Для завсегдатаев нашего сайта давно уже не секрет, что в Бразилии тоже делают игры. И совершенно не обязательно про кофейных баронов, жестоко истязающих своих рабов, или про отважных покорителей сельвы, добывающих каучук и сражающихся с воинами яномамо, - просто большая часть произведённых в данной стране электронных развлечений не покидает внутренний рынок. Конкретно рассматриваемую же игру самые продвинутые маньяки, к началу 2000-х годов уже освоившие не то что Интернет, а и всевозможные "национальные окраины" всемирной паутины, наверняка вспомнят. Тогда, в 2003-м, её трейлер казался каким-то невероятным чудом: ещё бы, ведь это как будто "их" ответ знаменитому "персидскому принцу". Action-adventure с видом от третьего лица, восточная стилистика, боссы - и даже наверняка какие-то загадки... Потом информация отыскиваться перестала - и либо истёрлась из памяти, либо перешла в плоскость сомнений и недоверий из разряда "Она не ушла дальше демоверсии", "Её никогда не было". Спешим обрадовать: Acquaria - одна из самых редких игр за всю историю человечества - это не фейк и не "заброшенный проект", а вполне себе реально существующая вещь, вышедшая в свет - пусть и только на родине. Однако спешим одновременно с этим огорчить: на самом деле она представляет собой не совсем то, о чём мы думали много лет назад...
Но сначала - пару слов о главных героях и предыстории. Acquaria сделана по одноимённому молодёжному фильму, главные роли в котором исполнили участники сначала детского, а затем юношеского дуэта "Санди и Жуниор", состоящего из сестры и брата, чья карьера продолжалась целых семнадцать лет - с 1990-го, когда они были ещё маленькими детьми, до 2007-го. Дети были "идолами" бразильских школьников 90-х годов XX века, имели смазливый внешний вид, исполняли поп-песенки, - иными словами, были пусть и не настолько ужасными, как Джастин Бибер, но всё равно в известной степени отвратительными, - а заодно снялись в нескольких художественных фильмах (которые, оказывается, в крупнейшей латиноамериканской стране не ограничиваются только "теленовеллами" про подменённых младенцев). Наиболее популярным из них стала фэнтезийная лента с экологическим (!) уклоном под названием "Acquaria". А поскольку в Бразилии действуют те же законы "маркетинга и пиара", что и на Западе, - то, дабы заработать побольше деньжат, одновременно с фильмом решили выпустить "игру по мотивам". И - поскольку это вновь Бразилия - там реализация такой идеи приняла куда более уродливую форму, чем это обычно бывает в таких делах.
Теперь стоит немного коснуться сюжета. Повзрослевшие Санди и Жуниор исполняют роли соответственно Сары и Кима - жителей умирающей Синей планеты (желающие могут угадать в ней родную), которая из-за исчерпания почти всех запасов воды превратилась в выжженную пустыню, населённую не только борющимися за выживание немногочисленными людьми, но и прочими существами - от разумных и крайне агрессивных мутантов-кочевников до всевозможных чудовищ вроде песчаных скатов или гигантских червей. Единственный путь спасти планету - это найти и доделать некогда создававшуюся двумя учёными машину, способную производить воду. На её поиски отправляется Ким, сын тех самых учёных, убитых когда-то мутантами, и его подруга Сара. Причём выше описана сюжетная предыстория фильма, - из игры всё это понять едва ли возможно. Перед стартом можно выбрать одного из двух упомянутых персонажей, в роли которого предстоит пройти десять уровней.
В Бразилии игра некогда рекламировалась как "полностью трёхмерная" и "имеющая огромные пространства", - причём видимость последнего можно было отметить и при просмотре того памятного трейлера. Но на самом деле это не так. Во-первых, действие вовсе не каждого уровня проходит под открытым небом, а на таковых отнюдь не всё видимое пространство является потенциально игровым: до многих (условно) "дальних гор" мы никогда не доберёмся. Во-вторых, даже если и признать ту же первую локацию более-менее обширной, то и это будет мнимым утверждением: попробуйте пройти хотя бы чуть дальше задуманной разработчиками невидимой границы - и сразу же попадёте в зыбучие пески. Насчёт "полного 3D" нас формально тоже не обманули, - но даже с учётом олдгеймерской толерантности такую графику очень, очень сложно назвать приемлемой. Модели персонажей представляют собой корявых, угловатых, еле двигающихся болванчиков с периодически исчезающими полигонами, - и дело вовсе не в том, что игра отстала по уровню технического исполнения лет на 6, а в том, что сделана была явно "на коленке". О графике мы по традиции говорим в конце, но в силу ряда причин в этот раз отметим её уже сейчас, - тем более что дальше всё будет только хуже.
