Пожалуй, это один из самых неоднозначно воспринимаемых, можно даже сказать - одиозный шутер от первого лица, выпущенный на закате легендарного движка Build в 1998 году. Каких-либо нейтральных, сдержанных или умеренных рецензий по этой игре встретить практически невозможно – только самые прямые и самые крайние суждения. Ну что ж, попробуем разобраться…
Вьетнамская война – это довольно неприятная страница в мировой истории. Этим трагическим событиям в США был посвящён не один кинофильм. И до 1998 года были даже выпущены игры, среди которых по неведомой причине почему-то не встречалось 3D-шутеров. А ведь так хотелось… Да кто ж из нас, «гамая» на движке Build, в сотый раз из мощных «стволов» залихватски расстреливая тупых свинокопов, культистов или ниндзей, не задумывался: «А что, если на «дюке» запилить что-то про войнушку, где всё по-настоящему, где с одной пули могут запросто убить?…» Надо сказать, такие FPS’ы уже появлялись тогда. Но это были в основном командно-тактические игры, где нужно было отдавать сложные команды напарникам, внимательно вчитываться в брифинги перед миссией, выжидать в засаде… Короче, это было не совсем то, что нужно настоящему ценителю брутального компьютерного «мочилова», - хотелось риска, бешеного геймплея, темпа: двигаться и стрелять, стрелять и опять бежать куда-то…
И вот однажды, в качестве небольшого дополнения к «дюку», появился аддон "Platoon" – да-да, именно так, как называется один из лучших фильмов про Вьетнамскую войну, своим драматизмом завоевавший симпатии миллионов зрителей (русское прокатное название – «Взвод», 1986). Затем это и выросло в игру NAM, где нам предлагаются две кампании примерно по десятку уровней, а также имеется мультиплеер. Идея проста как дважды два: сюжета – нет, хотя у вашего персонажа есть даже собственное имя. Перед миссией иногда вам только на словах объяснят, что примерно нужно сделать. Кампания – это просто выкашивание рот противника в одиночку и на протяжении всех уровней с главной целью – дойти до пленных сослуживцев, чтобы освободить их.
Что же вышло из этой затеи? Ну, во-первых - графика. Она как раз и приняла на себя больше всего разносной критики от придирчивых эстетов компьютерного 3D. Конечно, дизайн некоторых объектов получился грубоватым: вертолёты, танки, АРС, – да, стоит признать, что они вышли «не очень»: возможности 2,5D тогда всё-таки были не безграничны. Спрайты персонажей были, мягко говоря, с недостаточным разрешением. Кроны крупных деревьев в джунглях также стоило бы выполнить подетальнее, хотя одиноко стоящие пальмы, обильно растущие кустарники и заросли, как раз и оформленные спрайтами, получились весьма реалистичными. Ну а всё остальное: окопы, блиндажи, амбразуры – неплохо удались, возможно, из-за простоты своего сугубо военного предназначения. Небо на уровнях бывает разного цвета: ярко-золотистый тропический закат, чистое голубое, а есть ещё и ночные миссии. Что же тут не понравилось критикам?... Ах да, это был уже 1998 год – спрайты вдруг резко стали считаться «каменным веком»…
Атмосфера – поистине невероятные впечатления. При столь «простейшей» графике есть суперреалистичное ощущение присутствия в бою! Геймплей затягивает за секунды с момента начала действа! Наверное, это рекорд среди подобных игр в принципе. Буквально за каждым спрайтовым кустом вас поджидают коварные «чарли» (зачастую даже респавнящиеся). Среди них есть автоматчики, пулемётчики, смертники, обвешанные ВВ (прототип бедных «кули» из Shadow Warrior), гранатомётчики, снайперы (а эти ну о-очень сильно досаждают в густых зарослях) и другие «специалисты». Звучит почти непрекращающийся радиочат: можно услышать американских солдат, а можно и вьетнамские переговоры. Очень часто на открытой местности можно попасть под свой же артиллерийский огонь или под мощный авианалёт. А у солдат противника с дружеской огневой поддержкой не лучше - иногда можно стоять и просто наблюдать, как чья-то неведомая сила превращает респавнящихся врагов в чудовищный кровавый фарш! Возможно, это уже был юмор такой в игре, от мапперов…
