Возможно, в какой-нибудь другой вселенной, где история развития электронных развлечений пошла бы по совсем другому пути, великолепная Dark Sceptre заняла бы свое почетное место в пантеоне игр, породивших целый игровой жанр. Но, как говорится, история не имеет сослагательного наклонения. Так уж сложилось, что необычная концепция Майка Синглтона, из-под пера которого родились не менее уникальные The Lords of Midnight и Midwinter, затерялась во времени, распалась на мелкие осколки. Лишь слабый отблеск этого прошлого можно увидеть в современных произведениях игрового искусства. И всё же вышедшая в 1987 году на ZX Spectrum, а затем и на Amstrad CPC игра действительно покорила как игроков, так и критиков своей нетривиальной задумкой и игровым процессом. Высоко оцененная в свое время и забытая ныне (совершенно незаслуженно!) Dark Sceptre достойна не просто упоминания, но и шанса навеки оставить след в ваших сердцах. Уж поверьте, ей это вполне под силу.
За далеким Западным морем раскинулась Островная Империя, где правил мудрый и добрый правитель. Годы процветания и мира притупили чувство опасности, и, когда к островам причалили потрепанные корабли воинственных северян, владыка империи лишь улыбнулся. Не стал он прогонять незваных гостей, и даже позволил им жить в мире на своей земле. Но, как и любые завоеватели, северяне никогда не отличались миролюбием и на добро не могли ответить взаимностью. Когда правитель предложил им новые корабли вместо разбитых старых, дабы гости смогли продолжить свое плавание, люди севера не только ответили отказом, но, обнажив мечи, стали претендовать на все острова. Улыбка сползла с лица лорда; слишком уж поздно он осознал свою ошибку, особенно теперь, когда враги стали так многочисленны. Удалившись в свою цитадель и собрав придворных советников, повелитель островов начал разрабатывать план по уничтожению захватчиков. Поскольку ни один из артефактов, что хранились в королевском дворце, не мог помочь в этой задаче, он приказал лучшим магам империи выковать страшное оружие – Темный Скипетр огромной силы. За пять долгих лет волшебники справились со своей задачей, а результат стоил этого ожидания. В назначенный день, собрав всех северян в одном месте, правитель обрушил на них всю мощь артефакта. Сноп молний поразил неверных, и негасимое пламя объяло каждого из захватчиков. К несчастью, триумф монарха неожиданным образом обернулся против него. Охваченный магическим огнем, умирающий вожак северян лишь прокричал слова мольбы: «Жизнь за вечную преданность!» И они были услышаны, но не правителем этих земель, а темными силами артефакта. В тот же миг огонь погас, но раскаленные, обугленные воины поднялись, дабы вечно служить Скипетру. Стали они пародией на человеческий род, в миру известными ныне как Воины Тени. Не один десяток лет минуло с тех печальных событий. Многие пытались помешать злу, что захватило эти земли, но лишь кровь и смерть были им наградой.
Такова завязка игры, и, хотя сюжет будет лишь отправной точкой для ваших приключений, уже сам подход разработчиков из Maelstrom Games к детальному описанию предыстории этого мира настраивает на серьезный лад. Мы управляем группой отважных искателей приключений — воинов, чья миссия как раз и состоит в искоренении зла путем уничтожения Темного Скипетра. Каким образом эту самую миссию выполнять, остается для игрока загадкой даже спустя некоторое время после старта, что вначале обескураживает. Но не пугайтесь: немного терпения - и вам откроется истинный потенциал этой замечательной игры.
