Мне не до сна - палач придёт на рассвете
И звук шагов за дверью бьёт, словно нож,
Но в клетку входит не гонец верной смерти
А в рясе чёрной Святая Ложь.
Святой отец принёс во тьму слово божье
И вечной жизни мне сулил чудеса:
"Ты смертник, и вернуться к Богу ты должен", -
Шептал священник и лгал в глаза:
"Кайся, сын. Земная жизнь - прелюдия к другой
На стене своей тюрьмы увидишь лик святой!"
И звук шагов за дверью бьёт, словно нож,
Но в клетку входит не гонец верной смерти
А в рясе чёрной Святая Ложь.
Святой отец принёс во тьму слово божье
И вечной жизни мне сулил чудеса:
"Ты смертник, и вернуться к Богу ты должен", -
Шептал священник и лгал в глаза:
"Кайся, сын. Земная жизнь - прелюдия к другой
На стене своей тюрьмы увидишь лик святой!"
"La Abadia del Crimen" - одна из тех игр, ради которых действительно стоило бы скачать эмулятор либо спаять или купить реальный ZX Spectrum: она одновременно уникальна и эксклюзивна. Данная игра, изначально мультиплатформенная и выпущенная на испанском языке, только в своём воплощении для данной платформы была переведена на русский язык, - так что если хотите пройти её именно на нём, то без эмулятора не обойтись.
Итак, встречайте: графический (но с серьёзной текстовой составляющей) квест по роману Умберто Эко "Имя розы", созданный испанским программистом Пако Менендесом. На ZX Spectrum игра была выпущена компанией Opera Soft в 1988 году, а в страны бывшего СССР попала в начале 1990-х: местные хакеры быстро адаптировали её к системе TR-DOS, так что распространялась она на пятидюймовых дискетах, - но так как это была оригинальная испаноязычная версия, то, скорее всего, вряд ли кто-то из наших соотечественников отваживался в неё играть дольше пяти минут. Однако в конце концов нашлись добрые люди, осуществившие перевод на русский язык; случилось это знаменательное событие в 1996 году.
При первом взгляде на эту игру человек, знакомый с ZX Spectrum, может испытать самый настоящий шок, ибо трудно представить, что на данной платформе такое возможно. Чтобы пояснить на примере, вспомним известный квестовый сериал "Dizzy". Что открывается взору игрока при запуске любой его части? Некая карта, на которой протагонист совершенно один, за исключением кучки летающих/плавающих в пределах одной локации врагов и еще статичных родственников, которые никак не перемещаются, а являются такой же частью пейзажа, как куст или колодец. Иными словами, мир статичен: если оставить управление, то ничего не произойдёт и "ждать" нашего "возвращения" будут в буквальном смысле вечно. Торопиться тоже некуда: предметы можно собирать в любое время и в любой последовательности.
В "Аббатстве преступлений" всё не так. Это действительно живой мир: большая изометрическая карта, по которой то и дело снуют персонажи, живущие своей жизнью, выполняющие свои дела, взаимодействующие с предметами и способные даже отнять их у протагониста. Здесь нельзя "щёлкать клювом", потому что нас никто не ждёт: даётся лишь 7 дней и 7 ночей. И время это дозволено провести как угодно: можно выполнить свою миссию, но не возбраняется и просто "провалять дурака", принимая участие в этом мистическом захватывающем мультфильме. Сутки в игре разделены на четыре условных части: утро, обед, вечер и ночь. Эти периоды циклически сменяют друг друга; персонажи не сидят на месте, а ходят по карте, у них есть занятия, они иногда даже ищут героя, чтобы переговорить с ним. Мы тоже не имеем полной свободы - то есть не можем, когда захочется, отправиться в любое место и гулять там сколько заблагорассудится, а вынуждены участвовать в жизни монастыря и подстраиваться под неё. Исследовать карту, взаимодействовать с персонажами и предметами разрешается только в свободное время, - если игнорировать распорядок, то нас просто выгонят. Всё это трудно, но весьма интересно.
Немного о сюжете. Действие происходит в XIV веке в итальянском аббатстве. Интересный ход: во время загрузки - на заставке - мы видим некоего старца, который из последних сил что-то пишет, а после завершения данного процесса нашим глазам предстаёт сделанная им запись, но послание обрывается на самом интересном месте. Старец очень хотел рассказать что-то важное о тех временах, когда сам был юношей и путешествовал со своим учителем. Хотел, но, видимо, не успел; игра переносит нас как бы в прошлое этого человека, и герою теперь придётся непосредственно участвовать в событиях, о которых тот так хотел поведать, и творить его историю своими руками. Причём управлять мы будем сразу двумя персонажами: по большей части учителем, братом Гильермо, но также и его учеником.