Взаимодействие с окружением приятно поражает. Ну где, в какой ещё игре можно самому обезвредить мину, медленно наступив на неё? Кстати, если повезёт, можно раздобыть миноискатель, который своим пиканьем подскажет про мины поблизости. А движущиеся винты вертолётов, которые могут покрошить в винегрет вашего протагониста, который неосторожно подойдёт слишком близко? Интересно реализована модель повреждений. Вроде сделано аналогично, по «дюку»: есть броник, аптечки, есть носимый запас лекарств. Но если ваше здоровье упадёт ниже некоторого порога, то оно будет медленно и необратимо уменьшаться, пока вы его не восстановите до нужного уровня. Это сопровождается надписью: «Вы истекаете кровью…». Помимо аптечки, в некоторых миссиях за вами будет ходить медик, который всегда подлечит. Правда, и его также могут убить. Раз уж речь зашла о медике, то придётся поведать и о тактических элементах управления другими юнитами - радистом и гранатомётчиком. Первый должен вызывать авиацию или артиллерию для поддержки в определённых местах. Второй может стрелять по скоплениям противника со стационарной позиции. Всё управление ими осуществляется единственной клавишей «Действие»: гениальное – оно и должно быть предельно простым. Можно также самому включать рацию и вызывать поддержку авиации, а то и просто послушать радиопереговоры. Так что и с атмосферой, и с интерактивностью в NAM всё получилось на самом высшем уровне.
Вооружение выполнено аутентичным для армии США. Если не осталось патронов, то в ход идёт нож, затем «эмка»… отставить – М16, затем по ранжиру идёт брутальнейший пулемёт М60. Есть ещё шотган, гранатомёт М79, трофейный Kalashnikoff – что-то он тут «не очень»; также можно кидать ручные гранаты. Огнемёт, выглядящий как супероружие, здесь оказался совсем никудышным. Патронов будет зачастую не хватать уже на самых простых уровнях сложности, коих в игре предусмотрено четыре. Звуки выстрелов, взрывов очень понравились. На протяжении всей игры звучит однообразный, но позитивный и абсолютно «никчемунеобязывающий» саундтрек.
Архитектура уровней проста и незамысловата: здания, окопы, заборы, колючая проволока (спрайтовая). Внутри помещений, казарм или блиндажей обстановка весьма аскетичная, но элементы солдатского быта всё же воссозданы. Много бутылок из-под пива на столах. На стенке, по соседству с картой местности, обязательно должен висеть плакатик с какой-нибудь прелестной «Мисс июль». Есть реализация элементов комплекса знаменитых подземных сооружений вьетнамских партизан, куда так смело уходил в одиночку герой актёра Уиллема Дефо в том самом фильме «Взвод». Не обошлось и без жестоких «приколов», играющих на лучших чувствах киноманов. В одном из уровней второго эпизода вы увидите подвешенные освежёванные трупы и ярко-зелёные пятна какой-то жидкости на листьях кустарника. Конечно же, сердца фанатов американских боевиков сожмутся тут до предела от увиденного. Но, увы, на то он и был – просто «прикол»…
Да, новобранец, здесь у нас настоящая Война! Ваша жизнь в игре всегда оканчивается всего лишь через пять-десять шагов, неосмотрительно сделанных из очередного укрытия. Вашей любимой подругой будет винтовка М16, вашей главной клавишей будет Z – «Присесть», а вашим единственным и желанным пунктом меню будет SAVE. Вообще, описываемая игра – это, прежде всего, хвала гениальному движку Build, на котором удалось «соорудить» столь потрясные атмосферу и интерактивность с элементами тактического управления NPC. После NAM'a становится вообще трудно осознавать весь размах потенциала, который был заложен Кеном Сильверманом в своё детище. А ещё пример 3D-шутера NAM – это как раз тот самый точный, образцово-показательный индикатор профессионального уровня тогдашних игрокритиканов, которые вместе с не вполне современной графикой напрочь «выплёскивали» всё остальное – самое ценное, всё то, что делает геймплей ярким и запоминающимся на долгие годы. Да, и ещё - у NAM’a есть достойнейшее продолжение под названием WWIIGI, посвященное событиям Второй мировой войны. Однако описание WWIIGI – это уже совсем другая страничка нашего сайта… Приятной всем игры!
