Компания Digital Image Design входит в пятерку основных поставщиков реалистичных и проработанных авиасимуляторов реактивной боевой авиации, существовавших в 1990-х годах.
И если Microprose, EA (Jane's), Digital Integration и Eagle Dynamics разобрали себе в проекты популярные и рядовые на тот момент образцы авиационной техники, такие как F-15, F-16 и Су-27, то компания DID всегда выбирала основой для своих проектов футуристические аппараты.
Студия начала свой 12-летний игровой путь в 1989 году с очень известной многим олдгеймерам игры F-29 Retaliator - первой леталки, посвященной не существующему тогда в железе F-22, нарисованному, кстати, с треугольным крылом по схеме "утка", и диковинным F-29, который был не чем иным, как X-29 - летающей лабораторией по отработке аэродинамики крыльев обратной стреловидности. В реальности проект 29 никогда не задумывался как боевая машина.
Затем, в 1993 году, DID сделала добротный симулятор с красивой графикой TFX, где мы можем летать на F-117, EF-2000 и F-22. Внешний вид последнего в TFX выполнен опять с ошибкой. Дело в том, что F-22A показался на людях только в 1997 году, поэтому всё, что выходило в играх до 97-го года под именем F-22, имело внешний вид от его прототипа YF-22, который достаточно сильно отличается внешне от финальной серийной версии. Взять хотя бы носовую часть, расположение кабины пилота, крыльев и задних стабилизаторов.
DID продолжает развивать TFX, разбивая его авиапарк на несколько отдельных продуктов: сначала, в 95-м году, выпускает хардорный симулятор по EF-2000, а спустя 2 года, в 97-м году, начинается самая серьезная серия авиасимуляторов, когда-либо сделанных по мощнейшему истребителю ВВС США.
F-22 является результатом десятилетней программы ATF (Advanced Tactical Fighter). В 1981 году Министерство обороны США потребовало разработать самолет, у которого будет единственная цель — эффективно, с хорошей гарантией безопасности противостоять новейшим на тот момент истребителям Советского Союза — Су-27 и МиГ-29, сведя потери летательных аппаратов со своей стороны к минимуму.
Чтобы иметь подавляющее превосходство на воздушном поле боя будущего, новый самолет, сохраняя все достоинства F-15, должен был приобрести:
К созданию прототипов нового самолета, призванного стать достойной заменой основного инструмента ВВС США по завоеванию превосходства в воздухе - F-15 Eagle, в 1986 году были привлечены компании NorthropMcDonell Douglas и Lockheed Martin. Так, в 1990 году первые выкатили из сборочного цеха свою пару: черную вдову и серого призрака — 2 футуристических YF-23; а Lockheed в то же время показал свои YF-22, имевшие более привычный глазу американских военных дизайн.
YF-23 хоть и был более быстрым и невидимым, но имел более необычный дизайн и не обладал двигателями с ОВТ; в итоге конкурс ATF выиграло более сбалансированное изделие компании "Локхид-Мартин".
Спустя еще 6 лет доработок всё это выльется в «золотой» истребитель 5-го поколения F-22A Raptor, так как стоимость единицы в 350 млн. долларов, включая научно-исследовательские работы, на 2006 год,равняется стоимости 19,5 тонн (масса пустого F-22) золота. А спустя еще 8 лет новый истребитель ATF наконец примут на вооружение. Всего будет создано 195 машин.
Этот самолет, названный так же, как и динозавр из "Парка Юрского Периода" - Raptor (Хищник), хоть и обладал очень высокой ценой и рядом "детских болезней", вылеченных по мере эксплуатации, но вышел, тем не менее, выдающимся истребителем, как и данная серия игр от DID.
F-22 Air Dominance Fighter - первая серия из двух частей и заложившая основы игровой концепции симулятора F-22 от DID, которую позже дополнит и расширит Total Air War.
В отличие от конкурентов - iF-22 iMagic и F-22 от Novalogic, - мы получаем (насколько это вообще возможно, исходя из строгой засекреченности оригинала) довольно правдоподобную имитацию ведения боевых действий на истребителе пятого поколения против современных образцов.
Так, игра обладает очень качественной для 1997 года картинкой, значительно превосходя iF-22, особенно в плане прорисовки земной поверхности.
Помимо самого F-22, у которого даже фонарь на стоянке открывается, модели дружеских и вражеских самолетов, вертолетов и другой техники (которой я насчитал с шесть десятков экземпляров) сделаны в одном качественном стиле. В ADF на пилонах видны ракеты, а с крыльев сходят инверсионные потоки воздуха. В этом плане она вплотную конкурирует F-22 Raptor от Novalogic, игры которой всегда отличались своими графическими красотами.