Потому как, вообще говоря, хорошей старой игрушке можно простить многое - и слабый сюжет, и плохую графику, - был бы только тот самый "геймплей". Увы и ах, но и последнего в Acquaria очень и очень мало. Да, герой умеет бегать, прыгать, приседать и даже двигаться крадучись. Да, имеется кое-какое оружие (конкретно - арбалет с бесконечными стрелами, перемещение с которым наперевес почему-то превращается в "скольжение" по поверхности...). Есть и противники, в том числе даже "боссы", - и платформенные элементы вроде прыжков, взбираний по лестницам, проходов по узким балкам и так далее, - и погибнуть тут вполне реально. Но вот мир этого "приключения" при этом практически пустой и безжизненный: прохождение едва ли не абсолютно линейно, а единственная "сложность", не считая отдельных чисто "рефлекторных" моментов, сводится разве что к поиску среди "вакуума" какого-нибудь объекта, до которого нам надо дойти. "Загадок" - даже уровня "шутеров" - здесь не наблюдается. Зато есть символы в виде "знаков вопросов", подобрав которые можно получить "подсказки" (на португальском языке, да). Единственным хоть сколько-то улучшающим общую картину обстоятельством является наличие боёв и уже упомянутая возможность гибели (в том числе, скажем, в результате попадания в ловушку или случайного падения), а также хотя бы чуточку оригинальные противники (согласитесь, что возможность пострелять в уменьшенный вариант "дюновских" шаи-кхулуд чего-то да стоит).
В общем, всё это до боли напоминает историю с японской SDS Stardivers: мы - олдгеймеры-маньяки, любящие "окраинные" игры, - столько лет ждали, надеялись и мечтали, неверно интерпретируя увиденное и домысливая несуществующее, а после всё-таки состоявшегося обретения раритета оказались наказаны жестоким разочарованием. Да, Acquaria совершенно фантастически редка, но теперь найдена и доступна всем, да, она, в конце концов, просто есть, - но, может быть, лучше бы и не была вовсе?.. Хотя - нет, пусть всё-таки существует: как исторический памятник вечному и неустанному поиску раритетов, пусть и не всегда заканчивающемуся радостью. Дадим ей один балл за чудищ, парочку за редкость, - да и дело с концом.
Но сначала - пару слов о главных героях и предыстории. Acquaria сделана по одноимённому молодёжному фильму, главные роли в котором исполнили участники сначала детского, а затем юношеского дуэта "Санди и Жуниор", состоящего из сестры и брата, чья карьера продолжалась целых семнадцать лет - с 1990-го, когда они были ещё маленькими детьми, до 2007-го. Дети были "идолами" бразильских школьников 90-х годов XX века, имели смазливый внешний вид, исполняли поп-песенки, - иными словами, были пусть и не настолько ужасными, как Джастин Бибер, но всё равно в известной степени отвратительными, - а заодно снялись в нескольких художественных фильмах (которые, оказывается, в крупнейшей латиноамериканской стране не ограничиваются только "теленовеллами" про подменённых младенцев). Наиболее популярным из них стала фэнтезийная лента с экологическим (!) уклоном под названием "Acquaria". А поскольку в Бразилии действуют те же законы "маркетинга и пиара", что и на Западе, - то, дабы заработать побольше деньжат, одновременно с фильмом решили выпустить "игру по мотивам". И - поскольку это вновь Бразилия - там реализация такой идеи приняла куда более уродливую форму, чем это обычно бывает в таких делах.
