Впервые увидев свет в 1994 году на консоли 3DO, эта игра оказалась настолько популярной, что привлекла внимание крупных издателей и без труда пережила погибающую платформу. Впоследствии её портировали на множество других систем, а в 1996 году насладиться Gex смогли и PC-геймеры. Главный же герой, симпатичный геккон, настолько полюбился как игрокам, так и разработчикам, что некоторое время даже присутствовал в символике Crystal Dynamics. Выдержала ли игра испытание временем? Стоит ли внимания сейчас? Давайте проверим.
Перво-наперво – о сюжете. Казалось бы, чего можно ждать от платформера 1994 года? Ну, пары строк о самом персонаже. Ну, ещё абзаца, чтобы должным образом его мотивировать... Ан нет – в главе «Story» справки по игре выдаётся аж тринадцать страниц текста, посвящённых целиком тому, что происходило непосредственно до начала Gex. Пересказывать всё, разумеется, смысла нет, тем более что рассказ от разработчиков написан с большим мастерством и стоит прочтения, но упомянем основные события хотя бы вкратце. Итак, в мире Gex планета Земля заселена вовсе не людьми, а гекконами – семейством ящериц, отличающимся от собратьев, помимо прочего, умением прилипать к различным вертикальным поверхностям. Наш герой Гекс (в честь которого и названа игра) жил себе да не тужил, греясь на солнышке и забавляясь на пляже с сородичами. Идиллия длилась ровно до того момента, как отец Гекса, работающий в NASA (!), трагически погиб в результате неудачного научного эксперимента. Несмотря на все усилия матери, братьев и сестёр, Гекс не смог примириться с болезненной утратой и полностью замкнулся в себе, с головой уйдя в мир телевизионных шоу. Телевизор заменил ему друзей и семью, и вместе со своими приятелями из мультфильмов и кинолент Гекс сутками пропадал в вымышленных мирах. Вмешательство матери, однажды попросту выбросившей телевизор, скорее навредило, чем помогло, – отчаявшийся геккон стал всё меньше времени ночевать дома, связался с плохой компанией и явно шёл по кривой дорожке. И когда вся надежда на возврат к безоблачному прошлому, казалось бы, пропала, в семье Гекса произошло ещё одно важное событие – умер некий дядюшка Чарльз, очень далёкий и безумно богатый родственник. Гекс недолго думал, как поступить со своей долей неожиданного наследства, – купив самый большой дом на Гавайях и набрав запасов еды на всю оставшуюся жизнь, юный геккон навсегда заперся в своей комнате, оборудованной громадной телевизионной установкой. Дни летели за днями, недели за неделями... Изучив и сотню раз просмотрев почти все транслируемые шоу, Гекс в раздражении всё быстрее и быстрее щёлкал по затёртым кнопкам пульта. Он хотел себя чем-то занять, хотел навсегда забыть о реальном мире и найти приключение в царстве выдумок и фантазии. Но вместо этого приключение само нашло его... Вытянувшаяся прямо из экрана механическая рука стала для геккона полной неожиданностью. Сопротивляться было поздно – нашего героя моментально засосало в телевизионные дебри. Как скоро выясняется, похищение было организовано повелителем медиа-пространства злодеем Резом – существом властным и жестоким. По-видимому, Гекс понадобился ему для каких-то собственных планов по расширению своей сферы влияния – может, как талисман на счастье? Проверять это Гекс не собирается – под нашим управлением он решает немедленно выбраться наружу, и тут-то начинается сама игра.
Завязка, мягко говоря, неоднозначная, особенно учитывая, что в целом игра всё-таки очень добрая и никаких намёков на насилие и кровь здесь нет. Но сама история всё же интригует – ещё раз настоятельно рекомендую прочитать её целиком во внутриигровой справке. А пока посмотрим, что уготовлено нам в игровом процессе.
