Delta Force: Black Hawk Down

Отряд Дельта. Операция "Чёрный ястреб"
Delta Force: Black Hawk Down
Жанр: Action
Разработчик: NovaLogic
Издатель: NovaLogic
Год выхода: 2003
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 6.56 из 10
  • 18
  • 21
  • 24
Если спросить у геймера со стажем о том, с чем у него ассоциируются игры серии Delta Force, то, скорее всего, последует ответ вроде «огромные пространства» и «перестрелки на дальних дистанциях». И это неудивительно, поскольку на протяжении нескольких лет указанные выше особенности геймплея были «визитной карточкой» сериала про бравых спецназовцев. Управляемый игроком персонаж «скитался» по казавшимся бесконечными этапам, вступая в огневой контакт с едва заметными вдали врагами и погибая от одной-двух невесть откуда прилетевших пуль. Бои на ближних дистанциях были относительно редким явлением, чаще всего обусловленным зачисткой занятых неприятелем зданий. Такой «рецепт» построения игрового процесса оказался весьма успешным и обеспечил серии Delta Force немалое число поклонников. Однако довольно «прохладный» прием четвёртого по счету проекта, Delta Force: Task Force Dagger (2002, Windows), показал, что проверенная временем «формула» себя исчерпала и в геймплей пора вносить изменения. И разработчики, надо отдать им должное, оперативно среагировали на изменение ситуации, - вышедшая в 2003 году Delta Force: Black Hawk Down практически во всех аспектах существенно отличалась от своих предшественниц.

В частности, в основу истории игры были положены не вымышленные вооруженные конфликты, а реально имевший место эпизод, случившийся в ходе войны в Сомали. Речь идёт о произошедшем в 1993 году сражении в Могадишо, в ходе которого подразделения армии США попытались захватить высокопоставленных членов «Сомалийского Национального Альянса» (далее – «СНА»), однако не сумели в полной мере выполнить поставленную задачу и понесли серьёзные (относительно) потери. Вскоре после этого американские «джедаи», а чуть позже и миротворческий контингент ООН покинули страну, а начинавшаяся там гражданская война «разгорелась» с удвоенной силой.

Соответственно, в ходе прохождения кампании Black Hawk Down геймеру, в роли солдата армии США предлагается поучаствовать в ряде операций против боевиков «СНА». Всего в игре насчитывается 16 уровней игры, и некоторые из них, по утверждению разработчиков, основаны на реальных событиях, в то время как другие являются вымышленными. К последним, например, относится заключительная миссия, посвящённая ликвидации «главного врага Америки» в рядах «СНА», - генерала Айдида Мухаммеда Фараха.

Впрочем, до финала предстоит ещё добраться, для чего потребуется выполнить ряд поставленных командованием задач, основную часть которых составляют миссии, связанные с защитой конвоев, обороной позиций, спасением сослуживцев, захватом пленных либо зачисткой занятых противником объектов. Хотя попадаются среди них и относительно нестандартные задания вроде ночной «стэлс»-миссии по уничтожению неприятельской радиостанции. При этом уже после первых уровней в глаза бросаются существенные по сравнению с прошлыми частями серии изменения в игровом процессе. Так, значительная часть сражений теперь проходит не на открытой местности, а в городской черте. В связи с этим важное значение приобретают навыки ведения уличных боёв и зачистки зданий. Разумеется, что Black Hawk Down не является симулятором спецназа, так что по часу осаждать каждый занятый противником дом не придётся. Однако умение своевременно вычислять вражеские огневые точки и прячущихся на крышах стрелков, равно как и навыки по оперативному обнаружению засевших внутри зданий «по тёмным углам» бойцов, очень даже пригодятся. Кстати, следует особо отметить, что сражаться с боевиками «СНА» придётся в самых различных условиях, начиная от узких пыльных улочек посёлков, состоящих из десятка-другого хлипких хибар, до окружённых многоэтажными домами широких проспектов относительно крупных городов. Причём если в одних случаях миссии сразу начинаются в пределах населённого пункта, то в других можно «покружить» вокруг, уничтожая вражеских бойцов и выискивая наиболее удобную «точку входа».

