Sid Meier's Civilization

Sid Meier's Civilization
Жанр: Strategy
Разработчик: MPS Labs
Издатель: MicroProse Software
Год выхода: 1991
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.50 из 10
  • 126
  • 102
  • 75
Без преувеличения легенда игрового мира, пошаговая стратегия Civilization предоставит Вам возможность опробовать роль лидера одного из четырнадцати народов и попытаться объединить под своим мудрым руководством весь мир. Начинается всё просто – за четыре тысячи лет до нашей эры Вы, обладая одним лишь отрядом колонистов, должны выбрать подходящее место для основания столицы и начать всеобщую экспансию. Однако чтобы получить хоть какой-то шанс на успех, нужно принимать во внимание огромное множество факторов.

Итак, что делает игровой процесс Civilization интересным и затягивающим? Слагаемые успеха просты, но выполнены качественно и с любовью. Как уже было упомянуто, основной задачей колонистов является создание городов, однако они же могут и производить мелиорацию окружающих земель, прокладывать дороги (а впоследствии – и железнодорожное полотно, позволяющее перемещать войска с максимальной скоростью), разрабатывать месторождения угля и золота, преобразовывать ландшафт («Мне не нравится тот холм! Сройте его и насадите пшеницу…»). Ваши боевые юниты способны не просто атаковать противника, но и засесть в ожидании, окопаться в подходящем месте, расположиться в городе (что, кстати, при определённом государственном устройстве позволит Вам «утихомиривать» недовольных жителей, буде таковые найдутся), занять оборону в заранее подготовленном форте, в конце концов. Сами военные единицы подразделяются на сухопутные, морские и воздушные. И тут придётся действовать по всем правилам: сколько Вы город авиацией ни бомбите, а захватывать его всё равно придётся пехотой. Если хлипкая галера отойдёт слишком далеко от берега, Вы рискуете потерять её в безграничной синеве океана. У самолёта может в самый ответственный момент кончиться топливо… Но до всего этого ещё надо дожить – не забывайте, начинаем-то мы играть в древние времена, когда самым страшным оружием считались луки в руках местной милиции, которой нам и придётся управлять на старте… Тут на помощь приходят научные исследования. Ваши учёные предлагают Вам выбрать то открытие, которое в данный момент наиболее приоритетно, а затем начинают работать в нужном направлении. Одни технологии влекут за собой возможность заниматься другими, поэтому Вы сможете подстраивать всё государство исключительно под собственные предпочтения. Так, с самого начала можно продвигаться в военных отраслях, изучая обработку бронзы (для производства фаланг), железа (что даст возможность созывать легионы), постепенно перейти к математике (катапульты), пороху (стрелки), автомобилям (танки)… С другой стороны, кто-то пожелает уделить внимание мирным направлениям, подарив своим подчинённым радость использования письменности, алфавита, изучив особенности навигации и торговли, изобретя деньги. К каждому совершённому научному прорыву, будь то разработка концепций республики или изучение ядерных реакций, представлена относительно подробная историческая справка, делающая игру ещё и в какой-то степени познавательной. В конечном счете, наиболее технологичные игроки могут одержать победу, первыми построив космическую экспедицию и отправив своих первопроходцев в другую звёздную систему. Так что не всегда путь разрушения – единственно верный.

Для того чтобы развиваться было легче и интереснее, существует и определённое взаимодействие с другими цивилизациями. Достаточно отправить Вашего дипломата на встречу с лидером какого-нибудь народа - и Вам представится возможность лично поговорить с ним о дальнейшей судьбе мира и даже предъявить кое-какие требования, как-то: оказать помощь в военных действиях, совместно уничтожив противников, выпросить научные разработки, до которых Ваши учёные ещё не додумались, потребовать дань за мирное сосуществование… Ваши доводы оказались недостаточно убедительными? Что ж, не проблема – отправьте всё того же дипломата организовать бунт в каком-нибудь из городов несостоявшегося партнёра или устроить промышленный саботаж.

Время от времени довольные горожане предлагают Вам улучшить находящийся в столице дворец, построив дополнительные башни, умостив дорогу брусчаткой или водрузив флаг на самую его вершину. Процедура эта чисто косметическая, однако она поможет Вам почувствовать собственную власть и искупаться в лучах славы. А чтобы такие вот знаки доброй воли со стороны подопечных случались чаще, не забывайте идти в ногу со временем, менять государственный строй на более демократичный (начинаем-то мы с деспотизма) и возводить в городах храмы, библиотеки, стадионы и прочие культурно-увеселительные заведения. Хотя, конечно, и здесь есть выбор – что построить в первую очередь? Амбар для хранения больших запасов пищи или казарму для лучшей тренировки войск? Чёртовы ацтеки со своими колесницами покоя не дают милицейским отрядам, но и народ жалуется, что еда подходит к концу…

Что делает Civilization ещё интереснее, так это достаточно «продвинутый» компьютерный оппонент. Вам позволят играть одновременно с семью противниками, и, можете поверить, на высоких уровнях сложности эти ребята не дадут Вам заскучать! Поэтому если Вы хотите увидеть себя в списке выдающихся исторических фигур при подведении итогов, действовать придётся быстро и решительно. Кстати, отследить собственный прогресс во время игры Вам помогут многочисленные графики, сравнивающие достижения Вашей цивилизации с уровнем развития соседей. Иногда игра предоставляет и нечто вроде рейтинга, ставящего Ваш народ на определённое место в сравнении с другими, что также облегчает оценку текущих успехов.