Но что самое главное - в отличие от игр Nova, в F-22 ADF гораздо сильнее проработана физика полета самолета. Он быстро теряет энергию при резких маневрах, но летит очень стабильно на любых скоростях, электродистанционная система (ЭДСУ), управляемая 486 микропроцессорами Intel, а также ОВТ помогают направлять ваш истребитель туда, куда вы задумали. Несмотря на это, нос самолета немного "плавает" по рысканью и тангажу, а например в F-22 Lightning 3 самолет летит как по рельсам. В F-22 ADF самолет более инертный и игра обладает более сильным чувством полета.
Полетав, вы узнаете, что Raptor - хоть и самолет, сделанный по технологии "стелс", но вот русские ракеты, запущенные с вражеского Су-35, вполне себе нашу невидимку видят и сбивают нас при первом удачном попадании. Чтобы уйти от них, в отличие от Novalogic F-22, потребуется гораздо больше усилий. Не спасают даже плоские сопла ваших двигателей, которые быстро смешивают горячий след с окружающим воздухом, уменьшая видимость нашего самолета в ИК-диапазоне.
Вы же при особом невезении, на максимальном уровне сложности можете выпустить весь ракетный боекомплект в один-единственный вражеский истребитель, но он будет так грамотно уходить от ракет, что вам придется использовать пушку, применяя все ваши навыки ближнего воздушного боя. Правда, немного помогает смоделированная у DID, но не реализованная пока на настоящем F-22 система ОЛС (англ. IRST), которая позволит вам, не включая радара, подкрасться к противнику сзади и завалить его исподтишка с помощью AIM-9X.
Вот так вот тяжело нам предстоит воевать не только на протяжении 29 миссий оригинальной игры, проходящих над пустынями Среднего Востока, но и 30 миссий из официального дополнения Red Sea Operations (RSO), проходящего, как понятно из названия, на берегах Красного моря. Слава богу хоть напарники, которые готовы принять вражеский огонь на себя, всегда с вами.
Если же вам наскучит самолично грызть одиночную кампанию - добро пожаловать на место оператора AWACS (правда, если ваш E-3 до этого не сбили): в этом случае игра делает финт, и из авиасимулятора превращается в real-time-стратегию по управлению вашими воздушными войсками. Причем среди подчиненных вы увидите не только F-22, но и все союзные летающие единицы. Надоело или наскучило управлять войсками - вы можете вселиться в абсолютно любого пилота F-22, перехватив его управление.
Остальные фишки хороших симов присутствуют:
1) Полностью трехмерный кокпит с разнообразной индикацией на ИЛС и МФД, очень похожий на фотографии настоящего, более того - при приближении дисплеи имеют функциональные рабочие кнопки.
2) 30 различных тренировочных миссий, от простого к сложному, включая следующие: взлет, посадка, навигация, дозаправка в воздухе, тренировочные бои с различными типами истребителей и отработка атак наземных целей, отработка полетов с вышедшей из строя электрикой и гидравликой, работа в команде.
3) Насыщенный разговорами (правда, не настолько разборчивыми, как хотелось бы) эфир.
4) Сетевая совместная игра и PvP.
5) Обширное руководство пользователя на не одну сотню страниц - всё в наличии.
В F-22 ADF даже встроена ACMI – система, записывающая параметры каждого самолета в воздухе и позволяющая проанализировать, кто куда летел в бою, кто кого сбивал, кто какие действия совершал. Очень помогает в анализе боя и тренировке тактики.
В итоге этот симулятор, насколько это вообще возможно (критики восхищались им в 97-м, ставя 90 баллов из 100), получился лучшей имитацией F-22A Raptor на ПК из всего мною виденного. Вроде всё в славных традициях DID, но игре очень не хватает пары серьезных вещей. Первое — это встроенный редактор миссий, который я не смог найти. То есть летать будете только там, где дадут. Второе - это плохая совместимость с современными ОС. У меня игра пошла только на Windows 98 в программе Virtual Box, в софтверном режиме без сглаживания, с отключенной MIDI-музыкой в настройках, так как без нее игра вылетает каждые 30 секунд. А под Win 7 64 программа-установщик категорически отказывается работать. На отмирающей ныне Windows XP x86 игра пошла без видимых проблем, но не содержать же ради такой (пусть и отличной игры) два компьютера!
