Разработчик Methods & Solutions из североамериканского штата Массачусетс и издатель Mindplay из Аризоны выпустили в середине 1980-х несколько десятков игр образовательного направления, из которых в DOS-исполнении до нас дошли пока что считанные единицы. Возможно, причинами тому являются небольшие тиражи, распространение продукции преимущественно по школам или же особо хитрая защита от копирования. Во всяком случае, представленная на этой страничке забава является огромной коллекционной редкостью, отсутствовавшей где бы то ни было вплоть до начала осени 2023 г.
В жанровом отношении «Cat ‘n Mouse» представляет собой достаточно необычное сочетание аркады в стиле «Pac-Man» и развивающей головоломки для самых юных пользователей: играя за маленькую мышку, мы пытаемся найти выход из лабиринта, увиливая от злобных кошек и подбирая разбросанные тут и сям изображения собачек, активирующие упражнения на логику и сообразительность. Выглядит это всё с учётом года выхода довольно-таки скромно: по части звука к нашим услугам оказывается один лишь PC Speaker, да и бирюзовая CGA-палитра не самым оптимальным образом справляется с задачей по иллюстрации игрового процесса, лишь немного улучшаясь при переходе в режим Composite. Из управления поддерживается также джойстик, однако пользоваться вы будете скорее клавиатурой: для переключения между пунктами меню и вариантами решения задачек нажимаем «пробел», для подтверждения своего выбора – «ввод», ну а для перемещения по лабиринту привычно оперируем стрелками.
Самое главное меню насчитывает три раздела: первый запускает игру, тогда как два оставшихся отвечают за её всевозможные настройки. Воспользовавшись пунктом «Build Game», можно отключить звук, предпочесть клавиатуре джойстик или обнулить табличку рекордов, а также отрегулировать сложность партии – указав не только один из трёх предустановленных уровней (отвечающих прежде всего за скорость процесса), но и количество представленных на экране собачек и кошек, а заодно и степень интеллектуальной развитости последних. Третий же раздел меню, «Build Pairs», позволяет выбрать и отредактировать набор тех логических задачек, которые нам предстоит решать (впрочем, как ни странно, скорее опционально).
Собственно игра выглядит вполне привычно по меркам поджанра, но с некоторыми особенностями: глобальная задача заключается в том, чтобы пробраться из нижнего правого угла лабиринта (где наша мышка оказывается в начале каждого уровня) до выхода, всегда присутствующего слева вверху. Готовые слопать нас в одно мгновение представители семейства кошачьих появляются из двух оставшихся углов; собачки же размещены на поле в случайном порядке – по умолчанию в количестве трёх – и никуда не двигаются: их активация служит исключительно делу увеличения нашего счёта. Текущий показатель набранных баллов красуется в самом верху слева, тогда как аналогичное место справа занимает индикатор оставшихся у мышки дополнительных жизней (изначально равный четырём).
Ещё выше по центру на экране можно видеть наименование выбранного в данный момент типа логических упражнений – по умолчанию это «pairs», т.е. определение парных картинок. Если мышка наткнётся в лабиринте на одну из собачек, перед нами предстанут две миниатюрных иллюстрации – в сопровождении всё той же собачки, усердно мотающей головой (но при нажатии «пробела» сменяющей эту анимацию на кивание). Соответственно, первый вариант поведения представителя семейства псовых означает отрицание факта парности данных двух картинок, а второй – подтверждение такового: выбирайте (нажатием «ввода») тот из них, который представляется вам наиболее логичным.
Приятно видеть, что игра крайне редко опускается до уровня банальной идентичности, – как правило, нам предлагают более замысловатый материал для размышлений: например, «парными» могут быть два фрагмента некой невидимой в полном размере картинки, изображения одного и того же объекта в различных ситуациях (скажем, рыба в воде – и рыба, выпрыгивающая из воды) и так далее. При желании можно воспользоваться в главном меню упоминавшимся уже пунктом «Build Pairs» и сменить тип задачек на другой из ещё семи предустановленных, а то и вовсе создать свой собственный. Так, кроме прочего, авторы предусмотрели сопоставление рифмующихся между собой слов, омонимов, картинок и наименований изображённых на них объектов и др.
Правильные ответы награждаются баллами: по десять очков за первые два упражнения уровня и целых тридцать за последнее (разумеется, в том случае, если вы не меняли выставленную по умолчанию численность собачек на экране), – кроме того, после успешного решения задачки кошки ещё и разбегаются назад по своим норкам, хотя бы на некоторое время освобождая нам путь. Наказание за ошибки тоже имеется – но в виде не штрафных баллов, а перемещения мышки на самое начало лабиринта, в правый нижний угол. В принципе, ничто не мешает вообще не обращать внимания на логические упражнения – и просто следовать к выходу, умело увиливая от кошек. Понятно, что очков таким образом набрать получится куда меньше, но они всё же будут: количество призовых баллов, начисляемых за переход на следующий уровень, прямо зависит от порядкового номера пройденного этапа (за преодоление первого мы получим только десять баллов, а за успешный выход с десятого – уже целых сто).
В общем, «Cat ‘n Mouse» оставляет по себе самые хорошие впечатления и, в отличие от многих других раритетов и собратьев по «образовательному» жанру, может быть рекомендована сегодня не только коллекционерам редкостей, но и своей изначальной целевой аудитории, и просто всем любителям аркад (если, конечно, они не испытывают острую личную неприязнь к внешности проектов середины 1980-х).