С жанровой принадлежностью Dark Sceptre определиться весьма непросто, – я бы назвал это причудливым сплавом стратегии, тактики, элементов RPG и Adventure. Неизбежно обманутый простым меню и управлением (стандартная раскладка QAOPM, как и для множества игр на Спектруме) игрок с удивлением обнаруживает море возможностей и ныряет в него с головой. В вашем распоряжении несколько воинов, которых вы можете наблюдать в центре экрана. Чуть ниже расположилась панель действий, статус выбранного бойца, индикатор игрового времени и мини-карта, показывающая текущее местоположение. И если в вашей голове сразу же возникли ассоциации со спектрумовскими тактическими стратегиями вроде Laser Squad и Rebel Star, то вы недалеко уйдете от истины. Но Дьявол, как говорится, в деталях. Во-первых, вы наблюдаете бойцов с необычной перспективы - вид сбоку. Поскольку все воины находятся в разных местах игрового мира, в поле зрения обычно попадает только один боец. Во-вторых, все ваши подопечные поделены на классы, от простых «пешек» до лидера отряда. Каждый из них (кроме самых рядовых) является специалистом своего дела, выполняющим то или иное действие лучше других. У того или иного класса, ко всему прочему, есть свои особенности, которые тоже нужно учитывать. Ну и в-третьих, возможности воинов просто поражают. Помимо стандартных «идти», «следовать» и «атаковать», открывается огромное поле опций, в которых можно с непривычки запутаться. От проклятий и превращения в камень до засад, подкупа и поиска предметов, о существовании которых вы могли даже не догадываться! Всё это дает какой-то невероятный тактический простор для любых ваших задумок. Список приказов оформлен в виде текстового диалога со своим подопечным, что еще больше сближает игрока и бойцов по ту сторону экрана. Ах да, забыл упомянуть одну деталь. Действие происходит в реальном времени с режимом планирования, чем-то похожим на активную паузу, а воины сами выбирают, как следовать вашим командам. Даже прямой приказ может интерпретироваться компьютерными братьями по оружию совсем не так, как вы этого ожидаете, поэтому за каждым из них нужен глаз да глаз.
Иногда может показаться, что использовать всё это изобилие нет просто никакого смысла. И вы будете правы, поскольку для успешного прохождения необязательно задействовать весь игровой арсенал. Но, согласитесь, приятно, когда разработчики дают нам множество интересных путей дойти до цели, - именно это делает уникальным каждое последующее прохождение. А ведь я еще ничего не сказал про дезертирство или про то, что помимо вашей команды на острове присутствуют еще шесть нейтральных отрядов, с которыми вы и ваши противники можете по-разному взаимодействовать. Вообще, в игре очень много неожиданных деталей… но, пожалуй, оставлю эту радость приятных открытий вам. Совокупность огромного количества переменных, а также умелое (или не очень) командование и определяет наше приключение. «Добьется ли отряд успеха, а если да, то какой ценой?» - вот тот вопрос, на который каждый из вас рано или поздно получит свой ответ.
Графически же Dark Sceptre превосходна, возможно даже, на мой чисто субъективный взгляд, одна из самых красивых на ZX Spectrum, по крайней мере в год ее выхода. И если в других играх на мною горячо любимой платформе визуальная составляющая могла бы вызвать какие-либо споры относительно других версий, то в данном случае подобным дискуссиям просто нет места (тем более что единственный порт на Amstrad CPC в какой-то мере уступает оригиналу). Необычная перспектива обзора позволила разработчикам отойти от некоторой абстрактности в изображении поля боя и очень элегантным образом обыграть технические ограничения платформы. Детально прорисованные и прекрасно анимированные модели бойцов буквально заставляют широко открыть глаза и удивляться, на что способен 48K. Не отстает от общей картины и задний фон, использующий все доступные ресурсы Спектрума. Могилы и крепостные стены, леса и древние статуи, – предельно детализированная и цветная картинка прекрасно работает на атмосферу.
Наверное, уже было сказано более чем достаточно слов, чтобы подвести небольшой итог. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что перед нами как минимум один из ярких и самобытных проектов своего времени. Этакое лоскутное одеяло, пестрое, но при этом не вызывающее отторжения, а наоборот, рождающее приятное чувство гармонии – как будто смотришь на работающие шестеренки хорошо отлаженного механизма. Тем печальнее тот факт, что в эпоху становления жанров и экспериментов (пусть и не всегда удачных) эта игра, как ослепительная вспышка падающей звезды, недолго озаряла небосвод нулей и единиц.