Вьетнамская война – это довольно неприятная страница в мировой истории. Этим трагическим событиям в США был посвящён не один кинофильм. И до 1998 года были даже выпущены игры, среди которых по неведомой причине почему-то не встречалось 3D-шутеров. А ведь так хотелось… Да кто ж из нас, «гамая» на движке Build, в сотый раз из мощных «стволов» залихватски расстреливая тупых свинокопов, культистов или ниндзей, не задумывался: «А что, если на «дюке» запилить что-то про войнушку, где всё по-настоящему, где с одной пули могут запросто убить?…» Надо сказать, такие FPS’ы уже появлялись тогда. Но это были в основном командно-тактические игры, где нужно было отдавать сложные команды напарникам, внимательно вчитываться в брифинги перед миссией, выжидать в засаде… Короче, это было не совсем то, что нужно настоящему ценителю брутального компьютерного «мочилова», - хотелось риска, бешеного геймплея, темпа: двигаться и стрелять, стрелять и опять бежать куда-то…
И вот однажды, в качестве небольшого дополнения к «дюку», появился аддон "Platoon" – да-да, именно так, как называется один из лучших фильмов про Вьетнамскую войну, своим драматизмом завоевавший симпатии миллионов зрителей (русское прокатное название – «Взвод», 1986). Затем это и выросло в игру NAM, где нам предлагаются две кампании примерно по десятку уровней, а также имеется мультиплеер. Идея проста как дважды два: сюжета – нет, хотя у вашего персонажа есть даже собственное имя. Перед миссией иногда вам только на словах объяснят, что примерно нужно сделать. Кампания – это просто выкашивание рот противника в одиночку и на протяжении всех уровней с главной целью – дойти до пленных сослуживцев, чтобы освободить их.
Что же вышло из этой затеи? Ну, во-первых - графика. Она как раз и приняла на себя больше всего разносной критики от придирчивых эстетов компьютерного 3D. Конечно, дизайн некоторых объектов получился грубоватым: вертолёты, танки, АРС, – да, стоит признать, что они вышли «не очень»: возможности 2,5D тогда всё-таки были не безграничны. Спрайты персонажей были, мягко говоря, с недостаточным разрешением. Кроны крупных деревьев в джунглях также стоило бы выполнить подетальнее, хотя одиноко стоящие пальмы, обильно растущие кустарники и заросли, как раз и оформленные спрайтами, получились весьма реалистичными. Ну а всё остальное: окопы, блиндажи, амбразуры – неплохо удались, возможно, из-за простоты своего сугубо военного предназначения. Небо на уровнях бывает разного цвета: ярко-золотистый тропический закат, чистое голубое, а есть ещё и ночные миссии. Что же тут не понравилось критикам?... Ах да, это был уже 1998 год – спрайты вдруг резко стали считаться «каменным веком»…