В жанровом отношении «Cat ‘n Mouse» представляет собой достаточно необычное сочетание аркады в стиле «Pac-Man» и развивающей головоломки для самых юных пользователей: играя за маленькую мышку, мы пытаемся найти выход из лабиринта, увиливая от злобных кошек и подбирая разбросанные тут и сям изображения собачек, активирующие упражнения на логику и сообразительность. Выглядит это всё с учётом года выхода довольно-таки скромно: по части звука к нашим услугам оказывается один лишь PC Speaker, да и бирюзовая CGA-палитра не самым оптимальным образом справляется с задачей по иллюстрации игрового процесса, лишь немного улучшаясь при переходе в режим Composite. Из управления поддерживается также джойстик, однако пользоваться вы будете скорее клавиатурой: для переключения между пунктами меню и вариантами решения задачек нажимаем «пробел», для подтверждения своего выбора – «ввод», ну а для перемещения по лабиринту привычно оперируем стрелками.
Самое главное меню насчитывает три раздела: первый запускает игру, тогда как два оставшихся отвечают за её всевозможные настройки. Воспользовавшись пунктом «Build Game», можно отключить звук, предпочесть клавиатуре джойстик или обнулить табличку рекордов, а также отрегулировать сложность партии – указав не только один из трёх предустановленных уровней (отвечающих прежде всего за скорость процесса), но и количество представленных на экране собачек и кошек, а заодно и степень интеллектуальной развитости последних. Третий же раздел меню, «Build Pairs», позволяет выбрать и отредактировать набор тех логических задачек, которые нам предстоит решать (впрочем, как ни странно, скорее опционально).
Собственно игра выглядит вполне привычно по меркам поджанра, но с некоторыми особенностями: глобальная задача заключается в том, чтобы пробраться из нижнего правого угла лабиринта (где наша мышка оказывается в начале каждого уровня) до выхода, всегда присутствующего слева вверху. Готовые слопать нас в одно мгновение представители семейства кошачьих появляются из двух оставшихся углов; собачки же размещены на поле в случайном порядке – по умолчанию в количестве трёх – и никуда не двигаются: их активация служит исключительно делу увеличения нашего счёта. Текущий показатель набранных баллов красуется в самом верху слева, тогда как аналогичное место справа занимает индикатор оставшихся у мышки дополнительных жизней (изначально равный четырём).
Ещё выше по центру на экране можно видеть наименование выбранного в данный момент типа логических упражнений – по умолчанию это «pairs», т.е. определение парных картинок. Если мышка наткнётся в лабиринте на одну из собачек, перед нами предстанут две миниатюрных иллюстрации – в сопровождении всё той же собачки, усердно мотающей головой (но при нажатии «пробела» сменяющей эту анимацию на кивание). Соответственно, первый вариант поведения представителя семейства псовых означает отрицание факта парности данных двух картинок, а второй – подтверждение такового: выбирайте (нажатием «ввода») тот из них, который представляется вам наиболее логичным.
Приятно видеть, что игра крайне редко опускается до уровня банальной идентичности, – как правило, нам предлагают более замысловатый материал для размышлений: например, «парными» могут быть два фрагмента некой невидимой в полном размере картинки, изображения одного и того же объекта в различных ситуациях (скажем, рыба в воде – и рыба, выпрыгивающая из воды) и так далее. При желании можно воспользоваться в главном меню упоминавшимся уже пунктом «Build Pairs» и сменить тип задачек на другой из ещё семи предустановленных, а то и вовсе создать свой собственный. Так, кроме прочего, авторы предусмотрели сопоставление рифмующихся между собой слов, омонимов, картинок и наименований изображённых на них объектов и др.
Правильные ответы награждаются баллами: по десять очков за первые два упражнения уровня и целых тридцать за последнее (разумеется, в том случае, если вы не меняли выставленную по умолчанию численность собачек на экране), – кроме того, после успешного решения задачки кошки ещё и разбегаются назад по своим норкам, хотя бы на некоторое время освобождая нам путь. Наказание за ошибки тоже имеется – но в виде не штрафных баллов, а перемещения мышки на самое начало лабиринта, в правый нижний угол. В принципе, ничто не мешает вообще не обращать внимания на логические упражнения – и просто следовать к выходу, умело увиливая от кошек. Понятно, что очков таким образом набрать получится куда меньше, но они всё же будут: количество призовых баллов, начисляемых за переход на следующий уровень, прямо зависит от порядкового номера пройденного этапа (за преодоление первого мы получим только десять баллов, а за успешный выход с десятого – уже целых сто).
В общем, «Cat ‘n Mouse» оставляет по себе самые хорошие впечатления и, в отличие от многих других раритетов и собратьев по «образовательному» жанру, может быть рекомендована сегодня не только коллекционерам редкостей, но и своей изначальной целевой аудитории, и просто всем любителям аркад (если, конечно, они не испытывают острую личную неприязнь к внешности проектов середины 1980-х).
- Аудитория:
Детская - Главный герой:
Животное - Особенность геймплея:
Образовательная
Подобие Pac-Man - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Джойстик
CGA composite - Язык:
English