Похоже, эпитетов «необычная» и «самобытная» заслуживает чуть ли каждая вторая французская игра восьмидесятых годов ХХ века для Amstrad CPC, – однако «Meurtre à Grande Vitesse» умудряется выделяться даже на этом фоне. Одна из первых работ Бертрана Брокара и его компании Cobra Soft, она послужила прообразом всей дальнейшей серии «Meurtres», выходившей в разных странах и на нескольких языках и платформах, но так и не снискавшей заслуженной популярности.
Сюжет игры как раз вполне традиционен и выполнен в духе герметического детектива, восходящего к Агате Кристи с её «Убийством в „Восточном экспрессе“». Поскольку же действие происходит в современную эпоху, а точнее, в пятницу 14 декабря 1984 года, то и скорость у нас намного больше – 270 км/ч, – а своего рода главным «героем» истории оказывается французский электропоезд TGV, всего за несколько лет до этого дебютировавший на маршруте «Париж – Леон». Как раз где-то между этими двумя городами в одном из его вагонов находят мёртвым высокопоставленного пассажира – сенатора от департамента Ло и Гаронна по имени Альбер Периньяк, возвращавшегося в столицу после краткой деловой поездки. В роли безымянного сыщика нам предстоит расследовать все детали этого происшествия, – не исключено, что это был несчастный случай или внезапный приступ смертельной болезни, хотя многое указывает и на возможность убийства: скажем, незадолго до смерти покойный политик провёл в Сенате запрос о незаконном обороте наркотиков...
Внешний вид «Meurtre à Grande Vitesse» крайне скуден и скорее схематичен: цветов мы увидим минимум, даже ответив отрицательно на задаваемый при запуске обязательный вопрос о наличии у нас монохромного монитора; изображение текущей локации занимает небольшое пространство слева вверху экрана, чуть ниже надписи с названием игры и обозначением номера и класса вагона, в котором мы на данный момент находимся. Вид выполнен в перспективе «взгляда сверху», причём наш протагонист символизируется на плане буквой «Х». Для перемещения по одному из восьми вагонов состава используются клавиши стрелок; «ходить» можно в том числе и по сиденьям - в каждом случае нажимая отдельную клавишу для совершения нужного действия. Прежде всего, это «R» – основная и обязательная команда, означающая осмотр нашего текущего местоположения и отвечающая на вопрос, есть ли под ногами следователя хоть что-то, достойное внимания.
В большинстве случаев ответом будет «Il n’y a rien de special...», – но временами нас ждёт указание на присутствие на данной «клетке» какого-нибудь пассажира (всегда называемого по имени) или объекта (чемодана, телефона, газеты и т. д.). Печатную продукцию можно прочитать командой «L»; нажатие клавиши «F» позволит осуществить обыск – нужно будет только уточнить, какой именно предмет следует обыскивать, одушевлённый («Р») или неодушевлённый («О»). Несмотря на то что людей в модном виде транспорта немало, «особо важных» индивидуумов – потенциальных подозреваемых – у нас всего только восемь: их портреты в обязательном порядке демонстрируются при начале игры (в любой момент их также можно просмотреть при помощи клавиши «Р»). В случае если кто-то из этих подозрительных лиц присутствует на одной ячейке с нашим «Х», его или её изображение сменит собой крупный вопросительный знак в правой верхней части экрана. Именно тогда можно будет приступать как к обыску, так и к допросу, вызываемому нажатием «I». После этого следует указать тему разговора, набрав число от 1 до 4, – некоторые «вопросы» (которые на экране в любом случае не отображаются – мы видим только монолог собеседника) разрешается задавать только после определённого события (обретения какого-нибудь предмета или разговора с другим свидетелем), причём вторично поговорить с одним и тем же человеком на ту же тему не разрешается. Наконец, в некоторых случаях нам доступно особое действие, осуществляемое нажатием клавиши «А» – и позволяющее, например, воспользоваться телефоном (для возврата к игре нужно будет отдать команду «Fin»).
Однако чем больше всего привлекает «Meurtre à Grande Vitesse», так это ставшим фирменным для работ Бертрана Брокара набором дополнительной документации. В коробке с игрой вы найдёте 13 отдельных предметов: письма, визитные карточки, пилочку для ногтей, ведомость по начислению заработной платы за октябрь 1984 года, пинцет, несколько бусинок и так далее; кроме того, обратная сторона кассеты содержит запись монолога одного из персонажей, отчасти компенсирующую отсутствие в самой игре какого бы то ни было звукового оформления или музыки, за исключением редких эффектов, таких как телефонные гудки. Все эти предметы – не роскошь, а средства для проведения успешного расследования, в наглядном и полностью ощутимом виде воплощающие в себе своих виртуальных дублёров! Те из последних, которые будут обнаруживаться в игре при обыске локации или персонажа, обозначаются символом «***», что указывает на необходимость изучить физические материалы. Скажем, приведённые в записках номера телефонов и адреса «Минитель» (популярная в 1980-х годах и даже в начале XXI века французская информационная сеть, такой себе национальный аналог Интернет) придётся использовать здесь же, вручную набирая их на терминале в четвёртом вагоне; одну разорванную записку нужно будет складывать по кусочкам – а затем расшифровывать, используя для этого выписанную на отдельном листочке программу CRYPTO на языке Бейсик, – и так далее.
Разумеется, вскоре мы обнаружим, что весьма многим присутствующим лицам была выгодна смерть сенатора Периньяка... Правда, доступных для совершения действий не так уж и много, «допросы» свидетелей реализованы крайне условно, а аскетизм визуальной составляющей не позволяет в полной мере ощутить атмосферу «большой скорости» и герметического детектива. Тем не менее во многих отношениях «Meurtre à Grande Vitesse» является уникальным проектом – а потому не может не быть рекомендована всем любителям оригинальных приключенческих игр.
