SCOPS Software – издательское подразделение флагмана израильского игростроения 1990-х, компании Makh-Shevet, представляющее её продукцию в том числе и в экспортных вариантах. «Hup-choo: The Gorps and the Sneezing Spell» – адвенчура для пользователей возрастом 5–7 лет, преследующая скорее образовательные, чем просто развлекательные цели и выходившая явно мизерным тиражом на территории Великобритании. Увы, радостное чувство от знакомства с этим раритетом, вплоть до появления на нашем сайте в конце 2018 года отсутствовавшим в свободном доступе, несколько меркнет по причине наличия в нём одной только озвучки без субтитров и вообще каких бы то ни было текстовых сообщений, так что для того, чтобы оценить это приключение по достоинству, потребуется прокачанный навык распознавания английского на слух.
Горпы – так называются маленькие человечки, населяющие далёкую планету по имени Мелодия. Бывшую явно идиллическим местом – до того самого момента, как некий злобный волшебник чисто из вредности наслал на её жителей заклятие чихания (заголовок «Hup-Choo», собственно, и означает буквально звукоподражательное «Апчхи!»). Устав каждую минуту вынужденно совершать форсированный выдох через носоглотку, бедные мелодические горпы решают отправить одного из своих товарищей в космическое путешествие за противоядием: как узнаём мы в заставке от знакомой старушки, помочь в этой беде могут лишь плоды волшебного баобаба, семечко которого, к счастью, обнаруживается и сразу же сажается в землю, – однако секрет его роста скрывается где-то на планете под названием Земля. А поскольку маленький Кай, которому и поручена эта важная миссия, в инопланетных земных реалиях разбирается крайне плохо, он и все его друзья просят помощи у игрока (в буквальном смысле - постучав в экран с внутренней его стороны), – вот и приходится нам отправляться в путешествие по миру, попутно восстанавливая тропический лес в джунглях, сооружая иглу в Арктике, выслушивая сказания бедуинов о джиннах и занимаясь дизайном африканских масок в деревушке посреди саванны. Да, образовательный охват у «Hup-choo: The Gorps and the Sneezing Spell» довольно-таки широк: тут вам и зоология, и этнография.
Главное меню встречает нас множеством значков – напомним, без единой подписи: услышать их назначение можно, нажав на изображение ангелочка по имени Дасти, здесь и далее отвечающего за внутриигровую помощь в отношении интерфейса. Деревце над ним выведет список разработчиков; иконка дискеты в левом нижнем углу позволит сохранить игру (в одну из пяти ячеек, красующихся по центру внизу); шарик сверху повторно продемонстрирует вступительный ролик; три кнопки слева выставят желаемый уровень сложности для местных загадок (как раз примерно для возраста соответственно пяти, шести и семи лет); правый нижний плод поможет выйти в систему; ну а для начала собственно игры нажать следует на крупном изображении Земли в центре: его вы никак не пропустите. После этого нам предстоит выбрать один из пяти доступных регионов для посещения: Амазонку, восток Северной Америки, Гренландию, Египет и Центральную Африку.
Путешествовать по этим частям света можно в любом порядке, возвращаясь в главное меню нажатием на глобус в левом нижнем углу основного экрана: во всех точках планеты изображение локации занимает пространство по центру, обрамлённое со всех сторон панелью управления. Сверху размещается одно только наименование текущего региона: «Лес», «Саванна», «Пустыня» и т. д. (надо заметить, это единственный текст в игре, если не считать титров). Правая часть рамки пуста; на левой, помимо упомянутого уже глобуса, находится телефон (назначение его несколько странное: напоминать - путём звонков от различных игровых персонажей - о незавершённых делах на тех локациях, которые мы уже некоторое время как покинули, забыв вернуться), книга (для подсветки активных точек, – впрочем, доступна эта функция далеко не всегда), а также шкала с различными оттенками цветов, при помощи которой можно менять окраску некоторых предметов на текущем экране (ещё одно странное и практически бесполезное занятие, ибо работает оно редко и для успешного завершения игры нисколько не требуется). На нижней рамке расположены более важные вещи: значок с ангелочком для помощи в деле управления; видеокамера для просмотра FMV-вставок из фрагментов документальных фильмов образовательного плана, по одному на каждую локацию; необычная панелька с ползунком для уменьшения размера Кая (пригодится в двух случаях для решения загадок); а также ещё одно устройство, к которому мы будем обращаться чаще всего, – коммуникатор для экстренной связи с оставшимися на Мелодии друзьями-горпами, знакомыми нам по вступительному ролику. Каждый из них отвечает за предоставление нам помощи в одном из регионов Земли, а по мере успешного завершения заданий мы будем видеть в том же коммуникаторе, как посеянный нами баобаб постепенно превращается в могучее дерево.
