Тема симуляторов бокса для PC больная. Если с игровыми видами спорта всё более-менее, а уж разнообразные «менеджеры» так вообще цветут полным цветом именно здесь, то старый добрый английский мордобой в перчатках заглядывает в компьютерное царство очень, мягко говоря, нечасто. 4D Sports Boxing – редкий представитель жанра, который разрабатывался специально для персоналок.
Игра от Distinctive Software появилась в июне 1991 года и до сих пор остаётся едва ли не лучшим компьютерным боксом. Более того, в своё время она опережала конкурентов на световые годы по массе показателей.
Главная её особенность - 3D-графика. Можно сколько угодно рассуждать о том, настоящее это 3D или поддельное, - но значение имеет только то, что игрок видит на экране. А видит он красиво нарисованный ринг, на котором бодро мутузят друг друга составленные из простых геометрических фигур бойцы.
Третье измерение подарило невиданную прежде возможность выбора ракурсов обзора. Следить за схваткой можно с нескольких камер и даже от первого лица! Правда, во всех режимах отображения, кроме стандартной изометрии, пропадают красивые текстуры ринга и зрителей, ввиду чего игрок остаётся один на один с суровой геометрической реальностью. Но что поделаешь, - это плата за взгляд в будущее!
3D-болванчики совсем не такие «дубовые», как этого можно было от них ожидать. Боксёры свободно перемещаются по настилу, а их движения и удары поразительно плавные и очень похожи на настоящие. Более того, визуально отображается даже их физическое состояние: побитый спортсмен движется медленнее, покачивается, а лицо его выражает искреннюю печаль и желание пойти домой. Разработчики сделали всё, чтобы рубленные цифровым топором физиономии боксёров-победителей выглядели как можно более нагло и самоуверенно, а проигравших – жалко и грустно.
Тут сразу стоит заметить, что обзор пишется о версии игры 2.0, которую в феврале 1992-го выпустила уже скушавшая Distinctive Electronic Arts. Канадцы стали едва ли не первой жертвой прожорливого гиганта, а 4D Sports Boxing была их последней игрой под собственным брендом. Версия 2.0 - это не сиквел, а дополненный оригинал с другой музыкой, заставками перед боем и рефери. Подкрутили и графику, - в частности, глаза бойцов теперь стали белыми и обзавелись зрачками, что, естественно, делает их куда более живыми. Какая версия лучше – вопрос открытый. Мне в девяностых попалась именно обновлённая от EA, так что для меня она на первом месте.
Во всём, помимо графики, 4D Sports Boxing идёт строго по канонам. На стартовом экране, кроме «Options» и «Demo», три кнопки: «Exhibition», «Gym» и «Main Event». Первая – одиночный бой, третья – режим карьеры, а самая интересная - вторая. «Спортзал» - место, где мы создаём наших бойцов для похода за чемпионским поясом.
Выдумываем боксёру имя, выбираем одну из 16 физиономий (такое разнообразие сделает честь иной RPG), назначаем рост, вес и стартовый разброс силы, скорости и выносливости. Первые два параметра, естественно, неизменны, а за остальными придётся пристально следить, холить их, лелеять и мудро прокачивать в зависимости от конкретной ситуации. Далее - первая тренировка и первый поединок.
Бои здесь удивительно увлекательны и разнообразны. Каждый соперник - не просто набор характеристик. В зависимости от физических данных меняется его поведение. Один быстр и отважен, другой медлителен и флегматичен. Один старается решить все вопросы с наскока, другой будет нудно «работать от обороны». В общем, паттернов поведения бойцов очень много, и это здорово разнообразит восхождение к вершине рейтинга. Некоторых противников начинаешь искренне ненавидеть, других жалеешь, к третьим испытываешь даже нечто вроде уважения.
