«Мультяшная» адвенчура от 44 Bico Largo из Сан-Паулу, уже известной нам по «Os 7 Invasores», – одно из наиболее редких и примечательных творений бразильской игроиндустрии, и без того малоизвестной за пределами своей исторической родины (а по состоянию на 2020 год от Р. Х. – пожалуй, даже и там). Але Мак-Хаддо, основатель и бессменный руководитель студии, посвятил свою новую работу классическим фильмам ужасов – как видно, на удивление популярным в испано- и португалоязычных странах (вспомним хотя бы «Hollywood Monsters»). Предметом особой гордости для авторов игры при этом является участие в её разработке знаменитого местного киноактёра и режиссёра Жозе Можика Маринса (1936–2020), создателя образа «национального бразильского монстра» по имени Zé do Caixão (нечто вроде «Гробового Джо»), легко узнаваемого по длиннющим ногтям и по чёрному костюму с цилиндром и впервые появившегося ещё в 1964 году в кинофильме «À Meia-Noite Levarei Sua Alma».
Завязка сюжета не совсем стандартна хотя бы потому, что играть нам предстоит за молодого антропоморфного скунса (!), которого зовут Каши. Возвращаясь из отпуска домой на своём уже видавшем виды деревянном автомобиле, он неожиданно попадает под сильный дождь, застревает в глуши из-за нехватки топлива – и решает найти укрытие в расположенном неподалёку полузаброшенном особняке. Который, как нетрудно догадаться, на поверку оказывается классическим «домом с привидениями», окружённым самыми нехорошими слухами и населённым аж семнадцатью разнообразными чудовищами, от Дракулы, Невесты Франкенштейна и Призрака Оперы до Горбуна из Нотр-Дама, Лазаньи-Убийцы и, разумеется, того самого Zé do Caixäo. Так что теперь задачей нашего героя оказывается выбраться из не очень-то гостеприимного здания, избавившись от монстров, разгадав все их загадки и пройдя через множество опасностей и испытаний.
К счастью, по внешнему своему виду «Monstruário» смотрится совсем даже не пугающе, а скорее весело и забавно: яркая, цветастая и симпатичная графика, включая изображение неизменно улыбающегося протагониста, всегда присутствующего на экране в перспективе от третьего лица, определённо порадует и детей, и взрослых, напомнив по своему стилю такие вещи, как, например, «Jan Pieńkowski Haunted House». Единственное, но показательное исключение – сцены «умерщвления» Каши, которое каждое встречное чудище производит своим собственным, уникальным и весьма изощрённым способом, – таковые проходят в лучшем случае по разряду «очень чёрного» юмора, так что совсем уже маленьким пользователям (вопреки уверениям официального сайта насчёт рекомендуемого возраста «от девяти лет») игру всё-таки показывать не стоит. Кроме того, для более мирного общения с местными монстрами потребуется какое-никакое восприятие на слух не самого в наших краях популярного португальского языка: озвучка как бесед, так и комментариев героя по поводу каких бы то ни было предметов или событий представлена исключительно на наречии Камоэнса и субтитрами не снабжена, если не считать реплики протагониста в диалогах, отображаемые в каждом случае в количестве трёх на выбор.
С точки зрения интерфейса перед нами классическая point-and-click адвенчура образца середины-конца 1990-х. Управление осуществляется посредством мыши: при подведении курсора, представленного в качестве стилизованного черепа, к достойному внимания объекту наш указатель желтеет и раскрывает рот, а после щелчка превращается в «мини-меню» в виде банки с каким-то лягушкоподобным одноглазым монстриком внутри. Прямо под чудовищем при этом отображается название предмета интереса (увидеть которое на основном экране, таким образом, нельзя), а нажав на глаз, рот или лапу узника стеклянного сосуда можно, соответственно, осмотреть объект или персонажа, завязать с ним разговор или совершить какое-либо действие. Для перемещения героя в соседнюю локацию следует подвести курсор к одной из сторон экрана и дождаться его превращения в своеобразную гробоподобную стрелку. Что касается полезных предметов для взятия, то они обретаются исключительно в разнообразных ящиках и шкафчиках; чтобы заполучить их в инвентарь, достаточно просто щёлкнуть на одном из таковых левой кнопкой манипулятора, – открывается же экран с пожитками протагониста нажатием правой кнопки или клавиши Tab. Обратите внимание, что количество посадочных мест ограничено здесь шестнадцатью: «лишние» или уже использованные вещи придётся периодически рассовывать по тем же самым шкафчикам (в каждый из которых их влезает уже не более четырёх). Кроме того, «V» позволяет регулировать громкость звука, «S» и «C» – сохранять или загружать игру, «Q» поможет выйти в систему, а «U» вызовет отдельное меню с четырьмя предыдущими опциями. Помимо этого, «M» или «Esc» отправят нас прямиком на заглавный экран, причём без подтверждения и автосохранения: будьте внимательны и осторожны!