Нажав в главном меню кнопку «Start», мы переходим на экран глобальной карты, где изображены четыре телевизора, соединённых дорожкой. Лишь один из аппаратов работает – около него в данный момент и стоит Гекс. Мы, конечно, можем свободно ходить по дорожке от одного телевизора к другому, но никакого эффекта это не даст – сначала в игре доступен лишь один из них. Без дальнейших раздумий Гекс отважно прыгает прямо внутрь экрана... И вновь оказывается на похожей карте, только теперь поменьше. Первым нашим испытанием становится "Graveyard World", то есть кладбищенский мир, разбитый на пять уровней, опять-таки обозначаемых телевизорами. Запрыгивая в работающие экраны, мы можем попасть на любой активный уровень с целью найти спрятанный где-то телевизионный пульт – единственное надёжное средство перемещения по этому недружелюбному месту. Пульт позволяет включать молчащие телевизоры, однако пропадает после использования, так что, пройдя один уровень, нам сразу же приходится прыгать во второй, затем в третий, и так – пока все этапы не оказываются пройдены по цепочке. Лишь после этого открывается логово босса этого конкретного мира. Одолев монстра, Гекс получит в своё распоряжение новый, самый «продвинутый» пульт, который открывает следующую карту уже на глобальном экране. Так мы и прыгаем по экранам и передачам до самого победного конца.
Но всё это – не более чем общая структура игры. Главное и самое интересное будет происходить непосредственно внутри телевизоров, которые вы решили исследовать. Каждый уровень являет собой привычное для платформеров зрелище – управляя героем, мы продвигаемся вперёд по экрану, стараясь избегать ударов врагов, подбирая всевозможные призы и натыкаясь на ловушки и секреты. Искомый пульт обычно лежит в самом конце, и нам достаточно просто прикоснуться к нему и добраться до выхода (представленного опять-таки в виде телевизора). Здесь-то Gex и демонстрирует все свои замечательные преимущества в полной красе. В первую очередь, конечно, в глаза бросается сам наш герой. Как можно было ожидать, геккон отлично умеет пользоваться своим хвостом, ловко нанося врагам удары с разворота. Также хвост можно сворачивать этакой «пружиной», что позволяет прыгать прямо на головы многочисленных монстров и отталкиваться от них, подлетая ещё выше. В прыжке геккон способен зацепиться за любую поверхность, будь то вертикальная стена или потолок, и без проблем перемещаться по ней столько, сколько потребуется. Что ещё интересней, прилепиться можно не только к стенам, находящимся перед вами, но и к тем, что изображены в виде фона и расположены как бы «в глуби» экрана. Эта особенность позволяет Гексу довольно свободно путешествовать по уровням и значительно расширяет возможные способы преодоления препятствий и расправы с врагами. Далее в списке доступных инструментов идёт длинный язык ящерицы – незаменимый орган в деле поимки хорошо спрятанных призов! Призы эти, имеющие вид шаров с изображением различных насекомых, дают множество бесценных преимуществ, подробнее о которых будет сказано ниже. Если же бонусы вам не нужны, шар всегда можно разбить хвостом и тем самым пополнить оставшийся запас здоровья. Наконец, Гекс обладает сильными ногами (во всяком случае, для кого-то, кто большую часть сознательной жизни провёл перед телевизором) и способен за мгновение разгоняться до высокой скорости, что помогает преодолеть в прыжке особо длинные ущелья или забраться на самые высокие колонны.
Применить всё это обилие возможностей вам предстоит не раз и не два, ведь уровни Gex – это далеко не простые тропинки слева направо, а весьма запутанные «полосы препятствий», полные агрессивных и неутомимых противников. Наличие секретных комнат с призами только добавляет интереса к доскональному исследованию уровня. Самые же пытливые игроки будут вознаграждены доступом на бонусный этап, где Гексу предстоит ради получения дополнительных очков сыграть в мини-игру, уникальную для каждого мира.