Хотя не забыли авторы и о боях на открытой местности. Правда, стоит сразу отметить, что несмотря на то, что перестрелки ведутся на относительно больших дистанциях, о стрельбе по едва видимым вдали точкам придётся забыть. Та же самая история и с размерами игрового пространства, - этапы в проекте довольно велики, но о «бесконечных» просторах предыдущих частей серии придется забыть.

Да и вообще Black Hawk Down получилась намного более приближенной к «стандартным» шутерам «про спецназ», обзаведясь некоторой долей «аркадности». В частности, многочисленными вставками-«тирами», в ходе которых протагонист, «уютно» устроившись за пулемётом автомобиля «Hummvee» (значительно реже - титульного вертолёта «Black Hawk»), «выкашивает» толпы вражеских бойцов. Обилие противников на уровнях, кстати говоря, является ещё одной характерной чертой данной игры. Бойцы «СНА» отнюдь не блещут интеллектом и стараются «задавить» геймера количеством. Так, солдаты неприятеля чаще всего бегут по прямой в сторону игрока либо сидят (стоят) на месте и отстреливаются. Командное взаимодействие и различные хитрые манёвры для местных ботов явно «пустой звук», однако высокая численность, нередко превышающая в рамках одного уровня сотню человек, позволяет им оказать геймеру вполне достойное сопротивление.

Тем более что «на руку» врагу играет ряд особенностей игрового процесса, призванных помешать быстрому прохождению кампании и компенсировать слабость искусственного интеллекта. И в первую очередь речь идёт о наличии на каждом этапе лимита сэйвов, после исчерпания которого сохранить прогресс до самого конца миссии уже не получится. Само по себе это не было бы слишком большой проблемой, кабы не вторая особенность геймплея - гибель персонажа буквально после двух-трёх попаданий. Да, в Black Hawk Down имеются аптечки, однако их совсем немного, в то время как противников, как указывалось выше, более чем достаточно для того, чтобы протагонист получил свои две-три пули. Тем более что хотя типов врагов довольно мало, среди них присутствуют гранатомётчики и пулемётчики, способные разделаться с протагонистом буквально с одного выстрела. При этом последние не только занимают стационарные огневые точки, но и перемещаются на автомобилях.

Впрочем, в большинстве миссий наш персонаж действует отнюдь не в одиночку, - помимо «массовки», создающей иллюзию широкомасштабных боевых действий, поддержку ему оказывает троица солдат армии США. К счастью (или к сожалению), их присутствие не превратило Black Hawk Down в тактический командный шутер хотя бы даже уровня Close Combat: First to Fight (2005, Windows), однако получить от напарников некоторую помощь всё же можно.

Тем не менее в первую очередь игроку придется рассчитывать на себя. В связи с этим важное значение приобретает подготовка к заданию: перед началом каждой миссии можно (и нужно) подобрать своему «подопечному» наиболее подходящее вооружение. В частности, потребуется определиться с основным (включает штурмовые, снайперские винтовки, пулемет), дополнительным (сюда относятся пистолеты и шотган) оружием, а также со вспомогательным (ракетница, взрывчатка, мины) снаряжением. При этом выбирать нужно с умом, так как трофейными «стволами» на задании «разжиться» не получится. Также крайне желательно будет освоить, а затем правильно применить «специальные» навыки протагониста, среди которых, помимо стрэйфов, выглядывания из-за угла и способности залечь, присутствует такая нечасто встречающаяся в шутерах вещь, как перекаты. Ну и, конечно, никто не отменял старое доброе заучивание расположения на уровнях врагов, в данном проекте особенно актуальное для многочисленных эпизодов, связанных с поездкой/полётом в качестве стрелка. Плюс в Black Hawk Down нелишним будет также запомнить места, в которых встречаются гражданские лица, поскольку гибель определённого числа мирных сомалийцев приведёт к провалу задания.