Брат Гильермо - францисканский монах. Но не простой, а, скажем так, с "задатками" настоящего частного детектива. Его тайно пригласил в аббатство настоятель, - и на то есть веские причины: здесь начало твориться что-то мистическое и ужасное. Уж не пытается ли кто-то из братьев заигрывать с дьяволом? И не пора ли кого-нибудь из них отправить в руки святой инквизиции? Со всем этим как раз и предстоит разобраться герою и его ученику. Но расследование должно быть тайным: о том, что брат Гильермо не только монах, но по совместительству ещё и "сыщик", знать не должен никто, кроме настоятеля. Поэтому протагонисту (под нашим управлением) придётся маскироваться и жить как все - обычной монашеской жизнью.
Последнее предполагает исполнение указаний аббата, пребывание в ночной период в своей келье (да, конечно...), участие в общих утренних и вечерних молитвах и обеденных трапезах. Планировка аббатства местами весьма запутанная, поэтому заблудиться здесь очень легко. К счастью, ученик Гильермо - малый весьма шустрый: он всегда знает, когда вдруг нужно всё бросить и бежать. А равно ему известно и верное направление, - видимо, раньше юноше доводилось бывать в этом монастыре. Во время молитвы и обеда Гильермо должен занять определённое место в локации, сначала обнаруживаемое с помощью логики и метода тыка, а впоследствии запоминающееся.
Действие начинается у ворот: Гильермо и ученик заходят в них, после чего встречаются с настоятелем. Он отводит их в келью, причём довольно запутанным путём (поначалу даже легко отстать), и попутно рассказывает о творящихся здесь событиях. Обратите внимание на интересный момент: аббату не нравится, когда от него отстают, и вследствие этого у нас снижается... нет, не энергия, - здесь её роль исполняет параметр "Послушание". Впрочем, если изучить (или, что интереснее, нарисовать самостоятельно) карту, запомнив все повороты и маршруты, то об этой угрозе можно забыть.
Завершение игры наступает в следующих случаях:
- параметр "Послушание" у Гильермо достиг нулевой отметки;
- главный герой "прогулял" молитву или трапезу;
- настоятель "застукал" его во время ночных прогулок;
- брат Гильермо погиб, пав жертвой какой-либо мистической угрозы.
Для облегчения игрового процесса имеется система моментальных сохранений и загрузок (под первые отводится целых восемь "слотов"), - что для ZX Spectrum, вообще говоря, нонсенс. Текущая позиция моментально сохраняется в оперативную память и точно так же из неё загружается. В наш век, конечно, можно про это забыть и пользоваться средствами эмулятора (например, Spectaculator). Пренебрегать данной опцией не стоит, ибо введена она в игру совсем не просто так. Можно, например, сохраниться перед сытным обедом, а сразу после приёма пищи отправиться в одно крыло аббатства, тщательно там всё изучить, "проштрафиться", проиграть, - и потом загрузиться и пойти обследовать другое крыло. Но для того, чтобы получить от процесса настоящее удовольствие, лучше всего досконально изучить карту, - это даст возможность свободно ориентироваться и не зависеть от познаний своего ученика. Как уже было отмечено выше, интереснее всего создавать её самостоятельно: наблюдать за жизнью монахов, делать свои открытия, находить тайные проходы и т. д.
Кстати, об упомянутом наблюдении: это ещё одна особенность игры, без использования которой её - как минимум по-честному - не пройти. Если оставить управление и ничего не делать, то иногда нам покажут, чем занимаются остальные персонажи. Чаще всего что-то интересное удаётся увидеть, если "застыть" сразу после смены очередного времени суток или выхода ночью из кельи. Например, в самом начале игры можно сохраниться после того, как настоятель доведёт вас до кельи: подождите, пока ученик не отправится на вечернюю молитву, но не бегите за ним, а уберите руки с клавиатуры, - тогда вам покажут мультик. Подобные "ролики" помогают понять карту, маршруты, выяснить, кто из персонажей за что отвечает, в какой день (ночь) что происходит.
Управление осуществляется следующим образом:
K - поворот против часовой;
L - поворот по часовой;
A - движение вперёд Гильермо (в свободное время ученик идёт рядом);
Z - в свободное время этой клавишей (+K/L) можно управлять учеником;
Space - взять, положить предмет (по слотам они распределяются сами);
Enter - открытие карты и пауза одновременно. Работает не только с главными героями, но и во время "мультиков", что позволяет обнаруживать всякие скрытые проходы и т. п.
После вечерней молитвы и возвращения в келью следует вопрос ученика о том, будете ли вы спать; можно ответить утвердительно ("S") или продолжить бодрствовать ("N"), отправившись на поиски приключений. При этом разрешается сразу же выйти из помещения и просто ждать: через некоторое время в соседней локации промелькнёт настоятель, а вскоре добежит до нас и выгонит. Вместе с тем можно засечь время, по истечении которого он просыпается и выбегает нас искать, - так проще ориентироваться. От аббата также реально бегать кругами по карте: главное - не попасться ему на глаза. Но узнать, где сейчас он находится и куда бежит, невозможно, - это приходит только с опытом и интуицией. Некоторыми ночами нужно гулять и "что-то делать" (предварительно попытавшись посмотреть, нет ли "мультика", - а потом загрузиться и отправиться на ночную прогулку), тогда как в других случаях лучше спать, ибо особых дел нет, - но такое встречается нечасто. Возвращаться после наступления темноты в келью не обязательно; главное - не попасться настоятелю, ибо в это время суток он злой. Но, как только наступает утро и ученик зовет нас на молитву, главу аббатства можно уже не опасаться.