Сюжет игры как раз вполне традиционен и выполнен в духе герметического детектива, восходящего к Агате Кристи с её «Убийством в „Восточном экспрессе“». Поскольку же действие происходит в современную эпоху, а точнее, в пятницу 14 декабря 1984 года, то и скорость у нас намного больше – 270 км/ч, – а своего рода главным «героем» истории оказывается французский электропоезд TGV, всего за несколько лет до этого дебютировавший на маршруте «Париж – Леон». Как раз где-то между этими двумя городами в одном из его вагонов находят мёртвым высокопоставленного пассажира – сенатора от департамента Ло и Гаронна по имени Альбер Периньяк, возвращавшегося в столицу после краткой деловой поездки. В роли безымянного сыщика нам предстоит расследовать все детали этого происшествия, – не исключено, что это был несчастный случай или внезапный приступ смертельной болезни, хотя многое указывает и на возможность убийства: скажем, незадолго до смерти покойный политик провёл в Сенате запрос о незаконном обороте наркотиков...
Внешний вид «Meurtre à Grande Vitesse» крайне скуден и скорее схематичен: цветов мы увидим минимум, даже ответив отрицательно на задаваемый при запуске обязательный вопрос о наличии у нас монохромного монитора; изображение текущей локации занимает небольшое пространство слева вверху экрана, чуть ниже надписи с названием игры и обозначением номера и класса вагона, в котором мы на данный момент находимся. Вид выполнен в перспективе «взгляда сверху», причём наш протагонист символизируется на плане буквой «Х». Для перемещения по одному из восьми вагонов состава используются клавиши стрелок; «ходить» можно в том числе и по сиденьям - в каждом случае нажимая отдельную клавишу для совершения нужного действия. Прежде всего, это «R» – основная и обязательная команда, означающая осмотр нашего текущего местоположения и отвечающая на вопрос, есть ли под ногами следователя хоть что-то, достойное внимания.
В большинстве случаев ответом будет «Il n’y a rien de special...», – но временами нас ждёт указание на присутствие на данной «клетке» какого-нибудь пассажира (всегда называемого по имени) или объекта (чемодана, телефона, газеты и т. д.). Печатную продукцию можно прочитать командой «L»; нажатие клавиши «F» позволит осуществить обыск – нужно будет только уточнить, какой именно предмет следует обыскивать, одушевлённый («Р») или неодушевлённый («О»). Несмотря на то что людей в модном виде транспорта немало, «особо важных» индивидуумов – потенциальных подозреваемых – у нас всего только восемь: их портреты в обязательном порядке демонстрируются при начале игры (в любой момент их также можно просмотреть при помощи клавиши «Р»). В случае если кто-то из этих подозрительных лиц присутствует на одной ячейке с нашим «Х», его или её изображение сменит собой крупный вопросительный знак в правой верхней части экрана. Именно тогда можно будет приступать как к обыску, так и к допросу, вызываемому нажатием «I». После этого следует указать тему разговора, набрав число от 1 до 4, – некоторые «вопросы» (которые на экране в любом случае не отображаются – мы видим только монолог собеседника) разрешается задавать только после определённого события (обретения какого-нибудь предмета или разговора с другим свидетелем), причём вторично поговорить с одним и тем же человеком на ту же тему не разрешается. Наконец, в некоторых случаях нам доступно особое действие, осуществляемое нажатием клавиши «А» – и позволяющее, например, воспользоваться телефоном (для возврата к игре нужно будет отдать команду «Fin»).
Однако чем больше всего привлекает «Meurtre à Grande Vitesse», так это ставшим фирменным для работ Бертрана Брокара набором дополнительной документации. В коробке с игрой вы найдёте 13 отдельных предметов: письма, визитные карточки, пилочку для ногтей, ведомость по начислению заработной платы за октябрь 1984 года, пинцет, несколько бусинок и так далее; кроме того, обратная сторона кассеты содержит запись монолога одного из персонажей, отчасти компенсирующую отсутствие в самой игре какого бы то ни было звукового оформления или музыки, за исключением редких эффектов, таких как телефонные гудки. Все эти предметы – не роскошь, а средства для проведения успешного расследования, в наглядном и полностью ощутимом виде воплощающие в себе своих виртуальных дублёров! Те из последних, которые будут обнаруживаться в игре при обыске локации или персонажа, обозначаются символом «***», что указывает на необходимость изучить физические материалы. Скажем, приведённые в записках номера телефонов и адреса «Минитель» (популярная в 1980-х годах и даже в начале XXI века французская информационная сеть, такой себе национальный аналог Интернет) придётся использовать здесь же, вручную набирая их на терминале в четвёртом вагоне; одну разорванную записку нужно будет складывать по кусочкам – а затем расшифровывать, используя для этого выписанную на отдельном листочке программу CRYPTO на языке Бейсик, – и так далее.
Разумеется, вскоре мы обнаружим, что весьма многим присутствующим лицам была выгодна смерть сенатора Периньяка... Правда, доступных для совершения действий не так уж и много, «допросы» свидетелей реализованы крайне условно, а аскетизм визуальной составляющей не позволяет в полной мере ощутить атмосферу «большой скорости» и герметического детектива. Тем не менее во многих отношениях «Meurtre à Grande Vitesse» является уникальным проектом – а потому не может не быть рекомендована всем любителям оригинальных приключенческих игр.
- Страна или регион происхождения:
Франция - Тематика:
Детектив - Элемент жанра:
В реальном времени - Язык:
Français