Оформлено всё вышеописанное «безобразие» весьма симпатично, хотя и не без недостатков. Движок игры без проблем отображает внушительные по размеру открытые пространства, «украшенные» многочисленными неплохо прорисованными пальмами и кустами. Присутствует даже «настоящая» трава, мешающая обзору и ведению огня из положения лежа. Также отдельно стоит упомянуть довольно удачную воду, «щеголяющую» различными эффектами вроде ряби, бликов и отражающихся в ней предметов. Да и в целом в Black Hawk Down немало радующих глаз мелочей наподобие слепящего глаза солнца, пыли, поднимаемой винтом вертолета, или отлетающих от взорванных автомобилей пылающих колёс. А еще в местных речках живут крокодилы, которые при случае не откажутся закусить очередным «поборником демократии».

В общем, открытая местность разработчикам явно удалась, чего, к сожалению, нельзя сказать в полной мере о городских кварталах. Населённые пункты игры полны однотипных «неряшливо» нарисованных зданий с «приклееными» в большинстве своем окнами и дверьми, а окружающие «пейзажи» украшают «шаблонные» ящики, бочки и тележки вкупе с редкими кустами да деревьями. В свою очередь внутренние интерьеры зданий проработанностью и разнообразием также не отличаются.

Еще одним не слишком удачным моментом можно назвать игровые модели: персонажи прорисованы достаточно качественно, однако в их анимации присутствуют отдельные нереалистичные движения, а также некоторая общая «скованность». В то же время технике не помешало бы добавить чуть больше деталей, а также сделать нормальные круглые колёса…

Что же касается звукового оформления, то тут ситуация довольно «ровная»: ни откровенных «ляпов», ни гениальных «находок». Так, присутствующие в игре музыкальные треки вполне сочетаются с происходящим на экране, особенно композиции с восточными «мотивами». В свою очередь голоса напарников и союзников неприятных ощущений не вызывают, а постоянные радиопереговоры со штабом создают атмосферу «настоящей» боевой операции.