В этом основном меню, помимо возможности начать новую игру, загрузить сохранённую, пересмотреть вступительный ролик или выйти в систему, к нашим услугам имеются ещё два примечательных пункта, «Filmes» и «Livro»: в первом из них можно узнать о кинолентах, послуживших источником вдохновения для авторов игры (вроде легендарного «Носферату» Мурнау 1922 года с Максом Шреком или «Дракулы» с Белой Лугоши). Более того: посещение кинотеатра, расположенного в подвальном помещении нашего особняка, позволит насладиться просмотром фрагментов любого из тринадцати таких кинофильмов! Последний же упомянутый пункт главного меню представляет собой мини-энциклопедию (также иллюстрированную, в том числе видеовставками) обитателей особняка, вроде бы составленную самим Zé do Caixão, – собственно, название этой книги и вынесено в заголовок игры, да и в инвентаре у нас она представлена на особом отдельном месте слева внизу. Прямо над ней на том же экране пожитков красуется шесть портретов нашего скунса: не удивляйтесь, – вас ведь предупреждали, что путешествие по дому с привидениями преисполнено опасностей? Неверный тон при беседе с одним из чудовищ или неправильное применение предмета может означать гибель персонажа! На то, чтобы во всём разобраться, у Каши имеется семь жизней, и при каждом последующем возрождении одна из уже загубленных будет зачёркиваться прямо у нас в инвентаре.
Впрочем, всё далеко не так уж и страшно: в конце концов, вернуться к сохранённому ранее состоянию ничто не мешает и после совершения неправильного поступка (который к тому же часто сопровождается забавной анимацией, и последняя может быть достойна внимания уже сама по себе). Кроме того, упомянутый фолиант «Монструария» как раз и призван ликвидировать возможные пробелы в нашем знании сущности и характера здешних чудовищ, просвещая и немного подсказывая по части того, какой именно предмет позволит нам избавиться от встречного обитателя особняка. Настроены они к протагонисту вовсе не неприязненно: любой согласен для начала побеседовать о том о сём (а то даже и просто помочь), и к враждебным действиям приступают лишь после какого-то неверного шага с нашей стороны.
А что ещё стоит отметить в качестве не совсем обычного игрового решения авторов «Monstruário», так это отчасти случайный ход нашего путешествия по особняку: не только упоминавшиеся уже полезные предметы всякий раз оказываются спрятанными в другом комоде или сундуке, но и двери при очередном прохождении начинают открываться в ином порядке, – так что какой-никакой элемент неожиданности и нелинейности вполне себе присутствует! Если точнее, то всего нам предстоит пройти по очереди четыре этажа дома – считая подвал и чердак, а также некоторые помещения на заднем дворе, куда имеется выход со стороны кухни. Первая такая секция откроется для нас сама после взятия в библиотеке «Монструария», – остальные же три двери плюс собственно входную придётся открывать ключами, добываемыми путём решения «финальных головоломок» (весьма несложных) на каждом из этажей. Перед этим, разумеется, нам потребуется преодолеть разнообразные препятствия в виде монстров, каждый из которых занимает свою собственную комнату и, как правило, всячески мешает нам в попытке взять или использовать какой-либо полезный предмет, позволяющий пройти в соседнее помещение. В большинстве случаев встречное чудовище можно при желании «уболтать», путём выбора правильных реплик заставив его временно удалиться, – но всё равно рано или поздно придётся избавляться от него раз и навсегда (за исключением всё того же Zé do Caixão: видимо, на правах особо приглашённой «звезды» он занимает сразу три комнаты в разных частях особняка, – впрочем, его «ключевой предмет» в любом случае присутствует лишь в единичном экземпляре, а потому и изгонять нужно будет только одну из его ипостасей).
К примечательным достоинствам «Monstruário» следует отнести также и – да, уже упоминавшуюся в самом начале феноменальную редкость: вплоть до появления на нашем сайте в конце февраля 2020 года эта игра отсутствовала в свободном доступе (увы, это событие неисповедимым образом совпало с получением известия о смерти участвовавшего в разработке Жозе Можика Маринса). Более того: коллектив сайта приобрёл адвенчуру лично у её автора (с автографом), – который, надо сказать, мало того что не возражал против её выкладывания для всеобщего пользования, но даже и сокрушался по поводу того, что эта вещь не была в своё время достаточно популяризована «пиратами» и потому осталась малоизвестной широкой публике. К счастью, теперь это досадное препятствие устранено – и помешать вашему путешествию вместе со скунсом по особняку с чудовищами может разве что не самое доскональное знание португальского.