Сами миры, кстати говоря, тематически оформлены на определённые мотивы, пародируя наиболее популярные видеонаправления. Как уже было упомянуто, первый мир – это вариация на тему фильмов про зомби, так что будьте готовы прыгать по надгробиям, уклоняться от летающих черепов и выбираться из разрытых могил. На смену этому мрачноватому зрелищу приходит неожиданно яркий и бесшабашный мир мультипликации, где Гекса пытаются отловить давно забытые и оттого обозлённые герои мультфильмов. Далее дорога ведёт нас в мир джунглей (привет Индиане Джонсу!) и мир кунг-фу, где вам на собственной зелёной шкуре предстоит испытать силу этого древнего китайского боевого искусства. Те же, кто преодолеет все опасности и соберёт пульты четырёх миров, удостоятся чести сразиться с самим Резом в его крепости – зловещем Резополисе. Но и это не конец – ведь для истинных мастеров игры заготовлена таинственная Планета Х с десятком уникальных и безумно сложных испытаний...
Разумеется, дистанционные пульты, необходимые для перемещения между мирами, отлично охраняются. И если верный хвост поможет Гексу справиться с рядовыми приспешниками Реза, то совсем иначе дело обстоит с боссами. Это наиколоритнейшие и очень запоминающиеся персонажи, в схватке с которыми о лобовой атаке придётся забыть. Вернее, атаковать-то вам, конечно, придётся, но каждый из боссов требует к себе определённого подхода, и нередко Гексу нужно будет пользоваться преимуществами местности, оборачивая силу противников против них самих. Дополнительным подспорьем в нелёгких боях станут упоминавшиеся выше бонусы, получаемые из разноцветных сфер. Всего их в игре около дюжины, и они обладают полезнейшими эффектами. Например, сфера с изображением бабочки увеличит ваш максимальный запас здоровья, а шарик с жёлтым мотыльком позволит плеваться электрическими разрядами. Большинство призов действует только до первого пропущенного Гексом удара – дополнительный стимул не нестись вперёд, а проявлять осторожность и предусмотрительность.
Хоть в разговоре о старых играх это и не принято, не могу не сказать хотя бы пару слов о графике. В этой игре она совершенно бесподобна – модель каждого существа прорисована с величайшей любовью, а более плавную анимацию надо ещё поискать. Пейзажи и фон тоже заслуживают высочайшей похвалы. Особняком стоит, к сожалению, самый первый мир, где красок-то как раз и не хватает (что и не мудрено – попробуйте-ка раскрасить кладбище). С другой стороны, первый мир является и самым лёгким, так что быстро пройти его не составляет труда.
Наверняка порадует вас и управление – оно на редкость отзывчивое, Гекс выполняет команды точно и без промедления. С этой стороны никаких претензий быть не может. Зато, к сожалению, они есть к применяемому игрой способу сохранений. По сути, сохранений как таковых в Gex вообще нет. После прохождения одного из миров вам выдают пароль, который позволит продолжить игру, имея в кармане пульт от этого мира. Также в некоторых местах Гексу попадаются видеокассеты, тоже генерирующие промежуточный пароль. Но это не слишком-то поможет, если вам нужно прерваться где-нибудь на середине очередного мира. Так что для Gex как никогда истинно правило «если играть, то играть долго».
Конечно, о Gex можно было бы рассказывать ещё и ещё - ведь в игре так много разных интереснейших элементов. Полёты на управляемых ракетах, загадки с исчезающими мостами, перемещение между «дневной» и «ночной» вариациями уровней... Но узнавать об этом самому в разы интересней, поэтому не буду больше вас утомлять, а просто пожелаю удачи в долгой борьбе с Резом. И, может быть, именно вы окажетесь тем героем, который освободит потерявшегося Гекса от власти телевизионного измерения.
