Одна из самых старых и знаменитых компьютерных игр, «The Oregon Trail», в 2016 г. внесённая журналом «Time» в список из полусотни лучших представителей этого вида искусства всех времён и народов под почётным девятым номером, впервые добралась до IBM PC только в 1988 году – почти через двадцать лет после своего появления на свет. К сожалению, неувядающий игровой процесс соседствовал что в этой версии, что в последовавшем тремя годами позднее обновлении 2.0/2.1 с той же самой графикой и теми же текстами, которыми отличался ещё в середине 1980-х вариант для Apple II, – а потому выглядело всё это не особо привлекательно. Разумеется, долго так продолжаться не могло, и уже в 1991 году свет увидело «Делюкс-издание», или 3.0, переделанное под видеоадаптеры VGA – с 256-цветной палитрой и разрешением 640х480.
Классический сюжет и вся механика ничуть не изменились и здесь: мы по-прежнему путешествуем в 1848 году из Индепенденс, что в Миссури, до долины Вилламетт в обетованной земле орегонской, борясь с препятствиями, голодом и болезнями и пытаясь довести до цели свой фургон и членов семьи целыми и невредимыми, – зато вот внешне игра преобразилась практически полностью. Благодаря возросшему разрешению картинка ровно вчетверо превосходит таковую для «обычной» DOS-версии, и анимированная заставка вместе с жёлтым фоном экрана вместо мрачноватого чёрного очень даже радуют и настраивают на куда более оптимистический лад в отношении исхода предстоящего нам дальнего странствия. В самом начале пути традиционно предстоит выбрать имя своему протагонисту и членам его семьи, месяц для старта, а главному герою кроме этого ещё и профессию: вместо трёх вариантов теперь доступны целых восемь, отличающихся не только коэффициентами к набираемым очкам и размером кошелька, но и умениями (к примеру, спутники врача имеют куда больший шанс на выздоровление в случае недуга, а у фермера чуть более крепким здоровьем могут похвастаться уже волы). После того как мы с умом (или без) потратили выданную нам на руки сумму на снаряжение экспедиции, попадаем в основное окно игры, где нам и предстоит провести практически всё путешествие.
Экран интерфейса на первый взгляд может показаться несколько перегруженным: целых шесть различных секций заменяют собой одно-единственное окно старой DOS-версии, и это ещё не считая двойной декоративной рамки, – однако удобство от такого решения налицо. В отличие, надо заметить, от эстетичности: скажем, вид города или иной достопримечательности, на которой мы в настоящее время находимся, хоть и прибавил в красочности и объёме палитры, однако занимает теперь не весь экран, а пусть и самую большую, но всё же одну из его секций – верхнюю во второй колонке слева. Что касается звука, то эффектами отмечены лишь некоторые из событий (например, выстрелы на охоте или же неприятные происшествия в пути), а музыка, как и ранее, звучит только при посещении какой-либо достопримечательности – в виде одной из исторических мелодий или народных песен, популярных в середине XIX века.
Под упомянутой иллюстрацией на экране расположена подпись к этой картинке, а ещё ниже – подробный дневник экспедиции с записями обо всех происшествиях (и с возможностью прокрутки). Колонка правее отведена под полезную информацию: дата на календаре, погодные условия и температура (в виде симпатичной иконки – солнышка, тучки и др. – и градусника), указатель расстояния до следующей точки интереса на Тропе и размера уже пройденного нами пути, а также состояние и настройки нашей партии. Последний пункт заключает в себя скорость передвижения и размер пайков, общий уровень здоровья членов семьи, количество имеющихся в наличии запасов еды и просто текущее состояние экспедиции (движемся, стоим, отдыхаем или же запаздываем, т.е. сбились с пути или иным способом отстаём от оптимального маршрута и графика). Ниже в отдельной секции расположены две особых больших кнопки: «Options» для вызова главного меню с настройками (и даже с непривычной возможностью сохранить свой прогресс) и «Time Out / Continue» для постановки игры на паузу или возобновления пути.
