Zuma Deluxe

Zuma Deluxe
Жанр: Puzzle
Разработчик: PopCap Games
Издатель: PopCap Games
Год выхода: 2003
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.25 из 10
  • 12
  • 8
  • 18
А ведь игровой хит может неожиданно появиться, когда все обречённо думают, что гейминдустрия «окончательно начала деградировать» или «стала уже не та…». Подобный прецедент произошёл с игрой Zuma Deluxe, обретшей невероятную популярность у обитателей светлых кабинетов: различных тружеников «клавиатуры и монитора», представителей творческих профессий, а также многочисленных жертв изнурительного «офисного рабства». По крайней мере, во многих рецензиях «авторитетно» утверждается: «…она свела с ума весь мир»…

Геймплей прост, как и всё гениальное. В центре расположена ваша жизнерадостная лягушка Зума. Она может вращаться и стрелять изо рта цветным шариком по тесной цепочке движущихся разноцветных шариков - так, чтобы он втискивался, застревая между соседей. Текущий цвет шарика перед выстрелом всегда отображается. Если цвет не устраивает, то можно выбрать второй вариант. Тактика – метко попадать в замысловато изгибающуюся цепочку (или даже цепочки) непрерывно движущихся шариков, – если у трёх и более подряд совпадёт цвет, то такой фрагмент исчезает и цепочка становится короче. Главной задачей является уничтожение всей последовательности, прежде чем первый шарик в её голове достигнет финиша. В случае подобной неудачи теряется одна жизнь и уровень приходится начинать сначала. Поначалу цветов будет только четыре: красный, синий, зелёный и жёлтый. Но по мере прохождения уровней появляются шарики с новыми цветами. Так, например, пурпурный цвет в пылу геймплея уже легко перепутать с красным. Некоторые шарики на короткое время становятся бонусными. Если цветовая цепочка с таким бонусом уничтожается, то мы имеем следующие полезные эффекты. Бомба (самая любимая!) – все шарики в ближайшей окрестности уничтожаются мощным взрывом. Указка – появляется возможность точно попадать в нужное место. Реверс – цепочка начинает двигаться назад. Пауза – движение шариков останавливается. Также за цепочкой на короткое время появляются монетки, попасть в которые очень сложно (ибо шарики постоянно их загораживают). Эти предметы дают очки, а также влияют на начальное формирование цепочки, что позволяет быстрее пройти уровень. За каждые набранные 50000 очков вашей Зуме дарится дополнительная жизнь. Режимов прохождения два: Adventure – последовательно преодолеваем уровни, Gauntlet – нужно продержаться как можно дольше и набрать максимум очков.

Да уж, что правда, то правда: игруха – нереально чумовая! Цепляет «нипадеццки» и «аццки» затягивает. За основу была взята сильно схожая по своей механике игра Ballistic (1999, PlayStation, Infogrames), у которой управление на геймпаде оказалось не вполне удобным для пользователя. Но всё в одночасье изменилось, когда единственным средством управления в таком геймплее стал ручной манипулятор типа «мышь» и Zuma Deluxe начала с невероятной скоростью завоёвывать наш современный «офисно-планктонный» мiръ…

Формально говоря, подобный формат геймплея начался именно с Ballistic, но если копнуть глубже – в начало 1990-х годов, – то сама идея «самоуничтожения шариков одного цвета, удачно выстроенных в линию» просматривается ещё с японских игр экзотического поджанра “Puyo Puyo”.

Графика яркая и бесподобная. Разрешение экрана – только 640х480, что для тех лет уже считалось немного «тесновато». Всё в меню и в геймплее оформлено в стиле ацтекской культуры. Своеобразная музыкальная тема также говорит об индейской тематике этой игры.

Хочется немного поведать о продолжении серии. Помимо двух браузерных вариантов Zum’ы, в 2009 году вышла не менее хитовая игра Zuma’s Revenge. Здесь были добавлены новые бонусные эффекты, сражения с боссами каждые пять уровней, вариант стрельбы шариками с перемещением, зафиксированным по горизонтали, а также новые режимы прохождения. Возможно, когда-нибудь о Zuma’s Revenge также будет написано отдельное повествование на страничке нашего сайта. А ещё аналогичный геймплейный формат был реализован у серии Luxor (с 2005 года) и у других игр. Однако «зума» была первой по-настоящему успешной!

Оценка… С ней всё и так понятно: когда в середине и ближе к концу «нулевых» количество установленных копий «зумы» на офисных рабочих местах было соизмеримо с количеством копий (будем честны, не всегда лицензионных…) одного популярного текстового процессора, разработанного славной компанией американского программиста Б. Гейтса, то это, пожалуй, стало лучшим мерилом популярности у аудитории. Хотя предварительные оценки в ведущих периодических изданиях того времени были далеки от твёрдой 5+, что уже указывает на проблемы с объективностью и неспособностью видеть хоть какую-то перспективу. И всё же в славной истории мирового игропрома редко, но бывают хиты, о которых после издания вообще никто никогда не говорит мало-мальски плохо, и Zuma Deluxe – как раз из этой категории. А посему если вдруг гипотетически у нашей любимой «зумы» всё-таки когда-нибудь появятся немногочисленные критики, то хочется сразу сейчас дать им полезный совет: ЛУЧШЕ ПРОДОЛЖАЙТЕ И ДАЛЬШЕ РАСКЛАДЫВАТЬ СВОЙ УНЫЛО-СКУЧНЫЙ ПАСЬЯНС «КОСЫНКА»!!!
Автор обзора: WERTA
Luxor
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Помнится, в свое время часами зависали в нее с пацанами из юр. отдела. А потом приходилось нагонять потраченное рабочее время и в ускоренном темпе готовить документы) Необычайно затягивающая вещь! С какого-то момента входишь в полностью автономный режим и расставляешь шарики почти не думаю, на автомате.
@Taw Tulki, если он предпочёл позорные консоли ПК, то пусть сидит о помалкивает о плагиате.
@Grue13, надо было как можно раньше портировать свою игру на ПК. Тогда бы его игра приобрела популярность. А так он этого упустил.
Какой-то разработчик сказал, что разработчики украли Zuma идею игры и основную тему (южноамериканские индейцы) у него.

Из английской Википедии:

Plagiarism controversy[edit]
The Japanese developer Mitchell Corporation claims Zuma infringes on the intellectual property of their 1998 arcade game, Puzz Loop, which was released as Ballistic outside Japan.[5] Mitchell re-released the design in 2006 as the Nintendo DS game Magnetica. PopCap asserted that Zuma was "not an exact clone", with PopCap founder Jason Kapalka saying that he was "happy" with the idea of games being cloned by other developers, so long as the new version added to the gameplay of the game it had copied.[6]
Одна из любимых казуалок моего детства. Вот только я так и не мог до конца пройти, из-за того, что путь шариков до солнца стал короче. Не успеваешь выстрелить в определённую цепочку.