Civ II: Fantastic Worlds

Civilization II: Fantastic Worlds
Civ II: Fantastic Worlds
Жанр: Strategy
Разработчик: MicroProse
Издатель: MicroProse
Год выхода: 1997
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 7
  • 4
  • 23
Судя по всему, эксперимент с выпуском сборника из пары десятков сценариев к «Sid Meier’s Civilization II», созданных при помощи общедоступного редактора карт, который, однако, предлагался по цене целой новой игры, оказался вполне себе успешным. По крайней мере, в конце 1997 года увидело свет второе дополнение, по своему составу полностью аналогичное предыдущему. При этом, как можно заметить, из заголовка пропало не только имя автора оригинальной стратегии 1991 года, но даже и полное слово «Civilization» – по причине чисто юридических разногласий издателя с Сидом Мейером и его новой компанией Firaxis, основанной совместно с дизайнерами «Civilization II». Разве что за пределами США – например, в Германии – локализованные версии дополнения могли появиться с названием материнской игры в заголовке.

Тем не менее не осталась пока что и MicroProse без собственных талантливых разработчиков; более того, за месяцы, прошедшие с момента выхода и самой игры, и первого к ней дополнения, мастерство что «профессиональных» дизайнеров, таких как Мик Ул и Джон Поссиденте, что любителей-мододелов определённо возросло. Если в «Conflicts in Civilization» преобладали исторические сценарии, не требовавшие от их авторов особой оригинальности ни при написании сюжета, ни при исполнении внешнего вида зданий, войск и типов ландшафта, – то многие работы, включённые в сборник «Fantastic Worlds», отличаются и куда большим полётом фантазии дизайнера, и гораздо более заметными визуальными и не только новшествами.

Одновременно с выпуском дополнений активно развивался и внутриигровой редактор, постепенно обзаводясь такими функциями как создание макросов или особых «событий», позволяющих разнообразить привычный игровой процесс текстовыми сообщениями, падающими с неба юнитами пришельцев и другими неожиданностями такого рода. Даже те, кто начнёт после установки второго дополнения обычную игру, увидят в меню новый раздел – «Редакторы». Его активация приравнивается к читерству и переводит вас в режим сценария, зато отсюда можно легко и быстро, не погружаясь в изучение языка программирования макросов, редактировать и события, и дерево технологий, и характеристики боевых единиц, издаваемые ими звуки и даже их пиксельный внешний вид – в простейшем графическом редакторе. Попробуйте – и, возможно, вы станете автором нового стратегического шедевра.

Ну а пока посмотрим, что же интересного приготовили для нас уже состоявшиеся мастера сценариев. Напомним заодно, что для запуска новых историй при начале игры нужно выбрать пункт «Begin Scenario» – после чего проследовать в поддиректорию SCENARIO, а затем кликнуть на одну из размещённых здесь папок с краткими названиями сценариев. Ту же процедуру придётся проделывать и при загрузке старой игры: все сохранения помещаются исключительно в директорию соответствующего сценария.

1) The Age of Reptiles (автор Джон Поссиденте) – яркий пример полной переделки и технологий, и всех боевых единиц, и муниципальных строений с чудесами света. Ведь теперь мы играем за динозавров семи различных видов – и за сотни миллионов лет до нашей эры. Да, они умеют основывать «города» и производить там и юниты, и здания, – но науку заменила эволюция (так что нужно будет постараться, чтобы отрастить себе костяные наросты или открыть хвостовое оружие), а названия доступных к выращиванию особей придётся выучивать отдельно (скажем, текодонтозавры аналогичны поселенцам, а целофизы – первым воинам, грифогнатусы относятся к водным типам существ, многие из которых вполне способны переносить у себя на спине и наземных гигантских рептилий, и т.д.). Климат у нас весьма тёплый: в ландшафте преобладают болота, нередки извержения вулканов – в качестве тех самых неожиданных событий. Имена же доступных для игры «цивилизаций» и их лидеров мало что скажут любителю палеонтологии: особо радикально они между собой не отличаются, хотя авторы рекомендуют начинающим игрокам выбирать расу Аалу – она начинает свой эволюционный путь на обширном острове, а потому на некоторое время защищена от агрессии соседей. В конце концов, космических кораблей динозавры не строят: единственный способ выиграть – за 400 с лишним ходов, каждый из которых соответствует миллиону лет, одержать внушительную военную победу.