Естественно, на описание всех особенностей этого великого творения ушла бы не одна страница печатного текста, но в Civilization гораздо интереснее играть самому, чем слушать чужое мнение. Обязательно попробуйте, если Вы ещё не знакомы с этим произведением Сида Мейера. Эта игра того стоит.
Автор обзора: Dark Savant
Windows 3.x (Sid Meier's Civilization)
Caesar III, Civilization II: Multiplayer Gold Edition, Civilization: Call to Power, Master of Magic, Sid Meier's Civilization II, Sid Meier's CivNet, Sid Meier's Colonization, The Blue Planet 2000
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Игра всем взяла - кроме рандома. Затеял тут поиграть, вспомнить далекий 1993й. Прибегает комп, одной колесницей. Я его атакую, мои дохнут, он меня атакует - мои дохнут. Естественно, атаковал тем, у чего атака выше защиты - колесницами, катапультами итп, а ему хоть бы хны. И так одной колесницей мне город и вынес. И можно было бы списать на редкостную невезуху, если бы в одной игре мне так ТРИ города не выбили.
Классика всех времён и народов. Спасибо огромное Сиду Мейеру, что сделал такую превосходную игру. В которую можно играть и по сей день. Жаль, что я так и не смог развить свою цивилизацию - всё время погибал то от рук врагов, то от варваров.
+Sid Meier’s Civilization — одна из первых игр, для которой было выпущено бумажное руководство по стратегии в игре — "Rome on 640K a Day".
+В игре есть возможность сжульничать. Зажав клавишу Shift и набрав последовательно клавиши [5], [6], можно было открыть всю карту, получить доступ к некоторым дополнительным функциям, продавать вражеские здания. А программа civhelp позволяет изменить текущий год и количество денег игрока в любой из сохранённых игр.
+На боеспособность юнитов оказывал большое влияние опыт (в соответствии с Цивилопедией — на 50%), приобретался созданием юнита в городе с казармой или же победой юнита в схватке. Казармы отменялись по всему миру дважды — при открытии пороха и внутреннего сгорания кем-то из игроков их надо было строить заново. До открытия пороха казармы на своё содержание не требовали золота, после открытия пороха требовали единицу в ход, после открытия внутреннего сгорания — две единицы в ход. Часто возникали забавные ситуации, когда созданные несколько веков назад низко технологичные юниты типа мушкетёров или конницы успешно уничтожали современных, включая авиацию и даже ядерные ракеты (такое известно в любых играх "в солдатики", например, в Warlords, которые часто считаются предшественником Цивилизации, — слабый юнит имеет, пусть и сотые доли, но некую вероятность уничтожить юнит сильный. Ядерные ракеты, кроме того, крайне слабы в обороне).
+Каждая нация под управлением ИИ имела определенный уровень агрессивности по 10-балльной шкале. Индия, как самая миролюбивая нация, имела всего 1 балл. Уровень агрессивности мог увеличиваться или уменьшаться в зависимости от принятого политического строя. Демократия давала "-2" к агрессивности. В итоге Ганди, принимая демократию, получал агрессивность "-1". Но проблема в том, что эта переменная была однобайтная беззнаковая, то есть могла принимать значения от 0 до 255. Соответственно, агрессивность Махатмы Ганди становилась равна 255 из 10. После этого Ганди превращался в отъявленного милитариста, ненавидящего всё живое. Этот баг так запомнился игрокам, что разработчики переносят его из части в часть. Но теперь в последующих частях Civilization чрезмерную агрессивность Индии приносит появление у неё ядерного оружия.
+В 1993 году появились две не связанные между собой неофициальные русификации, которые впоследствии пользовались популярностью на территории бывшего СССР. Первый перевод в начале 1993 года сделали Владимир Писаренко и Василий Мисовец из Бийска. Второй, более популярный перевод, был "локализированным" — например, "Манхэттенский проект" был переименован в "Проект Курчатова", "программа „Аполлон“" — в "Программу „Восток“", зулусы назывались неграми, а их предводитель Шака — Лумумбой. Часть Цивилопедии, посвящённая технологиям, в этой версии была переведена программой машинного перевода STYLUS, из-за чего читалась с трудом. В версии Писаренко и Мисовца для русского текста использовались латинские буквы с перерисованными шрифтами, во второй версии — русский текст в кодировке DOS.
+В игре было впервые введено "дерево технологий", позволяющее развивать государство от варварства до ядерного оружия.
+В ноябре 1996 года в рейтинге "150 лучших игр всех времён" журнала Computer Gaming World, игра Civilization заняла первое место.
+В декабре 1999 года в журнале Game.EXE игра заняла 3 место в рейтинге "Топ-10 1990-х годов, лучшие компьютерные игры десятилетия по версии лучших разработчиков".
+Игра находится в Зале Славы журнала Computer Gaming World.
+В журнале PCGamer игра заняла 11 место в топе 50 лучших игр по оценке читателей.
Я считаю первую часть самой удачной игрой серии.
Здесь всё идеально сбалансировано, ничего лишнего. Полное погружение в атмосферу игры, переживание за каждый юнит и каждый город. Нервное напряжение перед входом в домик (деньги и знания, или варвары!?). Поиск идеального расположения для нового города, поближе к реке, у моря, и с ресурсами в досягаемости. Очень многое можно о ней писать. Классика жанра!
Интересен скриншот, где в десятицентовой газете с заголовком "Russian Government changed to Communist" изображён кабинет министров, в котором на всех стульях сидит один и тот же хмурый дядя с густыми бровями.