Завязка сюжета не совсем стандартна хотя бы потому, что играть нам предстоит за молодого антропоморфного скунса (!), которого зовут Каши. Возвращаясь из отпуска домой на своём уже видавшем виды деревянном автомобиле, он неожиданно попадает под сильный дождь, застревает в глуши из-за нехватки топлива – и решает найти укрытие в расположенном неподалёку полузаброшенном особняке. Который, как нетрудно догадаться, на поверку оказывается классическим «домом с привидениями», окружённым самыми нехорошими слухами и населённым аж семнадцатью разнообразными чудовищами, от Дракулы, Невесты Франкенштейна и Призрака Оперы до Горбуна из Нотр-Дама, Лазаньи-Убийцы и, разумеется, того самого Zé do Caixäo. Так что теперь задачей нашего героя оказывается выбраться из не очень-то гостеприимного здания, избавившись от монстров, разгадав все их загадки и пройдя через множество опасностей и испытаний.
К счастью, по внешнему своему виду «Monstruário» смотрится совсем даже не пугающе, а скорее весело и забавно: яркая, цветастая и симпатичная графика, включая изображение неизменно улыбающегося протагониста, всегда присутствующего на экране в перспективе от третьего лица, определённо порадует и детей, и взрослых, напомнив по своему стилю такие вещи, как, например, «Jan Pieńkowski Haunted House». Единственное, но показательное исключение – сцены «умерщвления» Каши, которое каждое встречное чудище производит своим собственным, уникальным и весьма изощрённым способом, – таковые проходят в лучшем случае по разряду «очень чёрного» юмора, так что совсем уже маленьким пользователям (вопреки уверениям официального сайта насчёт рекомендуемого возраста «от девяти лет») игру всё-таки показывать не стоит. Кроме того, для более мирного общения с местными монстрами потребуется какое-никакое восприятие на слух не самого в наших краях популярного португальского языка: озвучка как бесед, так и комментариев героя по поводу каких бы то ни было предметов или событий представлена исключительно на наречии Камоэнса и субтитрами не снабжена, если не считать реплики протагониста в диалогах, отображаемые в каждом случае в количестве трёх на выбор.
С точки зрения интерфейса перед нами классическая point-and-click адвенчура образца середины-конца 1990-х. Управление осуществляется посредством мыши: при подведении курсора, представленного в качестве стилизованного черепа, к достойному внимания объекту наш указатель желтеет и раскрывает рот, а после щелчка превращается в «мини-меню» в виде банки с каким-то лягушкоподобным одноглазым монстриком внутри. Прямо под чудовищем при этом отображается название предмета интереса (увидеть которое на основном экране, таким образом, нельзя), а нажав на глаз, рот или лапу узника стеклянного сосуда можно, соответственно, осмотреть объект или персонажа, завязать с ним разговор или совершить какое-либо действие. Для перемещения героя в соседнюю локацию следует подвести курсор к одной из сторон экрана и дождаться его превращения в своеобразную гробоподобную стрелку. Что касается полезных предметов для взятия, то они обретаются исключительно в разнообразных ящиках и шкафчиках; чтобы заполучить их в инвентарь, достаточно просто щёлкнуть на одном из таковых левой кнопкой манипулятора, – открывается же экран с пожитками протагониста нажатием правой кнопки или клавиши Tab. Обратите внимание, что количество посадочных мест ограничено здесь шестнадцатью: «лишние» или уже использованные вещи придётся периодически рассовывать по тем же самым шкафчикам (в каждый из которых их влезает уже не более четырёх). Кроме того, «V» позволяет регулировать громкость звука, «S» и «C» – сохранять или загружать игру, «Q» поможет выйти в систему, а «U» вызовет отдельное меню с четырьмя предыдущими опциями. Помимо этого, «M» или «Esc» отправят нас прямиком на заглавный экран, причём без подтверждения и автосохранения: будьте внимательны и осторожны!