Теперь стоит немного коснуться сюжета. Повзрослевшие Санди и Жуниор исполняют роли соответственно Сары и Кима - жителей умирающей Синей планеты (желающие могут угадать в ней родную), которая из-за исчерпания почти всех запасов воды превратилась в выжженную пустыню, населённую не только борющимися за выживание немногочисленными людьми, но и прочими существами - от разумных и крайне агрессивных мутантов-кочевников до всевозможных чудовищ вроде песчаных скатов или гигантских червей. Единственный путь спасти планету - это найти и доделать некогда создававшуюся двумя учёными машину, способную производить воду. На её поиски отправляется Ким, сын тех самых учёных, убитых когда-то мутантами, и его подруга Сара. Причём выше описана сюжетная предыстория фильма, - из игры всё это понять едва ли возможно. Перед стартом можно выбрать одного из двух упомянутых персонажей, в роли которого предстоит пройти десять уровней.
В Бразилии игра некогда рекламировалась как "полностью трёхмерная" и "имеющая огромные пространства", - причём видимость последнего можно было отметить и при просмотре того памятного трейлера. Но на самом деле это не так. Во-первых, действие вовсе не каждого уровня проходит под открытым небом, а на таковых отнюдь не всё видимое пространство является потенциально игровым: до многих (условно) "дальних гор" мы никогда не доберёмся. Во-вторых, даже если и признать ту же первую локацию более-менее обширной, то и это будет мнимым утверждением: попробуйте пройти хотя бы чуть дальше задуманной разработчиками невидимой границы - и сразу же попадёте в зыбучие пески. Насчёт "полного 3D" нас формально тоже не обманули, - но даже с учётом олдгеймерской толерантности такую графику очень, очень сложно назвать приемлемой. Модели персонажей представляют собой корявых, угловатых, еле двигающихся болванчиков с периодически исчезающими полигонами, - и дело вовсе не в том, что игра отстала по уровню технического исполнения лет на 6, а в том, что сделана была явно "на коленке". О графике мы по традиции говорим в конце, но в силу ряда причин в этот раз отметим её уже сейчас, - тем более что дальше всё будет только хуже.
Потому как, вообще говоря, хорошей старой игрушке можно простить многое - и слабый сюжет, и плохую графику, - был бы только тот самый "геймплей". Увы и ах, но и последнего в Acquaria очень и очень мало. Да, герой умеет бегать, прыгать, приседать и даже двигаться крадучись. Да, имеется кое-какое оружие (конкретно - арбалет с бесконечными стрелами, перемещение с которым наперевес почему-то превращается в "скольжение" по поверхности...). Есть и противники, в том числе даже "боссы", - и платформенные элементы вроде прыжков, взбираний по лестницам, проходов по узким балкам и так далее, - и погибнуть тут вполне реально. Но вот мир этого "приключения" при этом практически пустой и безжизненный: прохождение едва ли не абсолютно линейно, а единственная "сложность", не считая отдельных чисто "рефлекторных" моментов, сводится разве что к поиску среди "вакуума" какого-нибудь объекта, до которого нам надо дойти. "Загадок" - даже уровня "шутеров" - здесь не наблюдается. Зато есть символы в виде "знаков вопросов", подобрав которые можно получить "подсказки" (на португальском языке, да). Единственным хоть сколько-то улучшающим общую картину обстоятельством является наличие боёв и уже упомянутая возможность гибели (в том числе, скажем, в результате попадания в ловушку или случайного падения), а также хотя бы чуточку оригинальные противники (согласитесь, что возможность пострелять в уменьшенный вариант "дюновских" шаи-кхулуд чего-то да стоит).
В общем, всё это до боли напоминает историю с японской SDS Stardivers: мы - олдгеймеры-маньяки, любящие "окраинные" игры, - столько лет ждали, надеялись и мечтали, неверно интерпретируя увиденное и домысливая несуществующее, а после всё-таки состоявшегося обретения раритета оказались наказаны жестоким разочарованием. Да, Acquaria совершенно фантастически редка, но теперь найдена и доступна всем, да, она, в конце концов, просто есть, - но, может быть, лучше бы и не была вовсе?.. Хотя - нет, пусть всё-таки существует: как исторический памятник вечному и неустанному поиску раритетов, пусть и не всегда заканчивающемуся радостью. Дадим ей один балл за чудищ, парочку за редкость, - да и дело с концом.
- Перспектива:
Вид от третьего лица - Происхождение:
Фильмы - Страна или регион происхождения:
Бразилия - Тематика:
Фэнтези - Язык:
Português