Если вы всё-таки решились попробовать F-22 ADF, но вас отталкивают возможные сложности с совместимостью, мой совет - обратить внимание на F-22 TOTAL AIR WAR 1998 года выпуска, который, сделанный на том же движке и сохранив все достоинства ADF, оставляя нас в театре Красного моря, заменяет линейные одиночные миссии на новые полностью динамические кампании в традициях Enemy Engaged и Falcon 4.0 (из-за этого двух одинаковых заданий практически не бывает, что положительно сказывается на реиграбельности), добавляет редактор быстрых миссий, а также приобретёт улучшенную графику благодаря более качественным текстурам и улучшенным спецэффектам. F-22 TAW по праву считается лучший игрой от студии Digital Image Design за всю ее недолгую жизнь.
А если вам и этого мало или - мало ли - будут опять проблемы с 64 разрядными системами, то найдите в Интернете F-22 TAW v2, который не утратил актуальности (один режим AWACS чего стоит) даже по сегодняшним меркам.
В второй версии, сделанной, кстати, любителями, а не оригинальными создателями из DID, как можно подумать, вы найдете и динамические кампании TAW, и все одиночные классические миссии из оригинального ADF с дополнением RSO, а также улучшенную графику и, что для некоторых немаловажно, "человеческую" поддержку Track IR.
Так что всем поклонникам жанра, а также просто любителям хардкорных, качественных и серьезных игр советую, помимо ознакомления с оригинальными частями F-22 ADF/RSO и F-22 TAW, обязательно иметь в коллекции "полное собрание сочинений" в лице F-22 Total Air War v2.22a от 2009 года, найти которую можно на сайте combatsim.com. Там же сможете пообщаться с её разработчиками.
И если Microprose, EA (Jane's), Digital Integration и Eagle Dynamics разобрали себе в проекты популярные и рядовые на тот момент образцы авиационной техники, такие как F-15, F-16 и Су-27, то компания DID всегда выбирала основой для своих проектов футуристические аппараты.
Студия начала свой 12-летний игровой путь в 1989 году с очень известной многим олдгеймерам игры F-29 Retaliator - первой леталки, посвященной не существующему тогда в железе F-22, нарисованному, кстати, с треугольным крылом по схеме "утка", и диковинным F-29, который был не чем иным, как X-29 - летающей лабораторией по отработке аэродинамики крыльев обратной стреловидности. В реальности проект 29 никогда не задумывался как боевая машина.
Затем, в 1993 году, DID сделала добротный симулятор с красивой графикой TFX, где мы можем летать на F-117, EF-2000 и F-22. Внешний вид последнего в TFX выполнен опять с ошибкой. Дело в том, что F-22A показался на людях только в 1997 году, поэтому всё, что выходило в играх до 97-го года под именем F-22, имело внешний вид от его прототипа YF-22, который достаточно сильно отличается внешне от финальной серийной версии. Взять хотя бы носовую часть, расположение кабины пилота, крыльев и задних стабилизаторов.
DID продолжает развивать TFX, разбивая его авиапарк на несколько отдельных продуктов: сначала, в 95-м году, выпускает хардорный симулятор по EF-2000, а спустя 2 года, в 97-м году, начинается самая серьезная серия авиасимуляторов, когда-либо сделанных по мощнейшему истребителю ВВС США.
F-22 является результатом десятилетней программы ATF (Advanced Tactical Fighter). В 1981 году Министерство обороны США потребовало разработать самолет, у которого будет единственная цель — эффективно, с хорошей гарантией безопасности противостоять новейшим на тот момент истребителям Советского Союза — Су-27 и МиГ-29, сведя потери летательных аппаратов со своей стороны к минимуму.
Чтобы иметь подавляющее превосходство на воздушном поле боя будущего, новый самолет, сохраняя все достоинства F-15, должен был приобрести:
- Малозаметность (для этого, помимо всего прочего, отражающие радарные лучи ракеты и бомбы планировали грузить во внутренние отсеки самолета) и мощный радар с АФАР, чтобы пилот в полной мере использовал технику «первый увидел — первый поразил».
- Сверхзвуковой бесфорсажный режим полета - для того чтобы «если не поразил, то смылся». Истребители противника, преследующие ATF со скоростью более 1М на форсаже, быстро израсходуют топливо - с предсказуемыми последствиями.
- Онлайн-обмен данными о своем расположении и видимых целях между другими ATF, самолетами AWACS и наземными пунктами управления. Для лучшей координации группы ATF в групповом бою.