Впрочем, остановят ход неумолимого времени и прочие кнопки управления, расположенные по пять в крайних колонках слева и справа. Во-первых, это карта, заменяющая собой картинку локации и отображающаяся по умолчанию во время движения, под миниатюрной анимацией движущегося справа налево фургона, иногда с приближающимся значком следующей по курсу достопримечательности. К сожалению, ни эту иллюстрацию, ни саму карту, в отличие от предыдущего варианта «The Oregon Trail», увеличить нельзя, да и надписей на карте не предусмотрено – одни только условные обозначения: форты, реки и др. (так что имеются у обновлённой VGA-версии и некоторые мелкие недостатки, а не одни только достоинства). А вот вторая сверху левая кнопка позволяет вывести то, чего в оригинале вовсе и не было: встроенную мини-энциклопедию с пусть и не самой подробной, но весьма полезной информацией как о посещаемых нами городах и прочих местах, так и, скажем, о болезнях, различных индейских племенах и других вещах, с которыми способен встретиться путешественник по Дикому Западу. Не менее удобна и третья кнопка, «Статус», выводящая на экран (вместо всё того же основного окна с картой и анимацией) перечень содержимого наших запасов, включая денежные, а также и отчёт о состоянии здоровья каждого из членов семьи, которого так не хватало в версии 1988 года. Четвёртая кнопка слева, а также и аналогичная правая позволят изменить настройки соответственно выдачи пайков и скорости передвижения фургона (на случай если зачем-то потребуется ввести режим строгой диеты или особо быстрой езды – за счёт непременного ухудшения и так уже незавидного самочувствия как нас и наших спутников, так и тягловых животных). Пятая кнопка позволит отправиться в магазин за покупками – но только в исходном городе или в фортах (разумеется, чем дальше вглубь страны, тем выше цены).
В случае если какие-то из нужных запасов внезапно закончились, можно попробовать поторговаться по принципу бартера, нажав на правую верхнюю кнопку и указав желаемый тип и количество товара, – возможно, что и в более диких местах поблизости окажется подходящий индеец, согласный поменять еду или вола на одежду или патроны. Зато следующая команда, «Разговор», предназначена к использованию в сугубо познавательных и развлекательных целях: как и в предыдущей версии игры, какой-нибудь солдатик из форта или такая же переселенка, как и мы сами, всегда будут рады поделиться небольшой и поучительной историей из собственной жизни. Третья кнопка справа отдаёт команду отдыха, – такое вполне полезно в случае заболевания члена экспедиции или в качестве способа переждать плохую погоду. Наконец, последняя опция справа внизу – любимая многими охота: в «делюкс-издании» дело добывания себе пищи путём безжалостного истребления американской фауны значительно упростилось, но вместе с тем было, если можно так выразиться, экологизировано. Занятие это представлено теперь в виде тира от первого лица – и попадать курсором мышки по пробегающим по экрану зайцам, белкам, антилопам и тем более бизонам или медведям не в пример легче, чем раньше. Однако вне зависимости от «улова» забрать с собой в фургон получится лишь 200 фунтов еды за раз (или даже меньше - в зависимости от числа оставшихся в живых членов семьи, способных помочь с транспортировкой): для этого более чем достаточно одного-единственного бизона или оленя, так что устраивать геноцид диких зверей смысла нет никакого. Тем более что повторно поохотиться в одном и том же месте вряд ли получится из-за оскудения уже посещённой нами территории.
