Замечательному британскому (но настоящую популярность получившему на континенте) компьютеру 1980-х годов Amstrad CPC сильно не повезло с игровыми эксклюзивами. Не так уж редки случаи, когда "местная" версия той или иной мультиплатформенной забавы оказывалась самой красочной или и вовсе наиболее качественной и удобной во всех отношениях, - но, к сожалению, конкретные образцы, доступные для игры только на нём и ни на чём более, можно пересчитать буквально по пальцам двух рук. А ещё у Амстрада фактически на всём протяжении его существования не было "игры-лица" - которая являла бы собой его истинное могущество и славу и при этом обязательно была бы "эндемиком".
...Век "colour personal computer'а" был преступно коротким. На пороге нового десятилетия и "16-битного вызова" - в 1990 году - его создатели предприняли отчаянную попытку "перезагрузки" всей производимой линейки, завершившуюся полным и, что характерно, быстрым провалом. Амстрад оказался на грани гибели - вскоре наступившей, - но решил уйти красиво. Естественно, это не более чем фигура речи, - и довольно сложно сообразить, что могло сподвигнуть именитую компанию Silmarils на выпуск эксклюзива, созданного верными своему кумиру французскими "демосценерами" спустя год после краха платформы. Однако результат был ошеломляющим - пусть оценить (а тем более запомнить) его смогли немногие. Амстрад наконец-то - в самом конце своей эры или даже после него - получил ту самую "славу". Xyphoes Fantasy. Венец и апогей технологической мощи CPC. Фантастическая победа - плоды которой, правда, пожинать было уже толком некому и не на чем.
...Мрачный фэнтезийный мир под названием Норем. Могущественный злодей по имени Кан, узурпировавший власть и поддерживающий её традиционными для своей "касты" методами. Его верный прислужник, выглядящий ещё ужаснее, чем повелитель. Выжженные пустыни, в которые превратились некогда цветущие сады. Кошмарные существа, скрывающиеся за каждым углом. Пленённая негодяем принцесса. И, разумеется, одинокий герой. Правда, в отношении него частичный уход от штампов всё-таки предпринят был: это всё ещё стереотипный белокурый варвар крупного сложения - но без меча, зато с магическими умениями. Именно ему - по просьбе некоего доброго колдуна - предстоит освободить эту несчастную землю (и девушку заодно) от гнёта демонического изверга. Интересно, в какой по счёту раз?.. Ах да - сюжет на этом заканчивается. Совсем.
Игровой процесс вышел побогаче, нежели "завязка истории". Правда, тут стоит сделать очень важную оговорку: всю красоту Xyphoes Fantasy - особенно с "высоты сегодняшнего дня" - можно будет понять только в том случае, если рассматривать её именно как амстрадный эксклюзив. Ибо то, что на других платформах - хотя бы даже на IBM PC или Amiga - уже к 1991 году казалось вполне обыденным, для доживавшего последние дни CPC было на самом деле какой-то фантастикой, а тем более - в таком исполнении. Главный герой, приключения которого демонстрируются нам исключительно в перспективе "вид сбоку", умеет прыгать - причём не абы как, а почти до самой верхней границы экрана, - а также приседать, вставать на колено, крутиться волчком (два последних умения, впрочем, можно будет лицезреть нечасто) и, наконец, самое поразительное - ездить на лошади. Из четырёх уровней целый один (второй по счёту) придётся провести в седле! Прохождение сводится к убийствам недругов и сбору бонусов - ничего другого здесь нет (и не должно быть). Видов предметов довольно много, и вникать в то, какой за что отвечает, совершенно не хочется. Точно есть "сюжетные" вещи: в правой нижней части экрана показывается, сколько таковых того или иного типа мы уже обнаружили; для завершения уровня требуется собрать их все (сколько именно - нигде не отображено), но действие разворачивается настолько линейно, что пропустить хотя бы что-то, похоже, положительно невозможно; единственная гипотетическая проблема подобного рода - сбор зелёных камешков на втором уровне, когда какой-то можно банально не успеть "схватить". Есть и бонусы-"улучшатели": так, большой летающий ящик восстанавливает здоровье героя до максимума (да, у него довольно приличный запас сил - а заодно и несколько "жизней" в наличии), белый кристаллик даёт временную неуязвимость, визуально реализованную в виде окружающей героя прозрачной сферы, щит - по-видимому, то же самое, но без какой-либо "картинки"; красно-белые шарики увеличивают мощь атаки: если по умолчанию протагонист атакует некими "магическими волнами", то со временем научится использовать силу волшебного огня (сначала в виде таких же волн, а потом и целых потоков пламени). На "лошадином" уровне истребление врагов происходит при помощи рассыпающихся в разные стороны оранжевых звёздочек: сначала их будет не очень много, потом, после взятия очередной "мульки", - больше. Присутствует и ещё один весьма любопытный бонус, с помощью которого персонаж сможет на некоторое время обзавестись собственным двойником, прикрывающим его от атак с тыла.
