Предельно аскетичная и практически текстовая политико-экономическая стратегия, которую при желании можно условно "пройти" от начала и до конца где-то так за полминуты. Однако при этом её вполне стоило бы включить в состав кандидатских экзаменов на получение учёной степени в сфере наук по государственному управлению (там, где таковая имеется).
Имя Эдуарда Бевера хорошо известно поклонникам жанра военных стратегий по таким проектам эпохи 1980-х, как "Revolution '76" или "Conflict in Vietnam". Однако последняя его работа, появившаяся на свет после длительного перерыва, не похожа на предыдущие: к началу XXI века Бевер занимался уже преподаванием европейской истории в одном из колледжей Нью-Йоркского университета, и "Stalin’s Dilemma" была создана в качестве пособия для студентов и на средства небольшого гранта от National Science Foundation. Позднее автор даже выпустил отдельным изданием целую научную брошюру под названием "Stalin’s Dilemma: Design, Development, and Employment of a College Level Historical Computer Game". Иными словами, всё здесь предельно серьёзно, а вместо графики (если не считать одинокой картинки в заставке) нам предложат одну только табличку со множеством различных показателей.
Строго говоря, "Stalin’s Dilemma" представляет собой симулятор руководителя советского государства накануне Великой Отечественной войны, а точнее - одного, хотя и очень важного аспекта такого руководства. Игроку предстоит выработать план развития экономики СССР в период с 1928 по 1942 гг. - таким образом, чтобы успеть провести индустриализацию, подготовиться к агрессии со стороны нацистской Германии и при этом не угробить слишком уж большое количество собственного населения. Стратегия предваряется двумя цитатами - самого И.В.Сталина (на тему того, что Советский Союз отстаёт от ведущих стран мира на 50-100 лет - и этот разрыв необходимо преодолеть лет так за десять) и некоего А.Гитлера (о том, что грядущая война на Востоке будет войной на уничтожение, беспрецедентной по своей жестокости). После этого перед нами предстаёт табличка с показателями первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1928-1932 гг.), разбитыми на несколько разделов ("Транспорт", "Топливо", "Металлы", "Промышленность" и др.). Нажимая на кнопочки, изменяющие некоторые из цифр, следует - начиная с сельского хозяйства - распределять доступные ресурсы (продукты питания, то же топливо, незанятых рабочих и т.д.) тем самым образом, который представляется нам оптимальным (примерно как в "Crisis in the Kremlin").
Игра состоит всего из трёх "ходов" - соответствующего числа первых пятилеток - и заканчивается, как уже было сказано, в 1942 году. После каждого раунда игроку выдаётся краткая справка о результатах проведения в жизнь принятых им решений, включая информацию о количестве народонаселения, умершего от голода или в результате репрессий, о миллионах младенцев, успевших за это время появиться на свет, и о поголовье скота, зарезанного крестьянами в знак протеста против насильственной коллективизации (если, конечно, таковая предусматривалась нашим мудрым планом). Конечный итог, демонстрирующийся уже после начала войны, содержит в себе кроме того и прогноз о возможности сохранить страну в противостоянии с безжалостным противником. По идее, целью игры является развить промышленность до показателя в 48 условных единиц, а эффективность армии - до 66, при этом повысив политическую стабильность до уровня 1.0 и допустив гибель не более 10 млн. человек.
Стоит ли говорить, что достижение нужных показателей оказывается делом крайне непростым! Действия методом проб и ошибок, в реальной истории, разумеется, никак не доступным, избежать вряд ли получится, - не стоит брезговать и различными подсказками и пояснениями от автора, а то даже и разделом "Библиография", вызываемыми нажатием на кнопки в левом нижнем углу, рядом с крупной "Implement Plan", подтверждающей принятые нами решения. В итоге "Stalin’s Dilemma" можно смело порекомендовать всем любителям сложных экономических стратегий и отечественной истории: в конце концов, нечасто из-под пера западных разработчиков выходят такие глубокие симуляторы более или менее реальной советской действительности.
Имя Эдуарда Бевера хорошо известно поклонникам жанра военных стратегий по таким проектам эпохи 1980-х, как "Revolution '76" или "Conflict in Vietnam". Однако последняя его работа, появившаяся на свет после длительного перерыва, не похожа на предыдущие: к началу XXI века Бевер занимался уже преподаванием европейской истории в одном из колледжей Нью-Йоркского университета, и "Stalin’s Dilemma" была создана в качестве пособия для студентов и на средства небольшого гранта от National Science Foundation. Позднее автор даже выпустил отдельным изданием целую научную брошюру под названием "Stalin’s Dilemma: Design, Development, and Employment of a College Level Historical Computer Game". Иными словами, всё здесь предельно серьёзно, а вместо графики (если не считать одинокой картинки в заставке) нам предложат одну только табличку со множеством различных показателей.
Строго говоря, "Stalin’s Dilemma" представляет собой симулятор руководителя советского государства накануне Великой Отечественной войны, а точнее - одного, хотя и очень важного аспекта такого руководства. Игроку предстоит выработать план развития экономики СССР в период с 1928 по 1942 гг. - таким образом, чтобы успеть провести индустриализацию, подготовиться к агрессии со стороны нацистской Германии и при этом не угробить слишком уж большое количество собственного населения. Стратегия предваряется двумя цитатами - самого И.В.Сталина (на тему того, что Советский Союз отстаёт от ведущих стран мира на 50-100 лет - и этот разрыв необходимо преодолеть лет так за десять) и некоего А.Гитлера (о том, что грядущая война на Востоке будет войной на уничтожение, беспрецедентной по своей жестокости). После этого перед нами предстаёт табличка с показателями первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1928-1932 гг.), разбитыми на несколько разделов ("Транспорт", "Топливо", "Металлы", "Промышленность" и др.). Нажимая на кнопочки, изменяющие некоторые из цифр, следует - начиная с сельского хозяйства - распределять доступные ресурсы (продукты питания, то же топливо, незанятых рабочих и т.д.) тем самым образом, который представляется нам оптимальным (примерно как в "Crisis in the Kremlin").
Игра состоит всего из трёх "ходов" - соответствующего числа первых пятилеток - и заканчивается, как уже было сказано, в 1942 году. После каждого раунда игроку выдаётся краткая справка о результатах проведения в жизнь принятых им решений, включая информацию о количестве народонаселения, умершего от голода или в результате репрессий, о миллионах младенцев, успевших за это время появиться на свет, и о поголовье скота, зарезанного крестьянами в знак протеста против насильственной коллективизации (если, конечно, таковая предусматривалась нашим мудрым планом). Конечный итог, демонстрирующийся уже после начала войны, содержит в себе кроме того и прогноз о возможности сохранить страну в противостоянии с безжалостным противником. По идее, целью игры является развить промышленность до показателя в 48 условных единиц, а эффективность армии - до 66, при этом повысив политическую стабильность до уровня 1.0 и допустив гибель не более 10 млн. человек.
Стоит ли говорить, что достижение нужных показателей оказывается делом крайне непростым! Действия методом проб и ошибок, в реальной истории, разумеется, никак не доступным, избежать вряд ли получится, - не стоит брезговать и различными подсказками и пояснениями от автора, а то даже и разделом "Библиография", вызываемыми нажатием на кнопки в левом нижнем углу, рядом с крупной "Implement Plan", подтверждающей принятые нами решения. В итоге "Stalin’s Dilemma" можно смело порекомендовать всем любителям сложных экономических стратегий и отечественной истории: в конце концов, нечасто из-под пера западных разработчиков выходят такие глубокие симуляторы более или менее реальной советской действительности.