Когда-то RTS о Второй мировой нескончаемой канонадой гремели на мониторах. Теперь же на виртуальных полях битвы самой масштабной из войн воцарилась тишина… К «тишине» напрашивается «мёртвая», но упомянутые стратегии ещё подают редкие признаки жизни в виде Sudden Strike 4 и Steel Division: Normandy 44. Даже если брать жанр в отрыве от сеттинга самой разрушительной из всех войн человечества, он как вид на грани полного исчезновения… Конечно, грустно это всё, но слишком многое изменилось с тех пор, как мы в последний раз влезали в люки наших компьютерных танков, поэтому вера в безоблачное будущее RTS тонка, как тающий в огне оловянный солдатик…
В теперь уже очень далёком 2004-м венгерская компания StormRegion после успеха первой своей игры — курьёзной стратегии S.W.I.N.E., повествующей о войне кроличьего народа против свинских (в буквальном смысле) захватчиков, — выпустила уже серьёзную (в плане сеттинга) Codename: Panzers - Phase One, где война уже шла не в Морковляндии, а в нашем с вами мире, охваченном пожаром мировой войны, развязанной кликой одного нехорошего австрийского художника. Воевать предстоит в трёх кампаниях: СССР, Германия и Союзники. В первой мы берём на себя роль Александра Владимирова и пройдём вместе с ним до самого Рейхстага. Вторая, за Ганса фон Гребеля, окончится в Сталинграде. Ну а третья, за американца Джеффри Уилсона, перенесёт нас в Западную Европу. Боевые дороги трёх разных персонажей сопровождаются отличной графикой и спецэффектами, весьма недурственно смотрящимися и по нынешним временам. Звук не отстаёт, убедительно передавая грохот и лязг сражений. Вот только анимация могла бы быть и получше, — и это не придирчивый взгляд из будущего, избалованный изысками новых технологий, а объективное замечание, которое давали и на момент релиза. Музыка появляется только во время брифингов, на нужный лад не настраивает, так как звучит весьма «стандартно», будто её, опомнившись, написали в последний момент, чтобы игра не была совсем уж без неё. До обиды жаль: очень не хватает тревожно-пафосных композиций, когда на горизонте появляется армада немецких танков, идущих на прорыв твоих укреплений, или триумфального звона фанфар в момент штурма последнего оплота нацистов. Резюмируя: RTS получилась замечательная, была обласкана игрожуром и рядовыми игроками. Увы, но удержать успех венгры не сумели: последние их творения едва дотягивали до середняка, чему причиной было нежелание выходить на новый уровень, предпочитая действовать по старой модели, тогда как на рынке уже господствовали «В тылу врага 2» и Company of Heroes.
Пожалуй, основным преимуществом Codename: Panzers - Phase One является выверенность геймплея, которой так остро недостаёт другим представителям жанра. Секрет прост: здесь нет «стеклянных пушек». Баланс построен так, что игрок не боится рисковать пехотой и танками; потерять из-за каприза случая (читай: невменяемый баланс, ставший бичом не одной RTS) единицу, набравшую ценный опыт, было бы до невозможности обидно. Смелые вылазки к врагу не заканчиваются мгновенной грудой обугленного металлолома или подбитыми гусеницами, что для обездвиженной боевой машины зачастую оборачивается той самой кучей горелого железа. Здесь можно откатиться назад и починиться у ремонтной машины или базы снабжения. Учитывая то, что заводов и казарм, штампующих войска прямо на поле боя, в игре нет, а доступны только те юниты, что были выбраны в начале миссии, и редкие подкрепления по воле сюжета, — это очень положительно сказывается на динамизме и разнообразии тактик, избавляя от боязни действия и власти неадекватного рандома. Но это не значит, что бои не требуют осторожности, — прямолинейный раш быстро захлебнётся, ресурсы для ремонта небесконечны, а войска врага показателями здоровья/брони не уступают аналогичным юнитам игрока. Просто тут, зазевавшись или попав врасплох, не нужно прибегать к загрузке, а можно отступить на ремонт. Тогда как, например, в «Блицкриге» почти любое попадание по вам смертельно, а во второй части в большинстве миссий ремонт и вовсе убрали, что делает