И всё же я настоятельно рекомендую ознакомиться с данным произведением каждому, кому небезразличны приключения, независимо от жанровых предпочтений. Редкий пример компиляции удачных идей, штучный экземпляр, аналоги которого можно пересчитать по пальцам даже сейчас, по прошествии стольких лет. Увидим ли мы когда-нибудь достойное продолжение идей Dark Sceptre? Возможно, в какой-нибудь другой вселенной...
За далеким Западным морем раскинулась Островная Империя, где правил мудрый и добрый правитель. Годы процветания и мира притупили чувство опасности, и, когда к островам причалили потрепанные корабли воинственных северян, владыка империи лишь улыбнулся. Не стал он прогонять незваных гостей, и даже позволил им жить в мире на своей земле. Но, как и любые завоеватели, северяне никогда не отличались миролюбием и на добро не могли ответить взаимностью. Когда правитель предложил им новые корабли вместо разбитых старых, дабы гости смогли продолжить свое плавание, люди севера не только ответили отказом, но, обнажив мечи, стали претендовать на все острова. Улыбка сползла с лица лорда; слишком уж поздно он осознал свою ошибку, особенно теперь, когда враги стали так многочисленны. Удалившись в свою цитадель и собрав придворных советников, повелитель островов начал разрабатывать план по уничтожению захватчиков. Поскольку ни один из артефактов, что хранились в королевском дворце, не мог помочь в этой задаче, он приказал лучшим магам империи выковать страшное оружие – Темный Скипетр огромной силы. За пять долгих лет волшебники справились со своей задачей, а результат стоил этого ожидания. В назначенный день, собрав всех северян в одном месте, правитель обрушил на них всю мощь артефакта. Сноп молний поразил неверных, и негасимое пламя объяло каждого из захватчиков. К несчастью, триумф монарха неожиданным образом обернулся против него. Охваченный магическим огнем, умирающий вожак северян лишь прокричал слова мольбы: «Жизнь за вечную преданность!» И они были услышаны, но не правителем этих земель, а темными силами артефакта. В тот же миг огонь погас, но раскаленные, обугленные воины поднялись, дабы вечно служить Скипетру. Стали они пародией на человеческий род, в миру известными ныне как Воины Тени. Не один десяток лет минуло с тех печальных событий. Многие пытались помешать злу, что захватило эти земли, но лишь кровь и смерть были им наградой.
Такова завязка игры, и, хотя сюжет будет лишь отправной точкой для ваших приключений, уже сам подход разработчиков из Maelstrom Games к детальному описанию предыстории этого мира настраивает на серьезный лад. Мы управляем группой отважных искателей приключений — воинов, чья миссия как раз и состоит в искоренении зла путем уничтожения Темного Скипетра. Каким образом эту самую миссию выполнять, остается для игрока загадкой даже спустя некоторое время после старта, что вначале обескураживает. Но не пугайтесь: немного терпения - и вам откроется истинный потенциал этой замечательной игры.
С жанровой принадлежностью Dark Sceptre определиться весьма непросто, – я бы назвал это причудливым сплавом стратегии, тактики, элементов RPG и Adventure. Неизбежно обманутый простым меню и управлением (стандартная раскладка QAOPM, как и для множества игр на Спектруме) игрок с удивлением обнаруживает море возможностей и ныряет в него с головой. В вашем распоряжении несколько воинов, которых вы можете наблюдать в центре экрана. Чуть ниже расположилась панель действий, статус выбранного бойца, индикатор игрового времени и мини-карта, показывающая текущее местоположение. И если в вашей голове сразу же возникли ассоциации со спектрумовскими тактическими стратегиями вроде Laser Squad и Rebel Star, то вы недалеко уйдете от истины. Но Дьявол, как говорится, в деталях. Во-первых, вы наблюдаете бойцов с необычной перспективы - вид сбоку. Поскольку все воины находятся в разных местах игрового мира, в поле зрения обычно попадает только один боец. Во-вторых, все ваши подопечные поделены на классы, от простых «пешек» до лидера отряда. Каждый из них (кроме самых рядовых) является специалистом своего дела, выполняющим то или иное действие лучше других. У того или иного класса, ко всему прочему, есть свои особенности, которые тоже нужно учитывать. Ну и в-третьих, возможности воинов просто поражают. Помимо стандартных «идти», «следовать» и «атаковать», открывается огромное поле опций, в которых можно с непривычки запутаться. От проклятий и превращения в камень до засад, подкупа и поиска предметов, о существовании которых вы могли даже не догадываться! Всё это дает какой-то невероятный тактический простор для любых ваших задумок. Список приказов оформлен в виде текстового диалога со своим подопечным, что еще больше сближает игрока и бойцов по ту сторону экрана. Ах да, забыл упомянуть одну деталь. Действие происходит в реальном времени с режимом планирования, чем-то похожим на активную паузу, а воины сами выбирают, как следовать вашим командам. Даже прямой приказ может интерпретироваться компьютерными братьями по оружию совсем не так, как вы этого ожидаете, поэтому за каждым из них нужен глаз да глаз.