Подводя итоги всему сказанному выше, отмечу, что Delta Force: Black Hawk Down смело можно назвать качественным шутером от первого лица. Его единственная существенная проблема - «отход» от канонов серии, в результате чего данный проект превратился в «обычную» стрелялку «про спецназ». Соответственно, уставшие от однообразия таких проектов и ищущие свежих интересных идей геймеры вряд ли найдут тут что-то подобное. Тем не менее я всё же рекомендую данную игру всем любителям милитари-боевиков, - игровой процесс в Black Hawk Down вполне стандартный, однако увлекательный и динамичный. Правда, фанатам серии Delta Force лучше рассматривать этот продукт «в отрыве» от предыдущих частей, то есть в качестве самостоятельной «игровой единицы» и новой вехи в развитии сериала.
Автор обзора: Warmaster
Delta Force: Black Hawk Down - Team Sabre
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
samiam
Так что игра хорошая, сложная, в меру интересная и красивая.
И более опопсевшая:D Первые части были же шутером с претензией на определенную реалистичность и с упором на бои на дальних дистанциях. А вот эта игра уже больше напоминает классически стрелялка про "спецназ и террористов". Что, впрочем, не делает данный проект плохим.
Лично для меня серия игр Delta Force была всегда особенная. С одной стороны она не похожа не на Quake не на Half Life. С первыми играми серии я познакомился до того как узнал и посмотрел фильм "Падение Чёрного ястреба". Поэтому для меня данная игра стала в некотором роде откровением. Как же, в основе сюжета как фильм так и реальные события. Далеко не каждая игра может похвастаться тем что она создана на основе реальных событий. Это ощущение становиться ещё сильнее после просмотра трейлеров игры - там явно упор сделан на знаковых моментах из фильма. "Я повторяю - Блэк Хок сбит" и в замедленной съёмки нам показуют падение вертолёта. Или документальные кадры из Сомали про действия миротворцев. Тоже самое - упор делается на том, что данная игра больше чем игра. Это некая реконструкция тех событий. Или высадка десанта на крышу здания под огнём противника. Очень похоже как на кино так и на реальные кадры из разных горячих точек. Здесь уже упоминали первую миссию. Она задаёт тон всей игре. Да, не все миссии будут такими. Но всё же она не одна такая в игре. Что раздражает в игре так это высокая сложность ряда миссий и ограничение на сохранение во время игры. Временами меня это сильно бесило! Десяток раз проходить один и тот же эпизод - это настоящее издевательство над игроком. Относительно графики - я всегда был очень либеральным в этом вопросе. А тогда, в год выхода игры, её графика поражала моё воображение. Переход от первой Delta Force к Black Hawk Down был весьма существенным. Для меня лично. Так что игра хорошая, сложная, в меру интересная и красивая.
Помню когда первый раз играл, то игра подкупала своим геймплеем, первую миссию помню очень хорошо, это поездка на хаммере где нам сразу дают пострелять из станкового крупнокалиберного пулемёта, потом небольшая пробежка и снова нас усаживают в вертолёт и дают пострелять из шестиствольного пулемёта, к тому же эта часть неплохо так сделана, динамично. В то время это показалось очень круто, ничего подобного помнится в играх не было тогда. Но по мере прохождения миссий восторг проходит, далее всё стандартно, отстреливаем сотню тупых врагов, которые берут количеством, хотя надо сказать чем дальше, тем сложнее, потому что в игре враги заходят даже из-за вроде бы только зачищенных мест, с нами ещё бегают помощники, но от этих болваничиков толку ноль. Выбор оружия перед миссиями тоже толку почти не играет, враги всё равно умирают от одного выстрела и на тактику особо роли не играют.
Игра оставляет смешанные чувства тогда и сейчас, вот наверно поэтому я многие годы к ней не возвращался, потому что кроме парочки интересных миссий дальше игра как-то особо ничего нам не показывает и нового не подкидывает и местами сложна.
Графика для 2003г как по мне хороша, модели оружия, а вода то какая была, восторг. Взрывы в динамике тоже понравились. Вообще кто-то сравнивает некоторые моменты из игры с КОД Модерн Варфаре, точнее что КОД дальше развил идею со скриптами и ураганным геймплеем что есть в некоторых миссиях Delta Force Black Hawk Down.
Хотелось отдельно сказать по поводу русской озвучки, по мне она не особо хорошая, в виду что голоса в игре многие это знаменитые люди, актёры, профессиональные люди которые занимаются озвучкой фильмов, док. фильмов, уж больно они набили слух в других проектах, и уже сложно в игре про вояк сша слышать эти голоса(хотя может для 2003г ещё эти голоса не приелись игрокам). К тому же особо и не стараются, больше зачитывания текста без нужной интонации в нужных моментах , по мне оригинал лучше. Хотя в игре нету сабов, поэтому понять разговоры в игре без знания инглиша не получится.
Подытожу мнение, может где и придираюсь, но игра конечно же нормальная, местами интересная, местами может нудная. И по крайней мере она мне запомнилась моментами на долгие годы, а значит в игре что-то есть.
Отличная игра. Мне сначала попалась демо-версия с одной (первой, если не ошибаюсь) миссией. Так я эту миссию проходил всеми возможными способами. И если мне не изменяет память, то именно в этой игре я особенно пользовался тем что после использования бинокля прицел не сбивается и используя бинокль в связке с обычным пистолетом можно было снайперски снимать вражеских супостатов.

Позже я нашёл полную версию и с удовольствием её прошёл.
samiam
Относительно протагониста - в игре мы играем роль не только бойца армии США (в данном случае бойца полка рейнджеров), но и бойца отряда "Дельта" (который не только формально относится к министерству юстиции США, но и есть главной фичей всей этой игровой франшизы).
Дело в том, что изначально протагонист служит в подразделении рейнджеров, а потом, по мере прохождения кампании, переводится в отряд "Дельта". Т.е. главный герой у нас не меняется, а вдаваться во все эти подробности с переводами и переназначениями я не стал.