Перво-наперво – о сюжете. Казалось бы, чего можно ждать от платформера 1994 года? Ну, пары строк о самом персонаже. Ну, ещё абзаца, чтобы должным образом его мотивировать... Ан нет – в главе «Story» справки по игре выдаётся аж тринадцать страниц текста, посвящённых целиком тому, что происходило непосредственно до начала Gex. Пересказывать всё, разумеется, смысла нет, тем более что рассказ от разработчиков написан с большим мастерством и стоит прочтения, но упомянем основные события хотя бы вкратце. Итак, в мире Gex планета Земля заселена вовсе не людьми, а гекконами – семейством ящериц, отличающимся от собратьев, помимо прочего, умением прилипать к различным вертикальным поверхностям. Наш герой Гекс (в честь которого и названа игра) жил себе да не тужил, греясь на солнышке и забавляясь на пляже с сородичами. Идиллия длилась ровно до того момента, как отец Гекса, работающий в NASA (!), трагически погиб в результате неудачного научного эксперимента. Несмотря на все усилия матери, братьев и сестёр, Гекс не смог примириться с болезненной утратой и полностью замкнулся в себе, с головой уйдя в мир телевизионных шоу. Телевизор заменил ему друзей и семью, и вместе со своими приятелями из мультфильмов и кинолент Гекс сутками пропадал в вымышленных мирах. Вмешательство матери, однажды попросту выбросившей телевизор, скорее навредило, чем помогло, – отчаявшийся геккон стал всё меньше времени ночевать дома, связался с плохой компанией и явно шёл по кривой дорожке. И когда вся надежда на возврат к безоблачному прошлому, казалось бы, пропала, в семье Гекса произошло ещё одно важное событие – умер некий дядюшка Чарльз, очень далёкий и безумно богатый родственник. Гекс недолго думал, как поступить со своей долей неожиданного наследства, – купив самый большой дом на Гавайях и набрав запасов еды на всю оставшуюся жизнь, юный геккон навсегда заперся в своей комнате, оборудованной громадной телевизионной установкой. Дни летели за днями, недели за неделями... Изучив и сотню раз просмотрев почти все транслируемые шоу, Гекс в раздражении всё быстрее и быстрее щёлкал по затёртым кнопкам пульта. Он хотел себя чем-то занять, хотел навсегда забыть о реальном мире и найти приключение в царстве выдумок и фантазии. Но вместо этого приключение само нашло его... Вытянувшаяся прямо из экрана механическая рука стала для геккона полной неожиданностью. Сопротивляться было поздно – нашего героя моментально засосало в телевизионные дебри. Как скоро выясняется, похищение было организовано повелителем медиа-пространства злодеем Резом – существом властным и жестоким. По-видимому, Гекс понадобился ему для каких-то собственных планов по расширению своей сферы влияния – может, как талисман на счастье? Проверять это Гекс не собирается – под нашим управлением он решает немедленно выбраться наружу, и тут-то начинается сама игра.
Завязка, мягко говоря, неоднозначная, особенно учитывая, что в целом игра всё-таки очень добрая и никаких намёков на насилие и кровь здесь нет. Но сама история всё же интригует – ещё раз настоятельно рекомендую прочитать её целиком во внутриигровой справке. А пока посмотрим, что уготовлено нам в игровом процессе.
Нажав в главном меню кнопку «Start», мы переходим на экран глобальной карты, где изображены четыре телевизора, соединённых дорожкой. Лишь один из аппаратов работает – около него в данный момент и стоит Гекс. Мы, конечно, можем свободно ходить по дорожке от одного телевизора к другому, но никакого эффекта это не даст – сначала в игре доступен лишь один из них. Без дальнейших раздумий Гекс отважно прыгает прямо внутрь экрана... И вновь оказывается на похожей карте, только теперь поменьше. Первым нашим испытанием становится "Graveyard World", то есть кладбищенский мир, разбитый на пять уровней, опять-таки обозначаемых телевизорами. Запрыгивая в работающие экраны, мы можем попасть на любой активный уровень с целью найти спрятанный где-то телевизионный пульт – единственное надёжное средство перемещения по этому недружелюбному месту. Пульт позволяет включать молчащие телевизоры, однако пропадает после использования, так что, пройдя один уровень, нам сразу же приходится прыгать во второй, затем в третий, и так – пока все этапы не оказываются пройдены по цепочке. Лишь после этого открывается логово босса этого конкретного мира. Одолев монстра, Гекс получит в своё распоряжение новый, самый «продвинутый» пульт, который открывает следующую карту уже на глобальном экране. Так мы и прыгаем по экранам и передачам до самого победного конца.
