Exolon

Exolon
Жанр: Action
Разработчик: Hewson Consultants
Издатель: Hewson Consultants
Год выхода: 1987
Платформа: ZX Spectrum
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.67 из 10
  • 20
  • 15
  • 13
Exolon. О, сколько же эпитетов, порой весьма нелестных, было сказано в адрес этой игры в свое время! «Пожиратель жетонов», «убийца нервных клеток», «король сломанных джойстиков»… впрочем, давайте будем честны, хороших слов было куда больше. В начале 1990-х практически каждый игровой зал мог похвастаться хотя бы одним самодельным автоматом с нарисованным космонавтом в футуристической броне, как будто сошедшим с обложек фантастических книг. А обладатели домашних компьютеров и приставок вызывали лютую зависть сверстников – ведь безостановочная стрельба и взрывы были доступны им в любое время суток без ограничений. Выпрыгнувший в 1989 году на ZX Spectrum и Amsrtad CPC (а впоследствии перенесенный на Commodore 64, Atari ST и Amiga) Exolon сразу привлек внимание множества игроков. Причиной тому были и великолепная графика, и аддиктивный игровой процесс, заставляющий раз за разом переигрывать «непроходимый» экран. Буйство красок, непрекращающееся действие, а также простота управления при достаточно высокой сложности обеспечили игре большую популярность (а владельцам игровых залов - стабильную прибыль).

Но то, что представляет бурю эмоций и воспоминаний для одних, для других - лишь непонятный набор букв. Поэтому отбросим некоторый субъективизм предыдущего абзаца и попытаемся разобраться, что же представляет собой этот самый Exolon и так ли он хорош, как помнят его игроки тех лет.

Сюжет? В таких играх сюжет служит лишь оправданием для уничтожения всего и вся в пределах экрана - ведь это игра жанра shoot’em up. И, тем не менее, он есть, причем довольно проработанный. В далеком будущем, где космические путешествия просты, как поездка на автобусе, люди всё так же склонны к самоуничтожению. Множество освоенных миров, удивительных планет и огромных туманностей не помешало человеку разумному найти повод для конфликтов. Чем большее пространство занимало человечество – тем больше поводов находилось. У кого-то под рукой были ресурсы, а у кого-то - важный стратегический пункт. Раздробленность и удаленность населенных планет также способствовала появлению пиратства. Поэтому оборона от непрошеных гостей и стала во главу угла в каждой звездной системе. Корпорация GalaTech, специализировавшаяся как раз на разработке планетарной обороны, поставила цель – создание идеального защитного механизма. Абсолют, не имеющий аналогов. Периметр, определявший любой вражеский объект и уничтожавший его, будь то одинокое пиратское судно или армия вторжения в десятки тысяч кораблей. Инженеры были так горды своей разработкой, что не стеснялись в заверениях и обещаниях невиданной доселе безопасности. Правительство вашей звездной системы, в которую входило пять населенных планет, заинтересовалось разработкой и попросило GalaTech inc. установить хваленую планетарную оборону для отражения атак любых внешних врагов. Вот только руководство сектора не учло, что корпорация была нечиста на руку! Ровно три дня идеальной работы защитного периметра потребовалось GalaTech, чтобы различными путями присвоить бесценные разработки, ресурсы и богатства жителей пяти планет, после чего улететь из системы. Организованная погоня правительственных кораблей натолкнулась на то, что принесла своими же руками. Планетарная оборона активизировалась и с механической точностью уничтожила все звездолеты в зоне своего действия… Вот только настроена она была против ваших войск. В течение долгого времени ни одно судно не могло подняться в воздух – оборонительная система работала уж слишком хорошо. У правительства не осталось выбора – был дан приказ на уничтожение защитного периметра. А поскольку ни один крупный объект не мог даже близко приблизиться к механизму, было решено послать одного бойца, но не простого, а самого лучшего! Космический пехотинец Vitorc, ветеран множества битв, – только ему под силу выполнить задание: разрушить весь комплекс до основания и ликвидировать всё, что может этому помешать.

Высадка проходит успешно, и вот мы уже в самой гуще событий. Игроку дается 9 жизней, и чем больше он их сохранит – тем больше очков дадут впоследствии. Наш бравый Vitorc двигается слева направо, проходя экран за экраном (коих тут 125). Скроллинга нет, поэтому переход осуществляется строго по достижению правого края игрового поля. Каждый экран представляет собой, ни много ни мало, испытание для ваших рефлексов и спинного мозга. Планетарная защита совсем не рада гостю, поэтому с самого начала в сторону космонавта летят множество объектов, от абстрактных кругов до снарядов крупнокалиберных пушек и ракет. Уклоняться или расстреливать на подлете придется каждый - ведь столкновение чревато потерей жизни. Многократно усложнят жизнь также боевые мины, подземные гидравлические прессы и объекты планетарного комплекса, которые придется взорвать для продвижения дальше. Некоторые пушки совершенно не подвержены действию оружия, и вам придется добраться до них сквозь шквальный огонь.

