про Платона, на стол не вытряхнешь. Конечно, сюжет мог бы быть и поинтереснее, миссии - более разнообразными, ролики - менее длинными, ну а космос - это если совсем уж придираться - местами и правда более красивым. Но, с другой стороны, наличие пусть и не реалистичной, но сложной и требующей к себе "уважения" физики, объективно непростого режима управления командой и, конечно же, потрясающих "влияний" различных "стихий" на происходящее просто не позволяют поставить этой на самом деле необычной, в чём-то знаковой, а для некоторых - эпической и культовой вещи оценку ниже восьми баллов. Игра далека от идеала, - но для своего времени она действительно стала Явлением. Так что как ни крути - а всё-таки получилось.

P.S. А если бы здесь заменили клингонов на ромуланцев - то можно было бы вообще что угодно простить. Но увы, увы...
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.