Но всё это – не более чем общая структура игры. Главное и самое интересное будет происходить непосредственно внутри телевизоров, которые вы решили исследовать. Каждый уровень являет собой привычное для платформеров зрелище – управляя героем, мы продвигаемся вперёд по экрану, стараясь избегать ударов врагов, подбирая всевозможные призы и натыкаясь на ловушки и секреты. Искомый пульт обычно лежит в самом конце, и нам достаточно просто прикоснуться к нему и добраться до выхода (представленного опять-таки в виде телевизора). Здесь-то Gex и демонстрирует все свои замечательные преимущества в полной красе. В первую очередь, конечно, в глаза бросается сам наш герой. Как можно было ожидать, геккон отлично умеет пользоваться своим хвостом, ловко нанося врагам удары с разворота. Также хвост можно сворачивать этакой «пружиной», что позволяет прыгать прямо на головы многочисленных монстров и отталкиваться от них, подлетая ещё выше. В прыжке геккон способен зацепиться за любую поверхность, будь то вертикальная стена или потолок, и без проблем перемещаться по ней столько, сколько потребуется. Что ещё интересней, прилепиться можно не только к стенам, находящимся перед вами, но и к тем, что изображены в виде фона и расположены как бы «в глуби» экрана. Эта особенность позволяет Гексу довольно свободно путешествовать по уровням и значительно расширяет возможные способы преодоления препятствий и расправы с врагами. Далее в списке доступных инструментов идёт длинный язык ящерицы – незаменимый орган в деле поимки хорошо спрятанных призов! Призы эти, имеющие вид шаров с изображением различных насекомых, дают множество бесценных преимуществ, подробнее о которых будет сказано ниже. Если же бонусы вам не нужны, шар всегда можно разбить хвостом и тем самым пополнить оставшийся запас здоровья. Наконец, Гекс обладает сильными ногами (во всяком случае, для кого-то, кто большую часть сознательной жизни провёл перед телевизором) и способен за мгновение разгоняться до высокой скорости, что помогает преодолеть в прыжке особо длинные ущелья или забраться на самые высокие колонны.
Применить всё это обилие возможностей вам предстоит не раз и не два, ведь уровни Gex – это далеко не простые тропинки слева направо, а весьма запутанные «полосы препятствий», полные агрессивных и неутомимых противников. Наличие секретных комнат с призами только добавляет интереса к доскональному исследованию уровня. Самые же пытливые игроки будут вознаграждены доступом на бонусный этап, где Гексу предстоит ради получения дополнительных очков сыграть в мини-игру, уникальную для каждого мира.
Сами миры, кстати говоря, тематически оформлены на определённые мотивы, пародируя наиболее популярные видеонаправления. Как уже было упомянуто, первый мир – это вариация на тему фильмов про зомби, так что будьте готовы прыгать по надгробиям, уклоняться от летающих черепов и выбираться из разрытых могил. На смену этому мрачноватому зрелищу приходит неожиданно яркий и бесшабашный мир мультипликации, где Гекса пытаются отловить давно забытые и оттого обозлённые герои мультфильмов. Далее дорога ведёт нас в мир джунглей (привет Индиане Джонсу!) и мир кунг-фу, где вам на собственной зелёной шкуре предстоит испытать силу этого древнего китайского боевого искусства. Те же, кто преодолеет все опасности и соберёт пульты четырёх миров, удостоятся чести сразиться с самим Резом в его крепости – зловещем Резополисе. Но и это не конец – ведь для истинных мастеров игры заготовлена таинственная Планета Х с десятком уникальных и безумно сложных испытаний...