Отдельно хочется отметить потрясающий - по крайней мере в рамках платформы Amstrad CPC - по фактическому разнообразию и внешней красоте бестиарий. Воистину - кого тут только нет: маленькие динозаврики (диплодоки, стегозавры, протоцератопсы), гигантские осы, улитки, мухи и муравьи, пещерные люди, летающие рыбы и колоссальные кальмары, морские змеи (атакующие, с позволения сказать, "у берега"), черепахи, жабы (тоже сплошь огромные), леопарды, пантеры, львы (до безумия смешные), гиены, огромные летающие глаза минимум двух видов, синие и красные шары, обыкновенные чайки (или бакланы?) и так далее; кое-кого можно лишить жизни только в прыжке либо приседе. Враги не способны к дистанционным атакам, а вред причиняют лишь при физическом контакте (то есть столкновении с героем) - в буквальном смысле слова "взрываются", отнимая у протагониста часть жизненной энергии, - и при этом, само собой, могут быть уничтожены на безопасном расстоянии. Нередко существа появляются у нас за спиной в буквальном смысле из ниоткуда (иными словами, вдруг из-за левой границы экрана начинает вырисовываться какая-то тварь), однако к преследованию как таковому они не склонны - и многих можно даже не убивать (хотя это ни в коей мере не возбраняется - повернуться ведь не так сложно), а избегать посредством того же перепрыгивания; на уже упоминавшемся втором уровне, где повороты невозможны (мы едем верхом), этой проблемы вообще нет - даже начальное "оружие" без проблем поражает неприятелей как впереди, так и позади.
Если не считать отдельных "толстокожих" представителей местной фауны, для уничтожения которых - в отличие от большинства их собратьев - требуется больше одного успешного попадания, "боссов" в Xyphoes Fantasy два: синий гуманоид - тот самый прихвостень злого властелина, а также сам этот властелин собственной персоной (абсолютно невзрачный индивидуум с - ужас! - нормальным цветом кожи). Поединком с первым заканчивается второй уровень, поединку же со вторым целиком и полностью посвящён четвёртый. В этих эпизодах игра переходит в режим своеобразного аренного файтинга, где персонажи сражаются с помощью холодного оружия, причём нашему протагонисту предстоит орудовать боевым топором, а вовсе не мечом (снова уход от стереотипов!). Это может показаться невероятным, но одолеть "заместителя" куда сложнее, чем "начальника": нужно выработать тактику и постараться подобрать для героя позу, оптимальную одновременно для успешного нанесения своих ударов и парирования вражеских. После гибели каждого из злодеев показывается короткая (и жуткая) анимированная сценка с большеглазым грифом, весьма вам признательным за неожиданное угощение... Девушку (в бессознательном состоянии) покажут только на финальной титульной картинке. Квестовых элементов нет - как нет, по сути, даже и платформенных (пусть собственно прыжков здесь и немало). И, как уже отмечалось, сложность относительно невысока: есть несколько "тяжёлых" мест с высокой концентрацией монстров, но и они при некоторой сноровке вполне преодолимы. Плюс это или минус - каждый игрок, в зависимости от своих предпочтений, решает сам.