Визуальная часть «Hup-choo: The Gorps and the Sneezing Spell» особых эмоций не вызывает; картинка вполне чёткая, но реалистичная и немного блёклая: в случае с детским проектом, пожалуй, яркая и «мультяшная» графика ничуть бы не помешала. Озвучка скорее недурна, а музыка так и вовсе не заслуживает ничего, кроме похвалы, радуя слух этнографическими мотивами. Диалоги можно пропускать нажатием правой кнопки мыши – рискуя, правда, упустить что-то важное из условий поставленной перед Каем задачи, – увы, в отличие от беспрестанных чиханий, которыми, как известно, пока ещё страдают все горпы и которые явно успеют вам надоесть по мере добровольно-принудительного общения с земляками (к счастью, нашего протагониста этот недуг не касается, ибо он на данный момент находится далеко за пределами Мелодии).
Собственно игровой процесс заключается в решении головоломок и мини-игр, представленных в каждом из пяти регионов Земли в количестве трёх-пяти штук. Как правило, первым делом нам предстоит отыскать в Арктике, в тропическом лесу или в саванне пропавших (или заколдованных) представителей местной фауны, расставляя их на подходящие места (в зависимости от выбранного уровня сложности: по контуру, помещая пропавшие линии на очертания фигур, разглядывая уменьшенные их образы через лупу и др.). Дальнейшие задания более оригинальны и разнообразны: сортировка коз и овец на пастбище бедуинов; прохождение лабиринта в пчелином улье нажатием на кнопки со стрелками; подготовка ледяных блоков для строительства иглу путём размещения их на санях сообразно количеству запряжённых в них ездовых собак; вышивание разноцветного узора по канве; доставление потерявшихся бельков маме-тюленихе последовательными прыжками по проносящимся в реке льдинам, – и многое другое. К счастью, даже для прохождения, казалось бы, откровенно аркадных фрагментов никаких действий на скорость реакции предпринимать не придётся, – всё вполне просто и доступно даже дошкольнику: упасть в воду с упомянутых льдин или ещё как-либо «проиграть» здесь нельзя, а, скажем, для успешной ловли рыбы нужно просто нажимать удочкой на мирно проплывающих под водой существ. Зато лишний раз повторим, что без какого-никакого понимания англоязычной речи, увы, не обойтись, ибо голосом в игре подаётся не только сюжет, но и условия некоторых задачек (например, животные в джунглях подробно сообщают, в каком именно месте леса они обитают, – конечно же, не так уж и сложно дойти до правильного решения банальным методом проб и ошибок, но удовольствие от такого прохождения будет явно не тем).
А значит, порекомендовать «Hup-choo: The Gorps and the Sneezing Spell» стоит, помимо коллекционеров редкостей и игр израильского производства, прежде всего детям, ещё не совсем умеющим читать, но зато желающим потренироваться в восприятии английского языка на слух и заодно немного узнать о животных и народностях различных частей света.
Горпы – так называются маленькие человечки, населяющие далёкую планету по имени Мелодия. Бывшую явно идиллическим местом – до того самого момента, как некий злобный волшебник чисто из вредности наслал на её жителей заклятие чихания (заголовок «Hup-Choo», собственно, и означает буквально звукоподражательное «Апчхи!»). Устав каждую минуту вынужденно совершать форсированный выдох через носоглотку, бедные мелодические горпы решают отправить одного из своих товарищей в космическое путешествие за противоядием: как узнаём мы в заставке от знакомой старушки, помочь в этой беде могут лишь плоды волшебного баобаба, семечко которого, к счастью, обнаруживается и сразу же сажается в землю, – однако секрет его роста скрывается где-то на планете под названием Земля. А поскольку маленький Кай, которому и поручена эта важная миссия, в инопланетных земных реалиях разбирается крайне плохо, он и все его друзья просят помощи у игрока (в буквальном смысле - постучав в экран с внутренней его стороны), – вот и приходится нам отправляться в путешествие по миру, попутно восстанавливая тропический лес в джунглях, сооружая иглу в Арктике, выслушивая сказания бедуинов о джиннах и занимаясь дизайном африканских масок в деревушке посреди саванны. Да, образовательный охват у «Hup-choo: The Gorps and the Sneezing Spell» довольно-таки широк: тут вам и зоология, и этнография.
Главное меню встречает нас множеством значков – напомним, без единой подписи: услышать их назначение можно, нажав на изображение ангелочка по имени Дасти, здесь и далее отвечающего за внутриигровую помощь в отношении интерфейса. Деревце над ним выведет список разработчиков; иконка дискеты в левом нижнем углу позволит сохранить игру (в одну из пяти ячеек, красующихся по центру внизу); шарик сверху повторно продемонстрирует вступительный ролик; три кнопки слева выставят желаемый уровень сложности для местных загадок (как раз примерно для возраста соответственно пяти, шести и семи лет); правый нижний плод поможет выйти в систему; ну а для начала собственно игры нажать следует на крупном изображении Земли в центре: его вы никак не пропустите. После этого нам предстоит выбрать один из пяти доступных регионов для посещения: Амазонку, восток Северной Америки, Гренландию, Египет и Центральную Африку.