Космический пехотинец вооружен бластером, незаменимым при встрече с противником и реактивными гранатами. Взрывчатка потребуется для уничтожения различных препятствий и стационарных пушек, но пользоваться ей нужно аккуратно: гранаты подчиняются силе тяготения, и дальность полета невысока. Их количество, как и патроны, можно восполнить, найдя на уровне ящики со снаряжением. Очень часто нам будет предоставлен выбор: идти поверху или понизу. В зависимости от выбора возможно либо избежать ненужных встреч, либо же, наоборот, попасть в самое пекло. Всего в игре 5 уровней (по 25 экранов на каждый) – в конце каждого будут подсчитываться очки, добавляться бонусные за сохраненные жизни, а также «bravery bonus» – он начисляется за прохождение без использования единственного усиления. На каждом из пяти уровней есть место, где наш герой может одеть боевой экзоскелет – Exolon (Exoskeleton). С этим чудом инженерной мысли война становится куда проще: на смену бластеру приходит спаренная пушка, уничтожающая оппонентов с двойной эффективностью, а мины и прессы более не наносят никакого вреда. И, хотя столкновение со снарядами и противниками всё еще фатально, продвижение вперед наконец-то перестает напоминать русскую рулетку, а больше похоже на осмысленное действие. К сожалению, в этой игре нет боссов, а ведь они могли стать своеобразной вишенкой на торте. Но даже это нисколько не умаляет агрессивность рядовых противников. Иной раз экран просто кишит летящими снарядами и взрывами - с трудом можно разобраться, что к чему.

Визуально игра смотрится роскошно - порой настолько, что частота кадров немного падает. Множество цветов, красивейший космос на заднем фоне с висящими в небе планетами и спутниками, проработанные до каждого пикселя элементы базы и космические корабли – всё это буквально влюбляет в картинку с первого взгляда. Конечно, версии для Amiga и Atari ST выглядят куда красивее, но вот баланс сложности некоторых игровых экранов там много хуже. Поэтому при упоминании Exolon игроками чаще всего вспоминается именно версия со Спектрума.

Для тех, кто застал эпоху ZX, это описание послужит скорее поводом для ностальгии - ведь память до сих пор хранит картины тех фантастических боев. А для всех остальных оно, возможно, станет началом путешествия в чужую галактику ради спасения далекой звездной системы. Если вы любите стрелялки – обязательно сыграйте в Exolon. Прекрасный баланс сложности и захватывающий игровой процесс с упором на реакцию заставят вас забыть на время о делах насущных. Погрузитесь в атмосферу космического боевика, где один в поле всё-таки воин!
Автор обзора: TekWar
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Бесконечные жизни: назначить клавиши управления: ZORBA
Игра отличная. Сложность на уровне.
Желаю всем провести Викторка через все 5 уровней и сохранять Эксолон - с ним воевать проще)
@MisterGrim, дело не в том, что разленились. Тогда подобные платформеры были обычными играми. Сейчас совершенно ясно,что аркады - это жанр примитивный. Если какая-то сложнейшая задача в квесте, трудней момент в шутере или ситуация в стратегии, требующая тонких тактических решений, - это сложность. А когда нужно десятки раз пытаться что-то сделать только потому что какая-то фигня двигается туда-сюда слишком быстро или потому что герой не может адекватно запрыгнуть с первого раза туда, куда нужно, - это не сложность, а идиотизм.
Вендиго
слишком сложно
Для того времени — сложность скорее даже ниже среднего уровня. Разленились просто.
Есть бесплатный неофициальный фанатский ремастер под Windows, называется Exolon DX. Там сделали то ли 256 цветов, то ли вообще 32-битный (TrueColor) цвет. Всё раскрашено ещё более яркими красками, плюс теперь и с плавными градиентами.

Геймплей остался тем же. Правда, у меня с DX глюк - музыка продолжает играть в фоне даже после выхода из игры, я лечу это в панели управления драйвера аудиокарты - меняю временно аудиовыход с колонок на наушники, а затем обратно на колонки, и фоновая музыка исчезает.