даже незначительное повреждение техники провалом всей операции; ко всему прочему, противник отлично видит и бьёт далеко из «тумана войны», превосходя самые дальнозоркие юниты под нашим командованием, даже если у него жалкий Panzer II против СУ-85 у игрока. Не говоря уж о пехоте, которая поголовно вооружена противотанковыми гранатами, что полнейший абсурд! Поэтому танк как средство прорыва полностью лишается смысла, сдавая роль связке снайпер-артиллерия. Ещё одной натянутой на глобус баланса совой бывает утроенное количество HP («полоска жизни/брони») врага, что превращает танковые дуэли во что-то такое, отчего любого разбирающегося в военной технике хватил бы удар: монструозный ИС-2 в «В тылу врага 2» с тридцати попавших в Panzer IV бронебойных и фугасных снарядов не может его подбить, тогда как он без труда разваливает ИСа. Да что там дотошные ревнители ТТХ — даже обычному игроку дико видеть такую чушь! Codename: Panzers - Phase One, при всех её условностях, этого всего избежала, поставив во главу угла динамичный аддиктивный геймплей, а не безумный хардкор, основанный на идиотских ограничениях.
Баланс миссий выше всяких похвал: геймдизайнеры свой хлеб не ели даром, а тестеры действительно работали, выискивая золотую середину сложности и играбельности. Прохождение не ставит перед игроком утомительных задач, не заставляет нервно тыкать по мини-карте, пытаясь успеть отбить атаки по всем направлениям, таймер, если он встречается в некоторых заданиях, не напрягает нехваткой драгоценных минут. Решают не удача, перебор десятков тактик и использование багов/затыков ИИ (коих здесь совсем нет), а умение, аккуратность, неторопливость: выехали к врагу, отстрелялись, откатились назад. А если и встречаются трудности, то, спустя пару попыток, находится верная тактика, позволяющая остановить многократно превосходящего врага. Также радует незатянутость миссий, длятся которые самое большое — час. Поэтому проходить их интересно даже на самом высоком уровне сложности, причём вообще не прибегая к сохранению/загрузке. Из наиболее понравившихся отмечу: «Операцию „Конрад“», где мы должны отбить грандиозное наступление немцев и перейти в контратаку; штурм войсками РККА Будапешта, каждая улица которого начинена гитлеровцами, в «Что? Вы — женщина?!» (орфография первоисточника сохранена); и немецкую «Т-34», целью которой, как прямо сказано, является похищение легендарного советского танка.
Ну а теперь о танках, что рефреном проходят через всю игру. Их тут щедрое разнообразие! От малюток Panzer I/Т-26 до исполинских «Королевских Тигров» и ИС-2. Дополняет их артиллерия в лице «Катюш», ИСУ-152, такой экзотики, как впечатляющий «Штурмтигр», и нескольких экземпляров поскучнее. Как уже прикинули тактику опытные командиры виртуальных боёв: вперёд идут танки, а артиллерия поодаль за ними. Бронемашины, ПТО, гаубицы на тягачах сразу же, как только это становится возможным, заменяются танками, реактивными миномётами или САУ. А вот с «царицей полей» — пехотой можно не расставаться до самого конца кампании. Взвод снайперов, гранатомётчиков/бронебойщиков, пулемётчиков и миномётчиков способен бросить вызов любому врагу. Стрелки не нужны, когда есть пулемёты, огнемётчики как бойцы короткой дистанции слишком рискуют, ну а танкисты вне танка обречены. Говоря о представленной в игре пехоте, нельзя не упомянуть о таком её юните, как герой, который представлен тем человеком, чью кампанию мы выбрали. Он имеет больший радиус видимости и значительно сильнее обычных солдат, но не настолько, чтобы им одним можно было бесстрашно атаковать врага численностью больше двух пехотных отрядов. А если сделать его командиром техники, боевые качества последней многократно увеличиваются. Если герой погибнет, миссия будет провалена, так что беречь его (и не только его, но и другие войска, так как они получают ветеранство, дающее увеличение показателей урона и переходящее с ними в другие миссии) нужно как зеницу ока! На этом вводную о представленных в Codename: Panzers - Phase One войсках и их отдельных юнитах можно счесть достаточной.