После прочтения пары предыдущих абзацев может сложиться впечатление, что в данной игре нет почти ничего интересного. И, возможно, отчасти это действительно так. Но самое главное достоинство Xyphoes Fantasy - это её совершенно невероятная (для, повторим, Amstrad CPC) графика - аналогов которой в рамках платформы на тот момент было просто не найти. Мириады оттенков цвета, удивительные по чёткости прорисовки фоны, разнообразнейшая анимация движений, - а также пресловутый (в реалиях иных компьютеров) "сайд-скроллинг" и доселе невиданная в здешних краях технология "overscan screen" (благодаря которой можно видеть части объектов, в конкретный момент лишь слегка попадающих в пределы экрана)! Плюс ко всему - музыка, много музыки: от начального меню, на протяжении всего прохождения - и чуть ли не до финальных титров! Естественно, за всё перечисленное великолепие пришлось заплатить высокую цену, - запустить это чудо в оригинале можно было только на CPC с 128k, а впоследствии именно с эмуляцией данной вещи возникали проблемы (к счастью, ныне удачно разрешённые). В итоге самая высокотехнологичная игра для платформы так и осталась известна лишь предельно узкому кругу лиц - а все остальные продолжили "рубиться" в Barbarian или Shadow of the Beast, где к тому же всё - объективно - было и красивее, и интереснее.
Сегодня, оглядываясь назад, можно утверждать более-менее однозначно: Xyphoes Fantasy - это, без преувеличения, веха в непродолжительном, но ярком пути Амстрада как компьютера в целом и домашней игровой машины в частности. "Прощальный поклон" великой платформы - и "лебединая песня" целой культуры, поклонники которой существуют, к счастью, и по сей день. Да, при ближайшем рассмотрении игровых достоинств можно обнаружить довольно мало, - перед нами, чего уж тут скрывать, самая обыкновенная "убивалка". Которую, правда, не грех сравнить с павлином: ведь всем хорошо известно, что певец он, мягко говоря, никудышный, - но какой же у него красивый хвост!..
...Век "colour personal computer'а" был преступно коротким. На пороге нового десятилетия и "16-битного вызова" - в 1990 году - его создатели предприняли отчаянную попытку "перезагрузки" всей производимой линейки, завершившуюся полным и, что характерно, быстрым провалом. Амстрад оказался на грани гибели - вскоре наступившей, - но решил уйти красиво. Естественно, это не более чем фигура речи, - и довольно сложно сообразить, что могло сподвигнуть именитую компанию Silmarils на выпуск эксклюзива, созданного верными своему кумиру французскими "демосценерами" спустя год после краха платформы. Однако результат был ошеломляющим - пусть оценить (а тем более запомнить) его смогли немногие. Амстрад наконец-то - в самом конце своей эры или даже после него - получил ту самую "славу". Xyphoes Fantasy. Венец и апогей технологической мощи CPC. Фантастическая победа - плоды которой, правда, пожинать было уже толком некому и не на чем.
...Мрачный фэнтезийный мир под названием Норем. Могущественный злодей по имени Кан, узурпировавший власть и поддерживающий её традиционными для своей "касты" методами. Его верный прислужник, выглядящий ещё ужаснее, чем повелитель. Выжженные пустыни, в которые превратились некогда цветущие сады. Кошмарные существа, скрывающиеся за каждым углом. Пленённая негодяем принцесса. И, разумеется, одинокий герой. Правда, в отношении него частичный уход от штампов всё-таки предпринят был: это всё ещё стереотипный белокурый варвар крупного сложения - но без меча, зато с магическими умениями. Именно ему - по просьбе некоего доброго колдуна - предстоит освободить эту несчастную землю (и девушку заодно) от гнёта демонического изверга. Интересно, в какой по счёту раз?.. Ах да - сюжет на этом заканчивается. Совсем.