Что же до самого восхождения, то и здесь всё не так просто. Всего противников в таблице 50, - но идею побить каждого стоит отбросить сразу. Всё-таки у нас спортивный симулятор, а значит, наш боксёр - не просто набор геометрических фигур и математических формул. Когда количество боёв достигнет примерно 40 штук, нам сообщат, что подопечный стареет. Да, тут есть этот отвратительный подвох из реальности. После начала старости характеристики будут сползать влево всё быстрее, а тренировки скоро превратятся из способа стать сильнее и быстрее в способ поддержать хоть какую-то иллюзию спортивной формы. Словом, на пути к чемпионству задерживаться не стоит, иначе имеешь шансы завершить карьеру, так и не получив сотрясения от какого-нибудь головореза из первой пятёрки рейтинга. Впрочем, и спешить не рекомендуется: взлетев слишком быстро, можно врезаться в потолок непробиваемых панчеров, которые будут возить вашего зелёного выскочку как… зелёного выскочку. 4D Sports Boxing прекрасна во многом потому, что стратегическая сторона в ней играет роль едва ли не более важную, чем «боевая».
Разумеется, в игре присутствует и возможность сразиться с товарищем за одним компьютером. И тут, кстати, проявляется ещё один интересный момент – «импорт» файлов с созданными боксёрами. Игрок из начала 1990-х мог спокойно сидеть дома и качать своего бойца, а потом записать его на дискету, отправиться к другу и выяснить, кто из них вырастил лучшего рокки. И это во времена, когда делиться персонажами можно было в основном в RPG, да и то далеко не во всех. Почти чудо.
В 1991 году 4D Sports Boxing несомненно находился на передовой технологического и геймплейного прогресса. 30 лет спустя можно, конечно, впасть в занудство и сказать, что на настоящий симулятор игра не тянет, что в ней нет весовых категорий, а сам бой далёк от реальности и так далее. Я даже не предлагаю делать скидку на прошедшие годы. Сегодня это просто очень хорошая и сложная игра про бокс. Да, она довольно далека от строгого спортивного симулятора. Но от примитивной аркадной тыкалки, коими было подавляющее большинство её конкурентов, она находится несравнимо дальше.
Рекомендуется 4D Sports Boxing всем любителям хорошей компьютерной драки на ринге и истории спортивных симуляторов. Именно Distinctive Software, уже в виде EA Canada, создаст знаменитую серию Knockout Kings, приложит руку к нескольким играм из серии Fight Night и возглавит лабораторию по клонированию бесконечных FIFA, NHL и NBA. С 4D Sport Boxing всё это началось.
Игра от Distinctive Software появилась в июне 1991 года и до сих пор остаётся едва ли не лучшим компьютерным боксом. Более того, в своё время она опережала конкурентов на световые годы по массе показателей.
Главная её особенность - 3D-графика. Можно сколько угодно рассуждать о том, настоящее это 3D или поддельное, - но значение имеет только то, что игрок видит на экране. А видит он красиво нарисованный ринг, на котором бодро мутузят друг друга составленные из простых геометрических фигур бойцы.
Третье измерение подарило невиданную прежде возможность выбора ракурсов обзора. Следить за схваткой можно с нескольких камер и даже от первого лица! Правда, во всех режимах отображения, кроме стандартной изометрии, пропадают красивые текстуры ринга и зрителей, ввиду чего игрок остаётся один на один с суровой геометрической реальностью. Но что поделаешь, - это плата за взгляд в будущее!
3D-болванчики совсем не такие «дубовые», как этого можно было от них ожидать. Боксёры свободно перемещаются по настилу, а их движения и удары поразительно плавные и очень похожи на настоящие. Более того, визуально отображается даже их физическое состояние: побитый спортсмен движется медленнее, покачивается, а лицо его выражает искреннюю печаль и желание пойти домой. Разработчики сделали всё, чтобы рубленные цифровым топором физиономии боксёров-победителей выглядели как можно более нагло и самоуверенно, а проигравших – жалко и грустно.
Тут сразу стоит заметить, что обзор пишется о версии игры 2.0, которую в феврале 1992-го выпустила уже скушавшая Distinctive Electronic Arts. Канадцы стали едва ли не первой жертвой прожорливого гиганта, а 4D Sports Boxing была их последней игрой под собственным брендом. Версия 2.0 - это не сиквел, а дополненный оригинал с другой музыкой, заставками перед боем и рефери. Подкрутили и графику, - в частности, глаза бойцов теперь стали белыми и обзавелись зрачками, что, естественно, делает их куда более живыми. Какая версия лучше – вопрос открытый. Мне в девяностых попалась именно обновлённая от EA, так что для меня она на первом месте.