Разумеется, дистанционные пульты, необходимые для перемещения между мирами, отлично охраняются. И если верный хвост поможет Гексу справиться с рядовыми приспешниками Реза, то совсем иначе дело обстоит с боссами. Это наиколоритнейшие и очень запоминающиеся персонажи, в схватке с которыми о лобовой атаке придётся забыть. Вернее, атаковать-то вам, конечно, придётся, но каждый из боссов требует к себе определённого подхода, и нередко Гексу нужно будет пользоваться преимуществами местности, оборачивая силу противников против них самих. Дополнительным подспорьем в нелёгких боях станут упоминавшиеся выше бонусы, получаемые из разноцветных сфер. Всего их в игре около дюжины, и они обладают полезнейшими эффектами. Например, сфера с изображением бабочки увеличит ваш максимальный запас здоровья, а шарик с жёлтым мотыльком позволит плеваться электрическими разрядами. Большинство призов действует только до первого пропущенного Гексом удара – дополнительный стимул не нестись вперёд, а проявлять осторожность и предусмотрительность.
Хоть в разговоре о старых играх это и не принято, не могу не сказать хотя бы пару слов о графике. В этой игре она совершенно бесподобна – модель каждого существа прорисована с величайшей любовью, а более плавную анимацию надо ещё поискать. Пейзажи и фон тоже заслуживают высочайшей похвалы. Особняком стоит, к сожалению, самый первый мир, где красок-то как раз и не хватает (что и не мудрено – попробуйте-ка раскрасить кладбище). С другой стороны, первый мир является и самым лёгким, так что быстро пройти его не составляет труда.
Наверняка порадует вас и управление – оно на редкость отзывчивое, Гекс выполняет команды точно и без промедления. С этой стороны никаких претензий быть не может. Зато, к сожалению, они есть к применяемому игрой способу сохранений. По сути, сохранений как таковых в Gex вообще нет. После прохождения одного из миров вам выдают пароль, который позволит продолжить игру, имея в кармане пульт от этого мира. Также в некоторых местах Гексу попадаются видеокассеты, тоже генерирующие промежуточный пароль. Но это не слишком-то поможет, если вам нужно прерваться где-нибудь на середине очередного мира. Так что для Gex как никогда истинно правило «если играть, то играть долго».
Конечно, о Gex можно было бы рассказывать ещё и ещё - ведь в игре так много разных интереснейших элементов. Полёты на управляемых ракетах, загадки с исчезающими мостами, перемещение между «дневной» и «ночной» вариациями уровней... Но узнавать об этом самому в разы интересней, поэтому не буду больше вас утомлять, а просто пожелаю удачи в долгой борьбе с Резом. И, может быть, именно вы окажетесь тем героем, который освободит потерявшегося Гекса от власти телевизионного измерения.
Там, такое ощущение, что разработчики выжали всё из игрового движка... и из игрока, потому что сложно там местами до ужаса.
Тому кто осилит покажут перед титрами (после долгого текста, сначала восхваляющего отважного геймера, а потом советующего выглянуть в окно и не страдать ерундой) наброски разработчиков к игре.
Интересно, похоже у игры мог быть совсем другой сюжет и другие декорации...
Вобщем игра - супер, выглядит отлично и сегодня, и игровой процесс местами даже хардкорный, никакого press X to win.
Правда, по-моему играть лучше с геймпадом... хотя тут на вкус и цвет...
Еще приятно, что без проблем запускается под 64 битную windows.
жаль только, что графика у нее не очень... но что поделать, игрушка старая.
но затягивает...