Игровой процесс вышел побогаче, нежели "завязка истории". Правда, тут стоит сделать очень важную оговорку: всю красоту Xyphoes Fantasy - особенно с "высоты сегодняшнего дня" - можно будет понять только в том случае, если рассматривать её именно как амстрадный эксклюзив. Ибо то, что на других платформах - хотя бы даже на IBM PC или Amiga - уже к 1991 году казалось вполне обыденным, для доживавшего последние дни CPC было на самом деле какой-то фантастикой, а тем более - в таком исполнении. Главный герой, приключения которого демонстрируются нам исключительно в перспективе "вид сбоку", умеет прыгать - причём не абы как, а почти до самой верхней границы экрана, - а также приседать, вставать на колено, крутиться волчком (два последних умения, впрочем, можно будет лицезреть нечасто) и, наконец, самое поразительное - ездить на лошади. Из четырёх уровней целый один (второй по счёту) придётся провести в седле! Прохождение сводится к убийствам недругов и сбору бонусов - ничего другого здесь нет (и не должно быть). Видов предметов довольно много, и вникать в то, какой за что отвечает, совершенно не хочется. Точно есть "сюжетные" вещи: в правой нижней части экрана показывается, сколько таковых того или иного типа мы уже обнаружили; для завершения уровня требуется собрать их все (сколько именно - нигде не отображено), но действие разворачивается настолько линейно, что пропустить хотя бы что-то, похоже, положительно невозможно; единственная гипотетическая проблема подобного рода - сбор зелёных камешков на втором уровне, когда какой-то можно банально не успеть "схватить". Есть и бонусы-"улучшатели": так, большой летающий ящик восстанавливает здоровье героя до максимума (да, у него довольно приличный запас сил - а заодно и несколько "жизней" в наличии), белый кристаллик даёт временную неуязвимость, визуально реализованную в виде окружающей героя прозрачной сферы, щит - по-видимому, то же самое, но без какой-либо "картинки"; красно-белые шарики увеличивают мощь атаки: если по умолчанию протагонист атакует некими "магическими волнами", то со временем научится использовать силу волшебного огня (сначала в виде таких же волн, а потом и целых потоков пламени). На "лошадином" уровне истребление врагов происходит при помощи рассыпающихся в разные стороны оранжевых звёздочек: сначала их будет не очень много, потом, после взятия очередной "мульки", - больше. Присутствует и ещё один весьма любопытный бонус, с помощью которого персонаж сможет на некоторое время обзавестись собственным двойником, прикрывающим его от атак с тыла.
Отдельно хочется отметить потрясающий - по крайней мере в рамках платформы Amstrad CPC - по фактическому разнообразию и внешней красоте бестиарий. Воистину - кого тут только нет: маленькие динозаврики (диплодоки, стегозавры, протоцератопсы), гигантские осы, улитки, мухи и муравьи, пещерные люди, летающие рыбы и колоссальные кальмары, морские змеи (атакующие, с позволения сказать, "у берега"), черепахи, жабы (тоже сплошь огромные), леопарды, пантеры, львы (до безумия смешные), гиены, огромные летающие глаза минимум двух видов, синие и красные шары, обыкновенные чайки (или бакланы?) и так далее; кое-кого можно лишить жизни только в прыжке либо приседе. Враги не способны к дистанционным атакам, а вред причиняют лишь при физическом контакте (то есть столкновении с героем) - в буквальном смысле слова "взрываются", отнимая у протагониста часть жизненной энергии, - и при этом, само собой, могут быть уничтожены на безопасном расстоянии. Нередко существа появляются у нас за спиной в буквальном смысле из ниоткуда (иными словами, вдруг из-за левой границы экрана начинает вырисовываться какая-то тварь), однако к преследованию как таковому они не склонны - и многих можно даже не убивать (хотя это ни в коей мере не возбраняется - повернуться ведь не так сложно), а избегать посредством того же перепрыгивания; на уже упоминавшемся втором уровне, где повороты невозможны (мы едем верхом), этой проблемы вообще нет - даже начальное "оружие" без проблем поражает неприятелей как впереди, так и позади.