Особенно следует отметить, что StormRegion с уважением отнеслись к СССР. Аутентичностью в плане униформы и фотографическим соответствием реальным местам боевых действий игра похвастаться не может, но подвиг советских солдат показала как мужество свободных людей, а не «рабов кровавого Сталина, гнавшего солдат на войну угрозами сожрать их детей в случае отказа». Здесь нет стереотипного для западной пропаганды изображения заградотрядов, бессмысленной жестокости, затыкания пулемётов «мясом» сотен трупов и прочих лживых штампов, очерняющих жертву советских людей во имя жизни и мира. Именно из понимания разработчиками размаха и решающей роли сражений на Восточном фронте на советскую кампанию пришлись самые сложные и крупные миссии игры, которую её персонаж, Александр Владимиров, пройдёт от подмосковного Дмитрова до Берлина, закончив героем, увешанным орденами, обнимая свою фронтовую любовь Катю, а не узником ГУЛАГа, как Лев Абрамович Исакович из невероятной по своему масштабу лжи и грязи канадской Company of Heroes 2. Казалось бы, такая чернуха должна была выйти у венгров, отношения у которых с нами были очень сложными, не говоря уж об их участии в войне на стороне Германии, а не у далёкой Канады. Такой вот парадокс.
Закончу на оптимистичной ноте, имеющей самое прямое отношение к Codename: Panzers - Phase One. В 2015 году выходцы из закрывшейся в 2008-м StormRegion основали Kite Games, выпустившую уже упомянутую в первом абзаце Sudden Strike 4 с целым ворохом аддонов и весьма неплохо продавшуюся для такого нишевого ныне жанра, как RTS о Второй мировой. Да, игра получилась неоднозначная, но для нашего времени «вомглы» стратегий, как и геймдева в целом, — это уже повод для радости. Поэтому будем верить, что получится если не возродить былое великолепие жанра, то хотя бы сохранить его.
В теперь уже очень далёком 2004-м венгерская компания StormRegion после успеха первой своей игры — курьёзной стратегии S.W.I.N.E., повествующей о войне кроличьего народа против свинских (в буквальном смысле) захватчиков, — выпустила уже серьёзную (в плане сеттинга) Codename: Panzers - Phase One, где война уже шла не в Морковляндии, а в нашем с вами мире, охваченном пожаром мировой войны, развязанной кликой одного нехорошего австрийского художника. Воевать предстоит в трёх кампаниях: СССР, Германия и Союзники. В первой мы берём на себя роль Александра Владимирова и пройдём вместе с ним до самого Рейхстага. Вторая, за Ганса фон Гребеля, окончится в Сталинграде. Ну а третья, за американца Джеффри Уилсона, перенесёт нас в Западную Европу. Боевые дороги трёх разных персонажей сопровождаются отличной графикой и спецэффектами, весьма недурственно смотрящимися и по нынешним временам. Звук не отстаёт, убедительно передавая грохот и лязг сражений. Вот только анимация могла бы быть и получше, — и это не придирчивый взгляд из будущего, избалованный изысками новых технологий, а объективное замечание, которое давали и на момент релиза. Музыка появляется только во время брифингов, на нужный лад не настраивает, так как звучит весьма «стандартно», будто её, опомнившись, написали в последний момент, чтобы игра не была совсем уж без неё. До обиды жаль: очень не хватает тревожно-пафосных композиций, когда на горизонте появляется армада немецких танков, идущих на прорыв твоих укреплений, или триумфального звона фанфар в момент штурма последнего оплота нацистов. Резюмируя: RTS получилась замечательная, была обласкана игрожуром и рядовыми игроками. Увы, но удержать успех венгры не сумели: последние их творения едва дотягивали до середняка, чему причиной было нежелание выходить на новый уровень, предпочитая действовать по старой модели, тогда как на рынке уже господствовали «В тылу врага 2» и Company of Heroes.