Атмосфера – поистине невероятные впечатления. При столь «простейшей» графике есть суперреалистичное ощущение присутствия в бою! Геймплей затягивает за секунды с момента начала действа! Наверное, это рекорд среди подобных игр в принципе. Буквально за каждым спрайтовым кустом вас поджидают коварные «чарли» (зачастую даже респавнящиеся). Среди них есть автоматчики, пулемётчики, смертники, обвешанные ВВ (прототип бедных «кули» из Shadow Warrior), гранатомётчики, снайперы (а эти ну о-очень сильно досаждают в густых зарослях) и другие «специалисты». Звучит почти непрекращающийся радиочат: можно услышать американских солдат, а можно и вьетнамские переговоры. Очень часто на открытой местности можно попасть под свой же артиллерийский огонь или под мощный авианалёт. А у солдат противника с дружеской огневой поддержкой не лучше - иногда можно стоять и просто наблюдать, как чья-то неведомая сила превращает респавнящихся врагов в чудовищный кровавый фарш! Возможно, это уже был юмор такой в игре, от мапперов…
Взаимодействие с окружением приятно поражает. Ну где, в какой ещё игре можно самому обезвредить мину, медленно наступив на неё? Кстати, если повезёт, можно раздобыть миноискатель, который своим пиканьем подскажет про мины поблизости. А движущиеся винты вертолётов, которые могут покрошить в винегрет вашего протагониста, который неосторожно подойдёт слишком близко? Интересно реализована модель повреждений. Вроде сделано аналогично, по «дюку»: есть броник, аптечки, есть носимый запас лекарств. Но если ваше здоровье упадёт ниже некоторого порога, то оно будет медленно и необратимо уменьшаться, пока вы его не восстановите до нужного уровня. Это сопровождается надписью: «Вы истекаете кровью…». Помимо аптечки, в некоторых миссиях за вами будет ходить медик, который всегда подлечит. Правда, и его также могут убить. Раз уж речь зашла о медике, то придётся поведать и о тактических элементах управления другими юнитами - радистом и гранатомётчиком. Первый должен вызывать авиацию или артиллерию для поддержки в определённых местах. Второй может стрелять по скоплениям противника со стационарной позиции. Всё управление ими осуществляется единственной клавишей «Действие»: гениальное – оно и должно быть предельно простым. Можно также самому включать рацию и вызывать поддержку авиации, а то и просто послушать радиопереговоры. Так что и с атмосферой, и с интерактивностью в NAM всё получилось на самом высшем уровне.
Вооружение выполнено аутентичным для армии США. Если не осталось патронов, то в ход идёт нож, затем «эмка»… отставить – М16, затем по ранжиру идёт брутальнейший пулемёт М60. Есть ещё шотган, гранатомёт М79, трофейный Kalashnikoff – что-то он тут «не очень»; также можно кидать ручные гранаты. Огнемёт, выглядящий как супероружие, здесь оказался совсем никудышным. Патронов будет зачастую не хватать уже на самых простых уровнях сложности, коих в игре предусмотрено четыре. Звуки выстрелов, взрывов очень понравились. На протяжении всей игры звучит однообразный, но позитивный и абсолютно «никчемунеобязывающий» саундтрек.