Если не считать отдельных "толстокожих" представителей местной фауны, для уничтожения которых - в отличие от большинства их собратьев - требуется больше одного успешного попадания, "боссов" в Xyphoes Fantasy два: синий гуманоид - тот самый прихвостень злого властелина, а также сам этот властелин собственной персоной (абсолютно невзрачный индивидуум с - ужас! - нормальным цветом кожи). Поединком с первым заканчивается второй уровень, поединку же со вторым целиком и полностью посвящён четвёртый. В этих эпизодах игра переходит в режим своеобразного аренного файтинга, где персонажи сражаются с помощью холодного оружия, причём нашему протагонисту предстоит орудовать боевым топором, а вовсе не мечом (снова уход от стереотипов!). Это может показаться невероятным, но одолеть "заместителя" куда сложнее, чем "начальника": нужно выработать тактику и постараться подобрать для героя позу, оптимальную одновременно для успешного нанесения своих ударов и парирования вражеских. После гибели каждого из злодеев показывается короткая (и жуткая) анимированная сценка с большеглазым грифом, весьма вам признательным за неожиданное угощение... Девушку (в бессознательном состоянии) покажут только на финальной титульной картинке. Квестовых элементов нет - как нет, по сути, даже и платформенных (пусть собственно прыжков здесь и немало). И, как уже отмечалось, сложность относительно невысока: есть несколько "тяжёлых" мест с высокой концентрацией монстров, но и они при некоторой сноровке вполне преодолимы. Плюс это или минус - каждый игрок, в зависимости от своих предпочтений, решает сам.
После прочтения пары предыдущих абзацев может сложиться впечатление, что в данной игре нет почти ничего интересного. И, возможно, отчасти это действительно так. Но самое главное достоинство Xyphoes Fantasy - это её совершенно невероятная (для, повторим, Amstrad CPC) графика - аналогов которой в рамках платформы на тот момент было просто не найти. Мириады оттенков цвета, удивительные по чёткости прорисовки фоны, разнообразнейшая анимация движений, - а также пресловутый (в реалиях иных компьютеров) "сайд-скроллинг" и доселе невиданная в здешних краях технология "overscan screen" (благодаря которой можно видеть части объектов, в конкретный момент лишь слегка попадающих в пределы экрана)! Плюс ко всему - музыка, много музыки: от начального меню, на протяжении всего прохождения - и чуть ли не до финальных титров! Естественно, за всё перечисленное великолепие пришлось заплатить высокую цену, - запустить это чудо в оригинале можно было только на CPC с 128k, а впоследствии именно с эмуляцией данной вещи возникали проблемы (к счастью, ныне удачно разрешённые). В итоге самая высокотехнологичная игра для платформы так и осталась известна лишь предельно узкому кругу лиц - а все остальные продолжили "рубиться" в Barbarian или Shadow of the Beast, где к тому же всё - объективно - было и красивее, и интереснее.
Сегодня, оглядываясь назад, можно утверждать более-менее однозначно: Xyphoes Fantasy - это, без преувеличения, веха в непродолжительном, но ярком пути Амстрада как компьютера в целом и домашней игровой машины в частности. "Прощальный поклон" великой платформы - и "лебединая песня" целой культуры, поклонники которой существуют, к счастью, и по сей день. Да, при ближайшем рассмотрении игровых достоинств можно обнаружить довольно мало, - перед нами, чего уж тут скрывать, самая обыкновенная "убивалка". Которую, правда, не грех сравнить с павлином: ведь всем хорошо известно, что певец он, мягко говоря, никудышный, - но какой же у него красивый хвост!..