Пожалуй, основным преимуществом Codename: Panzers - Phase One является выверенность геймплея, которой так остро недостаёт другим представителям жанра. Секрет прост: здесь нет «стеклянных пушек». Баланс построен так, что игрок не боится рисковать пехотой и танками; потерять из-за каприза случая (читай: невменяемый баланс, ставший бичом не одной RTS) единицу, набравшую ценный опыт, было бы до невозможности обидно. Смелые вылазки к врагу не заканчиваются мгновенной грудой обугленного металлолома или подбитыми гусеницами, что для обездвиженной боевой машины зачастую оборачивается той самой кучей горелого железа. Здесь можно откатиться назад и починиться у ремонтной машины или базы снабжения. Учитывая то, что заводов и казарм, штампующих войска прямо на поле боя, в игре нет, а доступны только те юниты, что были выбраны в начале миссии, и редкие подкрепления по воле сюжета, — это очень положительно сказывается на динамизме и разнообразии тактик, избавляя от боязни действия и власти неадекватного рандома. Но это не значит, что бои не требуют осторожности, — прямолинейный раш быстро захлебнётся, ресурсы для ремонта небесконечны, а войска врага показателями здоровья/брони не уступают аналогичным юнитам игрока. Просто тут, зазевавшись или попав врасплох, не нужно прибегать к загрузке, а можно отступить на ремонт. Тогда как, например, в «Блицкриге» почти любое попадание по вам смертельно, а во второй части в большинстве миссий ремонт и вовсе убрали, что делает даже незначительное повреждение техники провалом всей операции; ко всему прочему, противник отлично видит и бьёт далеко из «тумана войны», превосходя самые дальнозоркие юниты под нашим командованием, даже если у него жалкий Panzer II против СУ-85 у игрока. Не говоря уж о пехоте, которая поголовно вооружена противотанковыми гранатами, что полнейший абсурд! Поэтому танк как средство прорыва полностью лишается смысла, сдавая роль связке снайпер-артиллерия. Ещё одной натянутой на глобус баланса совой бывает утроенное количество HP («полоска жизни/брони») врага, что превращает танковые дуэли во что-то такое, отчего любого разбирающегося в военной технике хватил бы удар: монструозный ИС-2 в «В тылу врага 2» с тридцати попавших в Panzer IV бронебойных и фугасных снарядов не может его подбить, тогда как он без труда разваливает ИСа. Да что там дотошные ревнители ТТХ — даже обычному игроку дико видеть такую чушь! Codename: Panzers - Phase One, при всех её условностях, этого всего избежала, поставив во главу угла динамичный аддиктивный геймплей, а не безумный хардкор, основанный на идиотских ограничениях.
Баланс миссий выше всяких похвал: геймдизайнеры свой хлеб не ели даром, а тестеры действительно работали, выискивая золотую середину сложности и играбельности. Прохождение не ставит перед игроком утомительных задач, не заставляет нервно тыкать по мини-карте, пытаясь успеть отбить атаки по всем направлениям, таймер, если он встречается в некоторых заданиях, не напрягает нехваткой драгоценных минут. Решают не удача, перебор десятков тактик и использование багов/затыков ИИ (коих здесь совсем нет), а умение, аккуратность, неторопливость: выехали к врагу, отстрелялись, откатились назад. А если и встречаются трудности, то, спустя пару попыток, находится верная тактика, позволяющая остановить многократно превосходящего врага. Также радует незатянутость миссий, длятся которые самое большое — час. Поэтому проходить их интересно даже на самом высоком уровне сложности, причём вообще не прибегая к сохранению/загрузке. Из наиболее понравившихся отмечу: «Операцию „Конрад“», где мы должны отбить грандиозное наступление немцев и перейти в контратаку; штурм войсками РККА Будапешта, каждая улица которого начинена гитлеровцами, в «Что? Вы — женщина?!» (орфография первоисточника сохранена); и немецкую «Т-34», целью которой, как прямо сказано, является похищение легендарного советского танка.