Архитектура уровней проста и незамысловата: здания, окопы, заборы, колючая проволока (спрайтовая). Внутри помещений, казарм или блиндажей обстановка весьма аскетичная, но элементы солдатского быта всё же воссозданы. Много бутылок из-под пива на столах. На стенке, по соседству с картой местности, обязательно должен висеть плакатик с какой-нибудь прелестной «Мисс июль». Есть реализация элементов комплекса знаменитых подземных сооружений вьетнамских партизан, куда так смело уходил в одиночку герой актёра Уиллема Дефо в том самом фильме «Взвод». Не обошлось и без жестоких «приколов», играющих на лучших чувствах киноманов. В одном из уровней второго эпизода вы увидите подвешенные освежёванные трупы и ярко-зелёные пятна какой-то жидкости на листьях кустарника. Конечно же, сердца фанатов американских боевиков сожмутся тут до предела от увиденного. Но, увы, на то он и был – просто «прикол»…
Да, новобранец, здесь у нас настоящая Война! Ваша жизнь в игре всегда оканчивается всего лишь через пять-десять шагов, неосмотрительно сделанных из очередного укрытия. Вашей любимой подругой будет винтовка М16, вашей главной клавишей будет Z – «Присесть», а вашим единственным и желанным пунктом меню будет SAVE. Вообще, описываемая игра – это, прежде всего, хвала гениальному движку Build, на котором удалось «соорудить» столь потрясные атмосферу и интерактивность с элементами тактического управления NPC. После NAM'a становится вообще трудно осознавать весь размах потенциала, который был заложен Кеном Сильверманом в своё детище. А ещё пример 3D-шутера NAM – это как раз тот самый точный, образцово-показательный индикатор профессионального уровня тогдашних игрокритиканов, которые вместе с не вполне современной графикой напрочь «выплёскивали» всё остальное – самое ценное, всё то, что делает геймплей ярким и запоминающимся на долгие годы. Да, и ещё - у NAM’a есть достойнейшее продолжение под названием WWIIGI, посвященное событиям Второй мировой войны. Однако описание WWIIGI – это уже совсем другая страничка нашего сайта… Приятной всем игры!
- Аудитория:
Жестокость - Время и место:
Современность
Вьетнамская война - Игровой движок:
Build - Многопользовательская игра:
LAN
Модем - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Джойстик - Язык:
English
А вообще отличная игра. Можно сказать, первый комбатсим, наподобие Армы. Да, кривой, несовершенный. Но все же, заставляющий быть осторожным и аккуратным. Это не шутер, на манер Дюка. Здесь ошибки и лихачество не прощаются.
Кстати, почитав комменты скажу: враги возрождаются только на самом высоком уровне сложности. Есть только один вариант избежать возрождения - порвать врагов в клочья, как бы кровожадно это не звучало. Но с другой стороны, игра тогда побуждает активно использовать вызов артиллерии или авиации. На более низких уровнях сложности, враги умирают раз и навсегда.
Игра сделана на основе Duke Nukem 3D, в котором враги, на максимальной сложности" возрождались после гибели. Соответственно, то же самое происходит и в NAM. И именно на самой высокой сложности. Соответственно, на ней игру нужно спидранить. Сам так и проходил ее.
Это и не совсем тактический шутер, и совсем не динамичный арена шутер. То есть игра ни бе ни ме, вроде оружие дали, вроде врагов дали, но четкого жанрового стиля у игры всё таки нет. Пытаешься бегать и выкашивать всех врагов - быстро погибаешь. Пытаешься отсиживаться за кустом/деревом/зданием и убивать врагов по одному, медленно и осторожно продвигаясь по уровню - враги появляются заново. Могут даже прямо перед глазами появиться! На мой взгляд, это самый сильный недостаток игры. Понятно, что это скорее всего не баг, а некая фича, мол подкрепления противника подходят чтобы бороться с игроком. Но подкрепления из ниоткуда не берутся, можно было бы реализовать хотя бы появление врагов группами, выходящими из леса прямо на игрока - вопросов бы не было. А рандомный респаун солдатика в рандомном месте на карте - это бред, что портит весь процесс игры.
В остальном же игра очень хороша. Дизайн уровней, атмосфера игры (за исключением не всегда хорошо подобранной фоновой музыки), погружение в процесс - тут, по моему мнению, всё у игры хорошо. Враги ведут себя очень интересно. Не всегда летят сломя голову на игрока, а прячутся за деревьями и кустами. Мне даже казалось, что они укрываются за деревьями, а потом высовываются чтобы нанести удар. А чего стоит один только снайпер, которого можно встретить на верхушке дерева? Явно над игрой старались, и получилось очень даже хорошо.
Только вот механика появления врагов портит всё впечатление от игры.
Играл в DOS версию и в версию под EDuke32.