- Отклоняемый вектор тяги (ОВТ) вкупе со сверхманевренными ракетами ближнего боя AIM-9x, с углами захвата выше 70 градусов, и нашлемной системой целеуказания — в случае вступления ATF в ближний маневренный бой это должно было дать решающее преимущество перед новейшими советскими Су и МиГ, вооруженными Р-73.
К созданию прототипов нового самолета, призванного стать достойной заменой основного инструмента ВВС США по завоеванию превосходства в воздухе - F-15 Eagle, в 1986 году были привлечены компании NorthropMcDonell Douglas и Lockheed Martin. Так, в 1990 году первые выкатили из сборочного цеха свою пару: черную вдову и серого призрака — 2 футуристических YF-23; а Lockheed в то же время показал свои YF-22, имевшие более привычный глазу американских военных дизайн.
YF-23 хоть и был более быстрым и невидимым, но имел более необычный дизайн и не обладал двигателями с ОВТ; в итоге конкурс ATF выиграло более сбалансированное изделие компании "Локхид-Мартин".
Спустя еще 6 лет доработок всё это выльется в «золотой» истребитель 5-го поколения F-22A Raptor, так как стоимость единицы в 350 млн. долларов, включая научно-исследовательские работы, на 2006 год,равняется стоимости 19,5 тонн (масса пустого F-22) золота. А спустя еще 8 лет новый истребитель ATF наконец примут на вооружение. Всего будет создано 195 машин.
Этот самолет, названный так же, как и динозавр из "Парка Юрского Периода" - Raptor (Хищник), хоть и обладал очень высокой ценой и рядом "детских болезней", вылеченных по мере эксплуатации, но вышел, тем не менее, выдающимся истребителем, как и данная серия игр от DID.
F-22 Air Dominance Fighter - первая серия из двух частей и заложившая основы игровой концепции симулятора F-22 от DID, которую позже дополнит и расширит Total Air War.
В отличие от конкурентов - iF-22 iMagic и F-22 от Novalogic, - мы получаем (насколько это вообще возможно, исходя из строгой засекреченности оригинала) довольно правдоподобную имитацию ведения боевых действий на истребителе пятого поколения против современных образцов.
Так, игра обладает очень качественной для 1997 года картинкой, значительно превосходя iF-22, особенно в плане прорисовки земной поверхности.
Помимо самого F-22, у которого даже фонарь на стоянке открывается, модели дружеских и вражеских самолетов, вертолетов и другой техники (которой я насчитал с шесть десятков экземпляров) сделаны в одном качественном стиле. В ADF на пилонах видны ракеты, а с крыльев сходят инверсионные потоки воздуха. В этом плане она вплотную конкурирует F-22 Raptor от Novalogic, игры которой всегда отличались своими графическими красотами.
Но что самое главное - в отличие от игр Nova, в F-22 ADF гораздо сильнее проработана физика полета самолета. Он быстро теряет энергию при резких маневрах, но летит очень стабильно на любых скоростях, электродистанционная система (ЭДСУ), управляемая 486 микропроцессорами Intel, а также ОВТ помогают направлять ваш истребитель туда, куда вы задумали. Несмотря на это, нос самолета немного "плавает" по рысканью и тангажу, а например в F-22 Lightning 3 самолет летит как по рельсам. В F-22 ADF самолет более инертный и игра обладает более сильным чувством полета.
Полетав, вы узнаете, что Raptor - хоть и самолет, сделанный по технологии "стелс", но вот русские ракеты, запущенные с вражеского Су-35, вполне себе нашу невидимку видят и сбивают нас при первом удачном попадании. Чтобы уйти от них, в отличие от Novalogic F-22, потребуется гораздо больше усилий. Не спасают даже плоские сопла ваших двигателей, которые быстро смешивают горячий след с окружающим воздухом, уменьшая видимость нашего самолета в ИК-диапазоне.
Вы же при особом невезении, на максимальном уровне сложности можете выпустить весь ракетный боекомплект в один-единственный вражеский истребитель, но он будет так грамотно уходить от ракет, что вам придется использовать пушку, применяя все ваши навыки ближнего воздушного боя. Правда, немного помогает смоделированная у DID, но не реализованная пока на настоящем F-22 система ОЛС (англ. IRST), которая позволит вам, не включая радара, подкрасться к противнику сзади и завалить его исподтишка с помощью AIM-9X.