В этом основном меню, помимо возможности начать новую игру, загрузить сохранённую, пересмотреть вступительный ролик или выйти в систему, к нашим услугам имеются ещё два примечательных пункта, «Filmes» и «Livro»: в первом из них можно узнать о кинолентах, послуживших источником вдохновения для авторов игры (вроде легендарного «Носферату» Мурнау 1922 года с Максом Шреком или «Дракулы» с Белой Лугоши). Более того: посещение кинотеатра, расположенного в подвальном помещении нашего особняка, позволит насладиться просмотром фрагментов любого из тринадцати таких кинофильмов! Последний же упомянутый пункт главного меню представляет собой мини-энциклопедию (также иллюстрированную, в том числе видеовставками) обитателей особняка, вроде бы составленную самим Zé do Caixão, – собственно, название этой книги и вынесено в заголовок игры, да и в инвентаре у нас она представлена на особом отдельном месте слева внизу. Прямо над ней на том же экране пожитков красуется шесть портретов нашего скунса: не удивляйтесь, – вас ведь предупреждали, что путешествие по дому с привидениями преисполнено опасностей? Неверный тон при беседе с одним из чудовищ или неправильное применение предмета может означать гибель персонажа! На то, чтобы во всём разобраться, у Каши имеется семь жизней, и при каждом последующем возрождении одна из уже загубленных будет зачёркиваться прямо у нас в инвентаре.
Впрочем, всё далеко не так уж и страшно: в конце концов, вернуться к сохранённому ранее состоянию ничто не мешает и после совершения неправильного поступка (который к тому же часто сопровождается забавной анимацией, и последняя может быть достойна внимания уже сама по себе). Кроме того, упомянутый фолиант «Монструария» как раз и призван ликвидировать возможные пробелы в нашем знании сущности и характера здешних чудовищ, просвещая и немного подсказывая по части того, какой именно предмет позволит нам избавиться от встречного обитателя особняка. Настроены они к протагонисту вовсе не неприязненно: любой согласен для начала побеседовать о том о сём (а то даже и просто помочь), и к враждебным действиям приступают лишь после какого-то неверного шага с нашей стороны.
А что ещё стоит отметить в качестве не совсем обычного игрового решения авторов «Monstruário», так это отчасти случайный ход нашего путешествия по особняку: не только упоминавшиеся уже полезные предметы всякий раз оказываются спрятанными в другом комоде или сундуке, но и двери при очередном прохождении начинают открываться в ином порядке, – так что какой-никакой элемент неожиданности и нелинейности вполне себе присутствует! Если точнее, то всего нам предстоит пройти по очереди четыре этажа дома – считая подвал и чердак, а также некоторые помещения на заднем дворе, куда имеется выход со стороны кухни. Первая такая секция откроется для нас сама после взятия в библиотеке «Монструария», – остальные же три двери плюс собственно входную придётся открывать ключами, добываемыми путём решения «финальных головоломок» (весьма несложных) на каждом из этажей. Перед этим, разумеется, нам потребуется преодолеть разнообразные препятствия в виде монстров, каждый из которых занимает свою собственную комнату и, как правило, всячески мешает нам в попытке взять или использовать какой-либо полезный предмет, позволяющий пройти в соседнее помещение. В большинстве случаев встречное чудовище можно при желании «уболтать», путём выбора правильных реплик заставив его временно удалиться, – но всё равно рано или поздно придётся избавляться от него раз и навсегда (за исключением всё того же Zé do Caixão: видимо, на правах особо приглашённой «звезды» он занимает сразу три комнаты в разных частях особняка, – впрочем, его «ключевой предмет» в любом случае присутствует лишь в единичном экземпляре, а потому и изгонять нужно будет только одну из его ипостасей).
К примечательным достоинствам «Monstruário» следует отнести также и – да, уже упоминавшуюся в самом начале феноменальную редкость: вплоть до появления на нашем сайте в конце февраля 2020 года эта игра отсутствовала в свободном доступе (увы, это событие неисповедимым образом совпало с получением известия о смерти участвовавшего в разработке Жозе Можика Маринса). Более того: коллектив сайта приобрёл адвенчуру лично у её автора (с автографом), – который, надо сказать, мало того что не возражал против её выкладывания для всеобщего пользования, но даже и сокрушался по поводу того, что эта вещь не была в своё время достаточно популяризована «пиратами» и потому осталась малоизвестной широкой публике. К счастью, теперь это досадное препятствие устранено – и помешать вашему путешествию вместе со скунсом по особняку с чудовищами может разве что не самое доскональное знание португальского.
- Атмосфера:
Ужасы
Юмор - Главный герой:
Животное - Игровой движок:
Macromedia Director - Особенность геймплея:
Встроенная энциклопедия - Перспектива:
Вид от третьего лица - Страна или регион происхождения:
Бразилия - Технические детали:
Полная озвучка
PC-Mac - Язык:
Português