В целом обновлённая версия знаменитой образовательной игры оставляет по себе самые приятные впечатления. Внешний вид здесь однозначно предпочтительнее, чем у издания 1988 года, однако, судя по всему, не обошлось и без некоторых упрощений, а также мелких недостатков: так, помимо уже упомянутой невозможности увеличить изображение карты, сообщения в дневнике о невольных остановках почему-то перестали сопровождаться указанием количества дней, таким образом нами потерянных, да и сами случайные события, такие как ночные кражи нашего имущества, судя по всему, стали несколько более редкими. При этом данное издание – последнее, выходившее для DOS, так что обратить внимание на «улучшенную» инкарнацию нетленной классики непременно стоит.
Классический сюжет и вся механика ничуть не изменились и здесь: мы по-прежнему путешествуем в 1848 году из Индепенденс, что в Миссури, до долины Вилламетт в обетованной земле орегонской, борясь с препятствиями, голодом и болезнями и пытаясь довести до цели свой фургон и членов семьи целыми и невредимыми, – зато вот внешне игра преобразилась практически полностью. Благодаря возросшему разрешению картинка ровно вчетверо превосходит таковую для «обычной» DOS-версии, и анимированная заставка вместе с жёлтым фоном экрана вместо мрачноватого чёрного очень даже радуют и настраивают на куда более оптимистический лад в отношении исхода предстоящего нам дальнего странствия. В самом начале пути традиционно предстоит выбрать имя своему протагонисту и членам его семьи, месяц для старта, а главному герою кроме этого ещё и профессию: вместо трёх вариантов теперь доступны целых восемь, отличающихся не только коэффициентами к набираемым очкам и размером кошелька, но и умениями (к примеру, спутники врача имеют куда больший шанс на выздоровление в случае недуга, а у фермера чуть более крепким здоровьем могут похвастаться уже волы). После того как мы с умом (или без) потратили выданную нам на руки сумму на снаряжение экспедиции, попадаем в основное окно игры, где нам и предстоит провести практически всё путешествие.
Экран интерфейса на первый взгляд может показаться несколько перегруженным: целых шесть различных секций заменяют собой одно-единственное окно старой DOS-версии, и это ещё не считая двойной декоративной рамки, – однако удобство от такого решения налицо. В отличие, надо заметить, от эстетичности: скажем, вид города или иной достопримечательности, на которой мы в настоящее время находимся, хоть и прибавил в красочности и объёме палитры, однако занимает теперь не весь экран, а пусть и самую большую, но всё же одну из его секций – верхнюю во второй колонке слева. Что касается звука, то эффектами отмечены лишь некоторые из событий (например, выстрелы на охоте или же неприятные происшествия в пути), а музыка, как и ранее, звучит только при посещении какой-либо достопримечательности – в виде одной из исторических мелодий или народных песен, популярных в середине XIX века.
Под упомянутой иллюстрацией на экране расположена подпись к этой картинке, а ещё ниже – подробный дневник экспедиции с записями обо всех происшествиях (и с возможностью прокрутки). Колонка правее отведена под полезную информацию: дата на календаре, погодные условия и температура (в виде симпатичной иконки – солнышка, тучки и др. – и градусника), указатель расстояния до следующей точки интереса на Тропе и размера уже пройденного нами пути, а также состояние и настройки нашей партии. Последний пункт заключает в себя скорость передвижения и размер пайков, общий уровень здоровья членов семьи, количество имеющихся в наличии запасов еды и просто текущее состояние экспедиции (движемся, стоим, отдыхаем или же запаздываем, т.е. сбились с пути или иным способом отстаём от оптимального маршрута и графика). Ниже в отдельной секции расположены две особых больших кнопки: «Options» для вызова главного меню с настройками (и даже с непривычной возможностью сохранить свой прогресс) и «Time Out / Continue» для постановки игры на паузу или возобновления пути.