2) Atlantis (Мик Ул) – в этот раз изменений не так уж и много: некоторые достижения и чудеса переименованы или добавлены, но даже космический корабль остался на месте. Новшество же заключается в возможности поиграть за цивилизацию атлантов, отождествлённую здесь с Минойской (пусть и расположенной в аккурат за Геркулесовыми столбами), и, начав в 9970 г. до н.э., к 2000 г. н.э. (один ход равняется 30-ти годам) успешно захватить весь мир или же колонизировать Альфу Центавра. Разумеется, при этом нужно будет отдельно справляться со всеми вызовами стихии – хотя можно взять под своё управление и более предсказуемых греков, шумеров или египтян (а вот за «лемуриан», «африканцев» или «европейцев» авторы играть не рекомендуют).

3) Ice Planet (Матт Биттман и Брэндон Мартин) – для разнообразия перенесёмся в далёкое будущее (3981–4981 гг.) и на ещё более отдалённую иную планету. Джарлей – мир, полностью покрытый льдом, с совершенно непривычным внешним видом – а также, разумеется, новыми технологиями, чудесами, сооружениями и боевыми единицами (даже уровни сложности названы здесь по-своему, от «астероида» до «сверхновой»). Цивилизаций всего три: туземные Вентри вынуждены бороться с агрессивными инопланетными захватчиками – расой разумных нелетающих насекомых Кидекстрианцев, стремящихся уничтожить всё на своём пути; вдобавок на этой же планете обретается колония потерпевшего кораблекрушение Галактического Отряда землян, пытающихся как можно быстрее построить новый космический аппарат и улететь домой в тёплые края.

4) Mars Now! (Джон Поссиденте) – ещё одна инопланетная история, которая отчасти предвосхищает грядущую «Alpha Centauri» Сида Мейера и Брайана Рейнольдса. Шесть земных правительств отправили свои экспедиции на колонизацию Красной планеты; увы, вскоре связь с Землёй по какой-то непонятной причине прервалась – и между различными группами людей начались междоусобицы, усугубляющиеся явной нехваткой ресурсов, в особенности воды. Как можно догадаться, типы ландшафта здесь полностью обновлены, так же как и все юниты и многие другие стратегические достижения; задачей же любой из примарсившихся фракций человечества (включая русских В. Терешковой и даже украинцев некоего Алекса – должно быть, Александра Георгиевича? – Ивченко) оказывается либо уничтожить братьев-конкурентов, либо – что всё-таки куда более интересно – восстановить связь с материнской планетой и выяснить, что же там всё-таки произошло (седьмая сторона, также вполне играбельная, – марсиане, да). На всё про всё даётся 400 ходов (они же годы – летоисчисление стартовало заново с единицы).

5) Master of Magic, Jr. (Кен Берд) – один из сценариев, вдохновлённых другими стратегическим играми MicroProse: ход весьма интересный, который может одинаково понравиться поклонникам как «Civilization II», так и не менее легендарной «Master of Magic» – тем более что официального продолжения этой последней мы так и не дождались, а создатель карты Кен Берд как-никак принимал участие и в разработке оригинальной игры). Разумеется, жить и работать нам предстоит на Арканусе – в мире, очень напоминающем Средневековую Землю, но только с магией, изучение которой полностью заменило дерево научных исследований. Каждая из пяти доступных цивилизаций специализируется в одной из школ волшебства: жизни, природы, колдовства, смерти или хаоса; многие боевые единицы представляют собой не что иное, как вызванных из иных измерений фантастических существ; все городские улучшения и чудеса света были соответствующим образом переименованы, – короче говоря, знатоки «Властелина магии» почувствуют себя здесь как дома. Цель одна: начав в январе 1400 г. по местному летоисчислению, к концу 1440-го остаться единственной цивилизацией Аркануса (один ход равняется месяцу).

6) Master of Orion, Jr. (Кен Берд) – ещё одна знаменитая соседка пришла навестить мир «Civilization II». Результатом дружеского визита стал один из самых интересных и оригинальных сценариев, в котором бороздить своими юнитами придётся настоящие просторы космоса – не всё ведь по континентам шагать да по морям плавать. Роль «городов» теперь исполняют планетные системы, а населяют их пять рас, знакомых игрокам по «Master of Orion» и отличающихся соответствующими их характеру стартовыми условиями: к примеру, клаконы могут пользоваться всеми преимуществами фундаментализма без какого бы то ни было штрафа к научным исследованиям, люди начинают игру с уже построенными ООН и Эйфелевой башней и т.д. Остальные чудеса, как и городские строения, изменений не претерпели, а вот дерево технологий и набор потенциально доступных юнитов были полностью переделаны, дабы адекватно проиллюстрировать предстоящее нам дело освоения космоса – завершить которое можно, лишь уничтожив всех соперников в период от 3500 до 4000 гг.