Путешествовать по этим частям света можно в любом порядке, возвращаясь в главное меню нажатием на глобус в левом нижнем углу основного экрана: во всех точках планеты изображение локации занимает пространство по центру, обрамлённое со всех сторон панелью управления. Сверху размещается одно только наименование текущего региона: «Лес», «Саванна», «Пустыня» и т. д. (надо заметить, это единственный текст в игре, если не считать титров). Правая часть рамки пуста; на левой, помимо упомянутого уже глобуса, находится телефон (назначение его несколько странное: напоминать - путём звонков от различных игровых персонажей - о незавершённых делах на тех локациях, которые мы уже некоторое время как покинули, забыв вернуться), книга (для подсветки активных точек, – впрочем, доступна эта функция далеко не всегда), а также шкала с различными оттенками цветов, при помощи которой можно менять окраску некоторых предметов на текущем экране (ещё одно странное и практически бесполезное занятие, ибо работает оно редко и для успешного завершения игры нисколько не требуется). На нижней рамке расположены более важные вещи: значок с ангелочком для помощи в деле управления; видеокамера для просмотра FMV-вставок из фрагментов документальных фильмов образовательного плана, по одному на каждую локацию; необычная панелька с ползунком для уменьшения размера Кая (пригодится в двух случаях для решения загадок); а также ещё одно устройство, к которому мы будем обращаться чаще всего, – коммуникатор для экстренной связи с оставшимися на Мелодии друзьями-горпами, знакомыми нам по вступительному ролику. Каждый из них отвечает за предоставление нам помощи в одном из регионов Земли, а по мере успешного завершения заданий мы будем видеть в том же коммуникаторе, как посеянный нами баобаб постепенно превращается в могучее дерево.
Визуальная часть «Hup-choo: The Gorps and the Sneezing Spell» особых эмоций не вызывает; картинка вполне чёткая, но реалистичная и немного блёклая: в случае с детским проектом, пожалуй, яркая и «мультяшная» графика ничуть бы не помешала. Озвучка скорее недурна, а музыка так и вовсе не заслуживает ничего, кроме похвалы, радуя слух этнографическими мотивами. Диалоги можно пропускать нажатием правой кнопки мыши – рискуя, правда, упустить что-то важное из условий поставленной перед Каем задачи, – увы, в отличие от беспрестанных чиханий, которыми, как известно, пока ещё страдают все горпы и которые явно успеют вам надоесть по мере добровольно-принудительного общения с земляками (к счастью, нашего протагониста этот недуг не касается, ибо он на данный момент находится далеко за пределами Мелодии).
Собственно игровой процесс заключается в решении головоломок и мини-игр, представленных в каждом из пяти регионов Земли в количестве трёх-пяти штук. Как правило, первым делом нам предстоит отыскать в Арктике, в тропическом лесу или в саванне пропавших (или заколдованных) представителей местной фауны, расставляя их на подходящие места (в зависимости от выбранного уровня сложности: по контуру, помещая пропавшие линии на очертания фигур, разглядывая уменьшенные их образы через лупу и др.). Дальнейшие задания более оригинальны и разнообразны: сортировка коз и овец на пастбище бедуинов; прохождение лабиринта в пчелином улье нажатием на кнопки со стрелками; подготовка ледяных блоков для строительства иглу путём размещения их на санях сообразно количеству запряжённых в них ездовых собак; вышивание разноцветного узора по канве; доставление потерявшихся бельков маме-тюленихе последовательными прыжками по проносящимся в реке льдинам, – и многое другое. К счастью, даже для прохождения, казалось бы, откровенно аркадных фрагментов никаких действий на скорость реакции предпринимать не придётся, – всё вполне просто и доступно даже дошкольнику: упасть в воду с упомянутых льдин или ещё как-либо «проиграть» здесь нельзя, а, скажем, для успешной ловли рыбы нужно просто нажимать удочкой на мирно проплывающих под водой существ. Зато лишний раз повторим, что без какого-никакого понимания англоязычной речи, увы, не обойтись, ибо голосом в игре подаётся не только сюжет, но и условия некоторых задачек (например, животные в джунглях подробно сообщают, в каком именно месте леса они обитают, – конечно же, не так уж и сложно дойти до правильного решения банальным методом проб и ошибок, но удовольствие от такого прохождения будет явно не тем).
А значит, порекомендовать «Hup-choo: The Gorps and the Sneezing Spell» стоит, помимо коллекционеров редкостей и игр израильского производства, прежде всего детям, ещё не совсем умеющим читать, но зато желающим потренироваться в восприятии английского языка на слух и заодно немного узнать о животных и народностях различных частей света.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
Израиль - Язык:
עברית
English