Иногда может показаться, что использовать всё это изобилие нет просто никакого смысла. И вы будете правы, поскольку для успешного прохождения необязательно задействовать весь игровой арсенал. Но, согласитесь, приятно, когда разработчики дают нам множество интересных путей дойти до цели, - именно это делает уникальным каждое последующее прохождение. А ведь я еще ничего не сказал про дезертирство или про то, что помимо вашей команды на острове присутствуют еще шесть нейтральных отрядов, с которыми вы и ваши противники можете по-разному взаимодействовать. Вообще, в игре очень много неожиданных деталей… но, пожалуй, оставлю эту радость приятных открытий вам. Совокупность огромного количества переменных, а также умелое (или не очень) командование и определяет наше приключение. «Добьется ли отряд успеха, а если да, то какой ценой?» - вот тот вопрос, на который каждый из вас рано или поздно получит свой ответ.
Графически же Dark Sceptre превосходна, возможно даже, на мой чисто субъективный взгляд, одна из самых красивых на ZX Spectrum, по крайней мере в год ее выхода. И если в других играх на мною горячо любимой платформе визуальная составляющая могла бы вызвать какие-либо споры относительно других версий, то в данном случае подобным дискуссиям просто нет места (тем более что единственный порт на Amstrad CPC в какой-то мере уступает оригиналу). Необычная перспектива обзора позволила разработчикам отойти от некоторой абстрактности в изображении поля боя и очень элегантным образом обыграть технические ограничения платформы. Детально прорисованные и прекрасно анимированные модели бойцов буквально заставляют широко открыть глаза и удивляться, на что способен 48K. Не отстает от общей картины и задний фон, использующий все доступные ресурсы Спектрума. Могилы и крепостные стены, леса и древние статуи, – предельно детализированная и цветная картинка прекрасно работает на атмосферу.
Наверное, уже было сказано более чем достаточно слов, чтобы подвести небольшой итог. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что перед нами как минимум один из ярких и самобытных проектов своего времени. Этакое лоскутное одеяло, пестрое, но при этом не вызывающее отторжения, а наоборот, рождающее приятное чувство гармонии – как будто смотришь на работающие шестеренки хорошо отлаженного механизма. Тем печальнее тот факт, что в эпоху становления жанров и экспериментов (пусть и не всегда удачных) эта игра, как ослепительная вспышка падающей звезды, недолго озаряла небосвод нулей и единиц.
И всё же я настоятельно рекомендую ознакомиться с данным произведением каждому, кому небезразличны приключения, независимо от жанровых предпочтений. Редкий пример компиляции удачных идей, штучный экземпляр, аналоги которого можно пересчитать по пальцам даже сейчас, по прошествии стольких лет. Увидим ли мы когда-нибудь достойное продолжение идей Dark Sceptre? Возможно, в какой-нибудь другой вселенной...
- Перспектива:
Вид сбоку - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Тематика:
Фэнтези - Элемент жанра:
Тактика - Язык:
English