7) The Mythic History of Midgard (Мик Ул) – сценарий с длинным альтернативным заголовком «Трагическая история Мидгарда в Года Вторгающейся Тьмы», каковые года насчитывают 400 ходов с 15-го по 4005-й гг., а названы в честь посягнувших на земли и мир Срединной Земли злобных рас гоблинов и стиксианцев. Играть за обоих захватчиков авторы не рекомендуют: слишком просто и неинтересно (первые чересчур плодовиты, а вторые повелевают совсем уж могущественными драконами и прочими чудищами). Скорее стоит взять под своё руководство одну из более традиционных мифологических рас: людей, эльфов, мерфолков и др. Каждая цивилизация обладает своими особенностями в плане юнитов и технологий, а условием выигрыша оказывается уничтожение всех остальных (хотя разработчики намекают на наличие нескольких скрытых сюрпризов, включая и альтернативные пути к победе).

8) The New World (Мик Ул) – один из сценариев на редкую для «Fantastic Worlds» историческую тематику – изменения в правилах и технологиях минимальны сравнительно с оригиналом, зато играть мы будем на подробной карте Северной и Центральной Америки за одну из исконно их населявших цивилизаций – ирокезов, анасази, майя, ацтеков и др. Победить к 2000 г. н. э. можно как военным, так и научно-космическим способом.

9) Samurai (Мик Ул) – и снова исторический сценарий, на этот раз из жизни Средневековой Японии, оставшейся практически за бортом «Conflicts in Civilization». Нам предстоит взять на себя роль одного из даймё эпохи феодальных войн – предводителя семейств Ходзё, Тайра, Симару (вероятно, вместо Симадзу) или Минамото (оставшиеся европейцы, корейцы и даже Фудзивара к употреблению не рекомендуются). Практически все привычные технологии и сооружения остались теми же самыми или просто были переименованы, а вот к юнитам, как и можно было ожидать, прибавились самураи, ниндзя и др. На объединение Страны восходящего солнца военно-насильственным путём (строить космические корабли наши японцы, увы, не собираются) отводится всего 225 ходов, с 1301-го по 1699 годы.

10) The World of Jules Verne (Мик Ул) – весьма любопытная история, наконец-то предоставляющая нам какую-никакую альтернативу банальному «убей их всех». Конечно, начав в 1861 г. играть за Континентальный альянс Наполеона III или Английский альянс королевы Виктории (другие стороны, вроде «мусульман» Абдул-Хамида II или «азиатов» Сунь Ятсена, либо менее интересны, либо настоятельно не рекомендуются), можно всё равно пойти по пути наращивания военной мощи и прямой агрессии, – но это будет явно не по-джентльменски и тем более не по-жюльверновски. Сценарий побуждает нас к ориентации на научные исследования и – особенно – на исследования территориальные: что большая часть Африки, что вся внутренняя Южная Америка остаются для европейцев в начале игры тёмными, а в неисследованных южных морях и подавно может скрываться всё что угодно! Многие юниты обновлены и сделаны уникальными для некоторых цивилизаций, Наука с большой буквы также способна принести немало сюрпризов, ну а основной целью оказывается осуществление Полёта с Земли на Луну!

11) X-COM: Assault (Боб Эйб) – третий и последний из сценариев, вдохновлённых другими творениями компании. Перенести дух тактической игры в мир глобально-эпической стратегии не так уж и просто, но у авторов всё получилось вполне недурно: события разворачиваются в 2008 г. на Фобосе, где нашей задачей в качестве предводителя спецгруппы Альфа (технически играть за «чужих» можно, но настоятельно не рекомендуется) будет обнаружение и уничтожение восьми баз инопланетян. Ландшафт и, разумеется, доступный ассортимент войск полностью обновлены, а вот технологий, чудес и сооружений вообще нет: никакого строительства и исследования – только тактические бои!

Любительские сценарии, собранные из лучших представленных в сети проектов, ожидают нас в директории BESTNET2. Правда, на сей раз среди народных работ преобладают скорее всяческие курьёзы.

1) Battle of the Sexes (автор Брайан Д. Вассом) – буквально каждый сценарий и каждая обычная игра в «Civilization II» требует от нас выбора пола предводителя своей цивилизации. Не пора ли уже сделать так, чтобы от этого выбора реально что-нибудь да зависело? На местной карте всего два континента и две цивилизации: Женщыны (Womyn) и Мужественные Мужи (Manly Men); города первых носят названия вроде Мыльной Оперы, Универмага, Аэробики и Любовного Романа – вторые же обитают в таких местах как Спортзалы, Гриль-Бары, а также Аркадные и прочие Игры. В остальном – практически ничего нового, однако оба народа явно ждёт война не на жизнь, а на смерть...

2) Bears at Play (Майк Мак-Карт) – в этот раз все семь доступных цивилизаций представляют собой... игрушечных Медведей различных цветов; принципиальных изменений в достижениях вроде бы не наблюдается, зато все здешние юниты – плюшевые мишки самых разнообразных фасонов и конфигураций.