Вот так вот тяжело нам предстоит воевать не только на протяжении 29 миссий оригинальной игры, проходящих над пустынями Среднего Востока, но и 30 миссий из официального дополнения Red Sea Operations (RSO), проходящего, как понятно из названия, на берегах Красного моря. Слава богу хоть напарники, которые готовы принять вражеский огонь на себя, всегда с вами.
Если же вам наскучит самолично грызть одиночную кампанию - добро пожаловать на место оператора AWACS (правда, если ваш E-3 до этого не сбили): в этом случае игра делает финт, и из авиасимулятора превращается в real-time-стратегию по управлению вашими воздушными войсками. Причем среди подчиненных вы увидите не только F-22, но и все союзные летающие единицы. Надоело или наскучило управлять войсками - вы можете вселиться в абсолютно любого пилота F-22, перехватив его управление.
Остальные фишки хороших симов присутствуют:
1) Полностью трехмерный кокпит с разнообразной индикацией на ИЛС и МФД, очень похожий на фотографии настоящего, более того - при приближении дисплеи имеют функциональные рабочие кнопки.
2) 30 различных тренировочных миссий, от простого к сложному, включая следующие: взлет, посадка, навигация, дозаправка в воздухе, тренировочные бои с различными типами истребителей и отработка атак наземных целей, отработка полетов с вышедшей из строя электрикой и гидравликой, работа в команде.
3) Насыщенный разговорами (правда, не настолько разборчивыми, как хотелось бы) эфир.
4) Сетевая совместная игра и PvP.
5) Обширное руководство пользователя на не одну сотню страниц - всё в наличии.
В F-22 ADF даже встроена ACMI – система, записывающая параметры каждого самолета в воздухе и позволяющая проанализировать, кто куда летел в бою, кто кого сбивал, кто какие действия совершал. Очень помогает в анализе боя и тренировке тактики.
В итоге этот симулятор, насколько это вообще возможно (критики восхищались им в 97-м, ставя 90 баллов из 100), получился лучшей имитацией F-22A Raptor на ПК из всего мною виденного. Вроде всё в славных традициях DID, но игре очень не хватает пары серьезных вещей. Первое — это встроенный редактор миссий, который я не смог найти. То есть летать будете только там, где дадут. Второе - это плохая совместимость с современными ОС. У меня игра пошла только на Windows 98 в программе Virtual Box, в софтверном режиме без сглаживания, с отключенной MIDI-музыкой в настройках, так как без нее игра вылетает каждые 30 секунд. А под Win 7 64 программа-установщик категорически отказывается работать. На отмирающей ныне Windows XP x86 игра пошла без видимых проблем, но не содержать же ради такой (пусть и отличной игры) два компьютера!
Если вы всё-таки решились попробовать F-22 ADF, но вас отталкивают возможные сложности с совместимостью, мой совет - обратить внимание на F-22 TOTAL AIR WAR 1998 года выпуска, который, сделанный на том же движке и сохранив все достоинства ADF, оставляя нас в театре Красного моря, заменяет линейные одиночные миссии на новые полностью динамические кампании в традициях Enemy Engaged и Falcon 4.0 (из-за этого двух одинаковых заданий практически не бывает, что положительно сказывается на реиграбельности), добавляет редактор быстрых миссий, а также приобретёт улучшенную графику благодаря более качественным текстурам и улучшенным спецэффектам. F-22 TAW по праву считается лучший игрой от студии Digital Image Design за всю ее недолгую жизнь.
А если вам и этого мало или - мало ли - будут опять проблемы с 64 разрядными системами, то найдите в Интернете F-22 TAW v2, который не утратил актуальности (один режим AWACS чего стоит) даже по сегодняшним меркам.
В второй версии, сделанной, кстати, любителями, а не оригинальными создателями из DID, как можно подумать, вы найдете и динамические кампании TAW, и все одиночные классические миссии из оригинального ADF с дополнением RSO, а также улучшенную графику и, что для некоторых немаловажно, "человеческую" поддержку Track IR.
Так что всем поклонникам жанра, а также просто любителям хардкорных, качественных и серьезных игр советую, помимо ознакомления с оригинальными частями F-22 ADF/RSO и F-22 TAW, обязательно иметь в коллекции "полное собрание сочинений" в лице F-22 Total Air War v2.22a от 2009 года, найти которую можно на сайте combatsim.com. Там же сможете пообщаться с её разработчиками.
- Время и место:
Современность - Многопользовательская игра:
LAN
Модем
Друг против друга - Перспектива:
Вид от третьего лица
Вид от первого лица
Фиксированная камера - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Техника:
Самолёты - Технические детали:
Glide
Джойстик - Язык:
English