Некоторые предметы может подбирать только ученик (он же их впоследствии и переносит), - данное действие осуществляется автоматически, без использования "пробела". Часто персонажи игнорируют послушника, сосредотачивая внимание на Гильермо, - и этим можно воспользоваться, приказав нашему помощнику что-нибудь стащить.
В начале игры у вас есть один предмет - очки. В первую же ночь их украдут, причём избежать этого нельзя: смиритесь, потом всё равно найдёте пропажу. Но если пораскинуть мозгами, то воспользоваться ими можно и раньше - и кое-что прочитать. Правда, при таком раскладе вас выгонят, но зато будет интересно. Здесь вообще большое разнообразие всяких ситуаций, порой даже вызывающих ассоциации с играми-"песочницами", - в этом, собственно, и состоит чуть ли не главное достоинство игры. Порой дело доходит до смешного: например, время молиться, а одного из монахов всё нет и нет; можно плюнуть и удрать на прогулку, хотя в этом случае вам, скорее всего, укажут на дверь.
По меркам платформы графика здесь просто замечательная: перспектива обзора изометрическая, все персонажи разные и прорисованы явно с любовью. Дабы избежать так называемого "клэшинга атрибутов", авторы решили использовать двухцветную графику, - но цвета меняются в зависимости от времени суток и местности. На основной карте днём сине-жёлтая гамма, ночью сине-чёрная; в библиотеке днём сине-белая - и т.д. Звуковое сопровождение ненавязчивое: шаги, хлопки дверей. Во время "мультиков" играет музыка. Обратите внимание, что предназначена игра для запуска лишь на компьютерах со 128 килобайтами оперативной памяти.
Объективности ради стоит отметить и пару недостатков. Так, при переходе на другую локацию меняется ракурс, а на клавишу поворота лучше нажимать поувереннее, т.е. не отпускать её сразу, а дождаться, пока персонаж выполнит данное действие. "Лишнюю" траекторию он в любом случае не покроет, - просто если коснуться кнопки быстро, то от программы может не последовать ответной реакции.
Впрочем, "La Abadia del Crimen" настолько выделяется среди других игр для ZX Spectrum, что ей можно простить любые недостатки, - остаётся только пожалеть, что на таком интересном, интерактивном, чуть ли не "песочном" движке для этого компьютера не было создано других игр. Хотя, может, "ещё не вечер"?..
Только в плане наличия перевода на русский язык! Всё же, хочется надеяться, когда-нибудь таковой доберётся и до других платформ...
Всё-таки - в соавторстве с художником Хуаном Дельканом. Последний давно уже живёт в США, прославился в своей области и даже именуется в Google-поиске "сетевая знаменитость". А вот Пако, к сожалению, скончался в возрасте всего 34 лет, если я не ошибаюсь.
Поначалу за жизнью аббатства просто интересно (а со временем становится и полезно) наблюдать, чем я и был занят в пробное прохождение, особо не вмешиваясь в события, изучая обстановку, подстраиваясь под график и мирно являясь на переклички. В итоге по истечении семи дней был отправлен домой с 76% прохождения. «Огромный» (условно, конечно, в силу известных ограничений) улей священнослужителей существует сам по себе и даже в рамках 7-8 представленных монахов сценки с ними не успевают наскучить.
Вообще геймплей мне поразительно напомнил другой шедевр со Спектрума (да и не только с него), а именно The Great Escape. Очевидно, что гишпанцы многое взяли от британских разрабов: те же ночные противозаконные вылазки, тот же выверенный режим дня, те же проверки и построения, тот же отход ко сну, тот же кредит доверия и тот же, в конце концов, злобный комендант лагеря (читай настоятель).
К монохромной палитре спектрумовской версии, где преобладает синий цвет, по первости пришлось привыкать, но со временем влился, ибо опыт имелся, хотя самый симпатичный вариант получился там, где игра изначально и была задумана, т.е. на Amstrad'е. Здесь палитра подобрана весьма гармонично и даже ночь не превращает происходящее на экране в кашу, что, к сожалению, нельзя сказать с уверенностью об остальных платформах.
Напоследок порекомендую всем любителям подобного жанра ремейк 2016-ого года, где уже легко узнать всех героев фильма, да и событийно игра стала значительно богаче, визуально цитируя целые куски первоисточника. Получи Пако Менендес одобрение с правом на использование имен и названий от Умберто Эко в 1987-м, кто знает, какого успеха могло добиться "Аббатство преступлений" еще в те годы, если даже без этого стало вехой в Золотой век испанской индустрии компьютерных игр.
И справедливости для — игра, как и большинство операсофтовского наследия, является мультиплатформой.
И есть ремейк.