Ну а теперь о танках, что рефреном проходят через всю игру. Их тут щедрое разнообразие! От малюток Panzer I/Т-26 до исполинских «Королевских Тигров» и ИС-2. Дополняет их артиллерия в лице «Катюш», ИСУ-152, такой экзотики, как впечатляющий «Штурмтигр», и нескольких экземпляров поскучнее. Как уже прикинули тактику опытные командиры виртуальных боёв: вперёд идут танки, а артиллерия поодаль за ними. Бронемашины, ПТО, гаубицы на тягачах сразу же, как только это становится возможным, заменяются танками, реактивными миномётами или САУ. А вот с «царицей полей» — пехотой можно не расставаться до самого конца кампании. Взвод снайперов, гранатомётчиков/бронебойщиков, пулемётчиков и миномётчиков способен бросить вызов любому врагу. Стрелки не нужны, когда есть пулемёты, огнемётчики как бойцы короткой дистанции слишком рискуют, ну а танкисты вне танка обречены. Говоря о представленной в игре пехоте, нельзя не упомянуть о таком её юните, как герой, который представлен тем человеком, чью кампанию мы выбрали. Он имеет больший радиус видимости и значительно сильнее обычных солдат, но не настолько, чтобы им одним можно было бесстрашно атаковать врага численностью больше двух пехотных отрядов. А если сделать его командиром техники, боевые качества последней многократно увеличиваются. Если герой погибнет, миссия будет провалена, так что беречь его (и не только его, но и другие войска, так как они получают ветеранство, дающее увеличение показателей урона и переходящее с ними в другие миссии) нужно как зеницу ока! На этом вводную о представленных в Codename: Panzers - Phase One войсках и их отдельных юнитах можно счесть достаточной.
Особенно следует отметить, что StormRegion с уважением отнеслись к СССР. Аутентичностью в плане униформы и фотографическим соответствием реальным местам боевых действий игра похвастаться не может, но подвиг советских солдат показала как мужество свободных людей, а не «рабов кровавого Сталина, гнавшего солдат на войну угрозами сожрать их детей в случае отказа». Здесь нет стереотипного для западной пропаганды изображения заградотрядов, бессмысленной жестокости, затыкания пулемётов «мясом» сотен трупов и прочих лживых штампов, очерняющих жертву советских людей во имя жизни и мира. Именно из понимания разработчиками размаха и решающей роли сражений на Восточном фронте на советскую кампанию пришлись самые сложные и крупные миссии игры, которую её персонаж, Александр Владимиров, пройдёт от подмосковного Дмитрова до Берлина, закончив героем, увешанным орденами, обнимая свою фронтовую любовь Катю, а не узником ГУЛАГа, как Лев Абрамович Исакович из невероятной по своему масштабу лжи и грязи канадской Company of Heroes 2. Казалось бы, такая чернуха должна была выйти у венгров, отношения у которых с нами были очень сложными, не говоря уж об их участии в войне на стороне Германии, а не у далёкой Канады. Такой вот парадокс.
Закончу на оптимистичной ноте, имеющей самое прямое отношение к Codename: Panzers - Phase One. В 2015 году выходцы из закрывшейся в 2008-м StormRegion основали Kite Games, выпустившую уже упомянутую в первом абзаце Sudden Strike 4 с целым ворохом аддонов и весьма неплохо продавшуюся для такого нишевого ныне жанра, как RTS о Второй мировой. Да, игра получилась неоднозначная, но для нашего времени «вомглы» стратегий, как и геймдева в целом, — это уже повод для радости. Поэтому будем верить, что получится если не возродить былое великолепие жанра, то хотя бы сохранить его.
- Время и место:
Вторая мировая война - Страна или регион происхождения:
Венгрия - Элемент жанра:
В реальном времени - Язык:
Русский
English