Timebound

Timebound
Жанр: Edutainment
Разработчик: Children's Computer Workshop
Издатель: CBS Software
Год выхода: 1984
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 5 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 1
Образовательная игра для пользователей десяти лет и старше, вышедшая в 1983 году на TRS-80 Color Computer, но вскоре портированная на Atari, Commodore 64 – и IBM PCjr. В последнем случае всё выглядит нисколько не хуже, чем в цветастом оригинале, что как раз и неудивительно для изданий CBS Software того времени. А вот тематика тут очень даже самобытная: «Timebound» – наверняка первая в мире обучающая игра о путешествиях во времени, обратившаяся к теме исторической науки задолго до «Where in Time Is Carmen Sandiego?» и «Bill & Ted’s Excellent Adventure». Однако если вы уже предвкушаете захватывающие странствия по эпохам и континентам, поиски различных артефактов и встречи с великими людьми прошлого, то спешим разочаровать: вся игра умещается в одном-единственном файлике размером менее 19 КБ, так что ожидать от неё многого никак не стоит.

Сюжетная завязка также предельно краткая: некто Анакрон (надо полагать, какой-то учёный, но явно не отличающийся умом и сообразительностью) вследствие неумелого обращения с нашей машиной времени застрял где-то в промежутке между нулевым (sic!) и двухтысячным годами н. э., и задачей игрока (судя по всему, изобретателя и/или владельца упомянутого хитроумного устройства) оказывается отыскать непутёвого коллегу и вызволить его из темпоральной петли. Одновременно, разумеется, освежив и пополнив свои знания по части истории вообще и хронологии различного рода событий в частности.

На старте потребуется определиться со способом управления – джойстик или клавиатура – и уровнем сложности (таковых тут насчитывается аж 11). А вот интерфейс и собственно игровой процесс наверняка покажутся не очень-то простыми и понятными: если не считать в меру красочной заставки, то всё, что мы увидим у себя на экране, – это анимированные увеличивающиеся прямоугольники на чёрном-пречёрном фоне. Ибо именно таким нехитрым образом здесь визуализируются путешествия во времени! Вверху всегда красуется текущий год, изменяющийся по мере нашего перемещения, а ниже, вылетая из центра и скрываясь за краями экрана, периодически мелькают зелёные кружочки, обозначающие собой различные исторические «события». Таковые относятся к одной из одиннадцати тематических категорий, каждая из которых располагается в определённом секторе экрана («спорт», «политические лидеры», «архитектура», «наземный транспорт» и т. д.).

Проблема заключается в том, что все эти явления, мимо которых мы пролетаем со всё увеличивающейся по мере нашего безостановочного движения скоростью, выглядят одинаково и никак не подписаны. Поэтому под управлением игрока оказывается особое приспособление – «сканер времени» в виде белого кружка с красными песочными часами внутри, свободно и дискретно перемещающийся по всем четырём сторонам экрана вдоль его кромок и призванный улавливать на лету те самые «события» (как нетрудно догадаться, возможных позиций у него ровно одиннадцать). Поворот джойстика влево (или нажатие соответствующей стрелки клавиатуры) отвечает за перемещение сканера на одну позицию против часовой стрелки, вправо – по часовой; «пойманная» историческая сущность не только идентифицируется надписью в левом верхнем углу экрана, но и ставит наше движение на паузу, а главное – позволяет узнать текущее местоположение Анакрона в качестве такого же поименованного «события» в аналогичном месте внизу. Соответственно, увидев это последнее, мы должны примерно прикинуть, куда двигаться далее, – и, «отпустив» свою добычу нажатием кнопки джойстика или стрелки «вверх», поскорее отправиться к месту назначения.

За смену направления движения во времени отвечает «пробел»; при этом траектория зациклена, т. е. при перемещении назад в прошлое после нулевого года снова наступает двухтысячный (и наоборот). Для поимки Анакрона следует как можно быстрее захватить его текущее «событие» своим сканером; при этом и сам пропавший коллега периодически перемещается (о чём свидетельствует звуковой сигнал), – да и на всю операцию отводится лишь пятнадцать минут, что тоже усложняет поставленную задачу. Зато в каждом таком раунде события определённой тематической категории всегда занимают свой собственный сектор экрана, где нам и следует сосредотачивать поиски. От выбранного же ранее уровня сложности зависит то, в пределах какого именно количества областей знания способен затеряться злополучный Анакрон (т. е. на первом уровне он всегда будет находиться в одном и только одном из одиннадцати секторов, пусть и в разные исторические периоды).

Что до тех самых «событий», то употребление этого термина довольно обманчиво: речь в игре идёт не о собственно исторических событиях (на манер, скажем, «Битвы при Гастингсе» или «Вестфальского мира»), а о различного рода изобретениях или сооружениях (иногда общих, иногда уникальных), о персоналиях и о бытовых вещах. Львиная доля которых относится скорее к Новейшей истории: «подкова» и «Титаник», «телефон» и «шариковая ручка», «блендер» и «спички», «домино» и «кубик Рубика», «пагода» и «Эйфелева башня», «Хрущёв» и «Кеннеди»... Как уже отмечалось выше, созданная в 1983 году игра охватывает также и небольшой отрезок «будущего», – ожидайте от самого конца ХХ века таких полезных и привычных для нас вещей, как «запаховидение», «атомные мотоциклы» и «телепатические шахматы»... Ну, хотя бы «наручные телефоны» выглядят в этом ряду менее фантастически.

В итоге утверждать что-либо касательно образовательной ценности «Timebound» несколько сложно: датировать одним определённым годом нашей эры «водяные часы», «европейские замки» или «гольф» – идея, мягко говоря, сомнительная. Да и невнятность игрового процесса тоже вряд ли послужит хорошей рекомендацией, – пожалуй, посоветовать знакомство с данным изданием CBS Software сегодня стоит разве что коллекционерам редкостей.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.