Впрочем, остановят ход неумолимого времени и прочие кнопки управления, расположенные по пять в крайних колонках слева и справа. Во-первых, это карта, заменяющая собой картинку локации и отображающаяся по умолчанию во время движения, под миниатюрной анимацией движущегося справа налево фургона, иногда с приближающимся значком следующей по курсу достопримечательности. К сожалению, ни эту иллюстрацию, ни саму карту, в отличие от предыдущего варианта «The Oregon Trail», увеличить нельзя, да и надписей на карте не предусмотрено – одни только условные обозначения: форты, реки и др. (так что имеются у обновлённой VGA-версии и некоторые мелкие недостатки, а не одни только достоинства). А вот вторая сверху левая кнопка позволяет вывести то, чего в оригинале вовсе и не было: встроенную мини-энциклопедию с пусть и не самой подробной, но весьма полезной информацией как о посещаемых нами городах и прочих местах, так и, скажем, о болезнях, различных индейских племенах и других вещах, с которыми способен встретиться путешественник по Дикому Западу. Не менее удобна и третья кнопка, «Статус», выводящая на экран (вместо всё того же основного окна с картой и анимацией) перечень содержимого наших запасов, включая денежные, а также и отчёт о состоянии здоровья каждого из членов семьи, которого так не хватало в версии 1988 года. Четвёртая кнопка слева, а также и аналогичная правая позволят изменить настройки соответственно выдачи пайков и скорости передвижения фургона (на случай если зачем-то потребуется ввести режим строгой диеты или особо быстрой езды – за счёт непременного ухудшения и так уже незавидного самочувствия как нас и наших спутников, так и тягловых животных). Пятая кнопка позволит отправиться в магазин за покупками – но только в исходном городе или в фортах (разумеется, чем дальше вглубь страны, тем выше цены).
В случае если какие-то из нужных запасов внезапно закончились, можно попробовать поторговаться по принципу бартера, нажав на правую верхнюю кнопку и указав желаемый тип и количество товара, – возможно, что и в более диких местах поблизости окажется подходящий индеец, согласный поменять еду или вола на одежду или патроны. Зато следующая команда, «Разговор», предназначена к использованию в сугубо познавательных и развлекательных целях: как и в предыдущей версии игры, какой-нибудь солдатик из форта или такая же переселенка, как и мы сами, всегда будут рады поделиться небольшой и поучительной историей из собственной жизни. Третья кнопка справа отдаёт команду отдыха, – такое вполне полезно в случае заболевания члена экспедиции или в качестве способа переждать плохую погоду. Наконец, последняя опция справа внизу – любимая многими охота: в «делюкс-издании» дело добывания себе пищи путём безжалостного истребления американской фауны значительно упростилось, но вместе с тем было, если можно так выразиться, экологизировано. Занятие это представлено теперь в виде тира от первого лица – и попадать курсором мышки по пробегающим по экрану зайцам, белкам, антилопам и тем более бизонам или медведям не в пример легче, чем раньше. Однако вне зависимости от «улова» забрать с собой в фургон получится лишь 200 фунтов еды за раз (или даже меньше - в зависимости от числа оставшихся в живых членов семьи, способных помочь с транспортировкой): для этого более чем достаточно одного-единственного бизона или оленя, так что устраивать геноцид диких зверей смысла нет никакого. Тем более что повторно поохотиться в одном и том же месте вряд ли получится из-за оскудения уже посещённой нами территории.
В целом обновлённая версия знаменитой образовательной игры оставляет по себе самые приятные впечатления. Внешний вид здесь однозначно предпочтительнее, чем у издания 1988 года, однако, судя по всему, не обошлось и без некоторых упрощений, а также мелких недостатков: так, помимо уже упомянутой невозможности увеличить изображение карты, сообщения в дневнике о невольных остановках почему-то перестали сопровождаться указанием количества дней, таким образом нами потерянных, да и сами случайные события, такие как ночные кражи нашего имущества, судя по всему, стали несколько более редкими. При этом данное издание – последнее, выходившее для DOS, так что обратить внимание на «улучшенную» инкарнацию нетленной классики непременно стоит.
- Время и место:
Дикий Запад
Долгий XIX век - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Переработанное издание - Элемент жанра:
Выживание - Язык:
English