3) Civ-Life! (Чарльз Маджи) – похоже, автор подошёл к истории человеческой цивилизации с небывалой тщательностью, решив начать процесс эволюции с самых азов: играть нам предстоит за цивилизации Галофилов, Спирохетов, Археококков и прочих прокариотов, исследуя ДНК или Стенки клеток и производя на свет различные виды сражающихся и основывающих поселения бактерий.

4) Hidden (Антонио Леаль) – знаменитый испанский мастер, создавший опубликованные в «Conflicts in Civilization» сценарии «Атолона» и «Зевсовой холеры», снова с нами. Новая его история ожидаемо фантастична: на дворе 1500 г. н.э.; наиболее могущественной цивилизацией на Земле (а может, и не на Земле?) оказывается некая Скрытая Организация, подпавшая даже под санкции ООН с целью предотвратить её глобальное доминирование; её соперниками выступают Марсиане на НЛО, Чудики с невиданными монстрами в качестве юнитов, Революционеры, Параноики и др. Возможно, к 1949 г. вам и удастся разобраться во всей этой фантасмагории – и построить на планете Новый Порядок.

5) Mammoth (Джеф Хид) – в году 2250-м магнитное поле звезды Адания, не дававшее развиваться основанным за сто лет до этого колониям людей на гигантской планете Мамонт, наконец-то перестало действовать, – а значит, пришло время для выяснения взаимоотношений между русскими Андропова, японцами Аматэрасу, немцами Гельмута, англичанами Джона Мейджорса и др. Боевые единицы и издаваемые ими звуки, изображения городов и даже населяющих их граждан полностью обновлены: сценарий, может, и не самый оригинальный по замыслу, но один из наиболее примечательных по уровню проработки.

6) Paradise (Джеф Хид) – ещё одна история от того же автора с акцентом на традиционный геймплей в улучшенной обёртке: семь фракций человечества, от русских Екатерины Великой до индусов Ганди и испанцев Филиппа II, соревнуются в деле колонизации обильной ресурсами планеты под простым и скромным названием Рай. Новые изображения практически всех юнитов и улучшенные их звуки в наличии.

7) Santa is Coming (Майк Мак-Карт) – и снова курьёз: семь племён Санта-Клаусов (Олени, Снеговики, Клаусы, Санты, Николаи и др.) сражаются (или вступают в дипломатические отношения) в процессе исследования и завоевания сказочного зимнего мира. Боевые единицы иллюстрируются, к примеру, изображениями бородатых дедушек в красных костюмах или ездовых оленей, а вместо ресурсов по карте тут и сям разбросаны пряничные фигурки, кусочки тортика и прочие праздничные вкусности.

8) USA 2010 (Джеф Хид) – политико-футуристический сценарий, датированный 2010–2359 гг. и смотрящийся сегодня неожиданно актуально. США обратились к фундаментальным христианским ценностям, желая восстановить свою былую силу и значимость. Большая часть остального мира в попытке противостоять гегемону образовало Новый Мировой Порядок: русские Андропова объединились с канадцами и приступили к освоению Юкона; индусы под началом Индиры Ганди вступили в тесный союз с Кубой; сюда же, в Карибский бассейн, устремился и Ирак Саддама Хусейна; мексиканцы занялись гонкой вооружений и призвали на Юкатан турок... В общем, баланс весьма хрупок, будущее мира довольно туманно, – и новые мощные армии всех цивилизаций тому немалое подтверждение.

Историй, представленных нам в «Fantastic Worlds», всего 19 – на одну меньше, чем у «Conflicts in Civilization»; однако вряд ли стоит сомневаться, что они способны подарить поклонникам «Sid Meier’s Civilization II» немало часов стратегических сражений, исследований и развития поселений. Преимуществом второго дополнения оказывается и ещё более возросшее число поставляющихся в формате CD-Audio музыкальных композиций. На диске присутствуют не только 9 мелодий из оригинальной игры и добавившиеся к ним в первом аддоне 8 новых – Кевин Мантеи и Роланд Риццо сочинили для «Civ II Fantastic Worlds» ещё шесть тем, призванных проиллюстрировать некоторые из здешних сценариев, доведя тем самым общее число дорожек до 23-х! Увы, за такое обилие приходится платить: теперь на CD отсутствуют абсолютно все анимации послов других государств и видеоролики чудес света – для их отображения запускать игру необходимо с диском оригинальной игры или первого дополнения. Впрочем, можно и скопировать их на жёсткий диск в директорию с установленной «Civilization II» – и тогда ничто не помешает вам выбирать любую изо всех доступных композиций.
Автор обзора: Uka
Civilization II: Multiplayer Gold Edition, Sid Meier's Civilization II, Sid Meier's Civilization II Scenarios: Conflicts in Civilization
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.