Во всём, помимо графики, 4D Sports Boxing идёт строго по канонам. На стартовом экране, кроме «Options» и «Demo», три кнопки: «Exhibition», «Gym» и «Main Event». Первая – одиночный бой, третья – режим карьеры, а самая интересная - вторая. «Спортзал» - место, где мы создаём наших бойцов для похода за чемпионским поясом.
Выдумываем боксёру имя, выбираем одну из 16 физиономий (такое разнообразие сделает честь иной RPG), назначаем рост, вес и стартовый разброс силы, скорости и выносливости. Первые два параметра, естественно, неизменны, а за остальными придётся пристально следить, холить их, лелеять и мудро прокачивать в зависимости от конкретной ситуации. Далее - первая тренировка и первый поединок.
Бои здесь удивительно увлекательны и разнообразны. Каждый соперник - не просто набор характеристик. В зависимости от физических данных меняется его поведение. Один быстр и отважен, другой медлителен и флегматичен. Один старается решить все вопросы с наскока, другой будет нудно «работать от обороны». В общем, паттернов поведения бойцов очень много, и это здорово разнообразит восхождение к вершине рейтинга. Некоторых противников начинаешь искренне ненавидеть, других жалеешь, к третьим испытываешь даже нечто вроде уважения.
Что же до самого восхождения, то и здесь всё не так просто. Всего противников в таблице 50, - но идею побить каждого стоит отбросить сразу. Всё-таки у нас спортивный симулятор, а значит, наш боксёр - не просто набор геометрических фигур и математических формул. Когда количество боёв достигнет примерно 40 штук, нам сообщат, что подопечный стареет. Да, тут есть этот отвратительный подвох из реальности. После начала старости характеристики будут сползать влево всё быстрее, а тренировки скоро превратятся из способа стать сильнее и быстрее в способ поддержать хоть какую-то иллюзию спортивной формы. Словом, на пути к чемпионству задерживаться не стоит, иначе имеешь шансы завершить карьеру, так и не получив сотрясения от какого-нибудь головореза из первой пятёрки рейтинга. Впрочем, и спешить не рекомендуется: взлетев слишком быстро, можно врезаться в потолок непробиваемых панчеров, которые будут возить вашего зелёного выскочку как… зелёного выскочку. 4D Sports Boxing прекрасна во многом потому, что стратегическая сторона в ней играет роль едва ли не более важную, чем «боевая».
Разумеется, в игре присутствует и возможность сразиться с товарищем за одним компьютером. И тут, кстати, проявляется ещё один интересный момент – «импорт» файлов с созданными боксёрами. Игрок из начала 1990-х мог спокойно сидеть дома и качать своего бойца, а потом записать его на дискету, отправиться к другу и выяснить, кто из них вырастил лучшего рокки. И это во времена, когда делиться персонажами можно было в основном в RPG, да и то далеко не во всех. Почти чудо.
В 1991 году 4D Sports Boxing несомненно находился на передовой технологического и геймплейного прогресса. 30 лет спустя можно, конечно, впасть в занудство и сказать, что на настоящий симулятор игра не тянет, что в ней нет весовых категорий, а сам бой далёк от реальности и так далее. Я даже не предлагаю делать скидку на прошедшие годы. Сегодня это просто очень хорошая и сложная игра про бокс. Да, она довольно далека от строгого спортивного симулятора. Но от примитивной аркадной тыкалки, коими было подавляющее большинство её конкурентов, она находится несравнимо дальше.
Рекомендуется 4D Sports Boxing всем любителям хорошей компьютерной драки на ринге и истории спортивных симуляторов. Именно Distinctive Software, уже в виде EA Canada, создаст знаменитую серию Knockout Kings, приложит руку к нескольким играм из серии Fight Night и возглавит лабораторию по клонированию бесконечных FIFA, NHL и NBA. С 4D Sport Boxing всё это началось.
- Вид спорта:
Бокс - Многопользовательская игра:
Одновременная игра за одним компьютером
Друг против друга - Особенность геймплея:
Генерация персонажа - Перспектива:
Вид от первого лица
Изометрия
Вид сбоку - Страна или регион происхождения:
Канада - Технические детали:
Roland MT-32
Джойстик - Язык:
English